Решение по делу № 2-2414/2017 ~ М-2281/2017 от 01.08.2017

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2017 года                                                             город Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего Наумовой Т.К.,

    при секретаре Пушкиной Т.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2414/17 по иску    Воронова А.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о предоставлении мер социальной поддержки,

    установил:

    Воронов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о предоставлении мер социальной поддержки.

    В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что является ветераном труда и имеет удостоверение «Ветеран труда» серии <данные изъяты>, выданное ДД.ММ.ГГГГ года ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области».

     ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о предоставлении ему в соответствии с Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» мер социальной поддержки как ветерану труда в виде ежемесячной денежной выплаты.

    Решением от ДД.ММ.ГГГГ № 2700 ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» ему было отказано в предоставлении вышеуказанной меры социальной поддержки в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С данным отказом он не согласен, считает его незаконным.

Просит суд признать отказ в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», незаконным

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать ему как ветерану труда ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» понесенные судебные расходы.

Истец Воронов А.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Савищев А.Е. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерство труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки не сообщил, ходатайств и возражений не предоставил.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Воронова А.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года                № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении меры социальной поддержки, истец сослался на то, что он имеет удостоверение «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, Воронов А.Н. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято ГБУ ТО «МФЦ» отделением № 26 в г. Тула, но в удовлетворении данного требования истцу было отказано.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства истцом, Вороновым А.Н., доказан факт наличия у него как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 22.10.2015 года, а поэтому его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению.

Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что Воронов А.Н. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанной льготы.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Также судом установлено, что Воронову А.Н. ежемесячные денежные выплаты не назначались и не выплачивались, что подтверждается письмом ГУ ТО УСЗН Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> Доказательств обратному суду не представлено.

Разрешая требования Воронова А.Н. о взыскании с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.19 ч.1 статьи 333.36 НК РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года №23-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение «государственные органы». Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.

При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.

В этой связи на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» при осуществлении государственных функций в сфере социальной защиты населения распространяются положения п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в том случае, если оно в возникшем споре выполняет отдельные функции государственного органа.

Как установлено в судебном заседании, Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» входит в структуру органов исполнительной власти Тульской области, осуществляющих государственную социальную политику и управление в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения в пределах установленных ему государственных полномочий на территории Тульской области.

Из материалов дела следует, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в возникшем с истцом споре выполняло функции государственного органа, а не выступало как учреждение, действующее от своего имени и в своем интересе.

Таким образом, на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», осуществляющее государственное управление в сфере социальной защиты населения на территории Тульской области, распространяются предусмотренные в пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ льготы по оплате государственной пошлины, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований Воронова А.Н. о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

                                                решил:

исковые требования Воронова А.Н. удовлетворить частично.

Признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в предоставлении Воронову А.Н. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» незаконным.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Воронову А.Н. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части исковых требований Воронову А.Н. – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -

2-2414/2017 ~ М-2281/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронов Александр Николаевич
Ответчики
ГУ ТО "УСЗН ТО"
Другие
Министерство труда и социальной защиты населения Тульской области
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Наумова Т.К.
Дело на странице суда
centralny--tula.sudrf.ru
01.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2017Передача материалов судье
04.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2017Судебное заседание
06.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2017Дело оформлено
31.10.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее