Решение по делу № 2-1989/2015 ~ М-1178/2015 от 25.02.2015

Дело (№) г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2015 г.                                г. Комсомольска-на-Амуре

                

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе:

председательствующего судьи                         Файзуллиной И.Г.,

при секретаре                                 Шевелевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вдовина А. И. к индивидуальному предпринимателю Казакову В. В.ичу о признании нарушенными права на бесплатный проезд и взыскание компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Вдовин А.И. обратился в суд с иском ИП Казакову В.В. о признании нарушенными права пассажира и потребителя, ссылаясь на то, что (дата) (дата) час. на остановке «(адрес)» сел в автобус маршрута (№) государственный регистрационный номер (№), принадлежащий ответчику. При посадке показал кондуктору проездной социальный билет, пенсионное удостоверение. Кондуктор отказалась везти истца как инвалида второй группы, заявив, что им не возмещают расходы по перевозке льготников по единому социальному билету. Ранее ответчик также многократно отказывал в льготном проезде. В настоящее время установлено, что ответчик не обращался в органы власти за возмещением расходов по перевозке пассажиров. Просит признать, что ответчик нарушил право истца на льготный проезд в автобусах ответчика и обязать ответчика возместить моральный вред в размере 3000 рублей.

В судебном заседание истец Вдовин А.И. не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть исковое заявление в его отсутствие. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.

Ответчик ИП Казаков В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Об отложении слушания дела и рассмотрении дела в его отсутствии не просил. Суд, в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Вдовин А.И., (дата) года рождения (старше 60 лет), является пенсионером по старости с (дата)

Ответчик индивидуальный предприниматель Казаков В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (дата) г., имеет лицензию серии (№) от (дата) на осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении бессрочно.

Ответчику Казакову В.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство – автобус марки «(иные данные)» государственный регистрационный номер (№)

В городе Комсомольске-на-Амуре ИП Казакову В.В. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутригородским дорогам по маршруту № 30, схема которого утверждена в 2009 г. в установленном законом порядке.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства

В соответствии с положениями ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется защита судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

В соответствии с положениями п. п. 2, 5 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положениями пп. пп. 12, 24 п. 2, п. п. 3.1, 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10. 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 26.3.1 вышеуказанного Закона определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ч. 2 ст. 26.14 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Федеральный закон N 122 от 22 августа 2004 г. предусматривает обязанность органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных законом, гражданам либо юридическим лицам по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, за счет средств соответствующего бюджета.

Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки (реализации системы мер, обеспечивающих социальные гарантии в соответствии с федеральным и краевым законодательством) в отношении отдельных категорий граждан, в том числе по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования.

Постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" установлена стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям Хабаровского края, которая учитывается в расчетах при ежемесячном возмещении транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете, а также с 01 июля 2005 года на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.

Данным постановлением утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, согласно которому определены две категории граждан,- это граждане, которым меры социальной поддержки установлены законодательством Российской Федерации, к которой, в частности, относятся инвалиды всех групп, в том числе дети-инвалиды, и вторая категории – граждане, которым меры социальной поддержки к которым установлены законодательством Хабаровского края, которой, в частности относятся лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющие льготы на проезд по другим основаниям.

Бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения и фотографией, либо паспорта.

Пунктом 7.3 данного Постановления установлено, что Министерство социальной защиты населения Хабаровского края должно обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, в пределах, предусмотренных на эти цели средств.

Согласно пункту 7.4 Постановления, указанное Министерство обязано направлять часть средств, приходящихся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности, транспорта и связи края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.

Согласно п. 7.5 указанного Постановления, перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами. В соответствии с п. 8.3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» организация и обеспечение перевозки льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении возложена на министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, а также глав городских округов и муниципальных районов края.

Распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре от 10 июня 2005 года № 159-р (признанным утратившим силу распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 марта 2010 г. N 63-р) определялось, что льготный проезд по единым социальным проездным билетам жителям города Комсомольска-на-Амуре на транспорте общего пользования городского сообщения предоставляют МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» и МУП «Трамвайное управление» г. Комсомольска-на-Амуре.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом усматривается, что возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету этим постановлением не предусмотрено.

Основанием для обращения в суд истца Вдовина А.И., явился отказ ИП Казакову В.В. в перевозке его (Вдовина А.И.), как пассажира в коммерческом автобусе следовавшим по маршруту (№) в (адрес).

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что ответчик Казаков В.В., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляет в г. Комсомольске-на-Амуре перевозку пассажиров по маршруту № 30, на принадлежащем ему на праве собственности автобусе, на платной основе, с целью извлечения прибыли, суд приходит к выводу о том, что на неё не возложена обязанность перевозить пассажиров имеющих льготы, поскольку понесенные в связи с этим расходы ей, как перевозчику за счет средств соответствующего бюджета не возмещаются, поскольку не предусмотрены действующим законодательством.

Истец Вдовин А.И. имел возможность воспользоваться услугой по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования в г. Комсомольске-на-Амуре, которую осуществляет муниципальное унитарное предприятие «ПАТП № 1».

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушений требований ст. 56 ГПК РФ истец в судебное заседание подлинники документов, приложенные к исковому заявлению, не представил, а также не представил доказательства, подтверждающие факт того, что (дата) в 12.45 час. на остановке «(адрес)» сел в автобус маршрута (№) государственный регистрационный номер (№), и ему было отказано в л бесплатном проезде по социальному проездному билету.

Со стороны истца суду были представлены фотокопии единого социального проездного билета на сентябрь 2014 г., а также справки бюро (№) филиала ФКУ ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» общего профиля от (дата) г., а также пенсионное удостоверение на Вдовина А.И., (дата) года рождения.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает требования истца Вдовина А.И. о признании нарушенными права на бесплатный проезд необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется защита судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с положениями п.п. 2-3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, в частности: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Конституцией Российской Федерации гражданину гарантируются различные права и свободы, и действующее законодательство призвано регулировать их осуществление, соблюдая баланс между правами и интересами личности, общества и государства, а также обеспечивать действующие механизмы защиты принадлежащих гражданину прав, не допуская злоупотреблений. Для защиты каждого конкретного права законодательством предусмотрены определенные механизмы, которые не могут заменяться другими, хоть и схожими, по желанию граждан.

В ходе судебного разбирательства факт нарушения прав истца отказом ответчика истцу в бесплатном проезде на его автобусах не нашел своего доказательственного подтверждения. Кроме того, действующим гражданским законодательством нарушение права истца со стороны ответчика, при которых подлежит взысканию компенсация морального вреда в связи с нарушением личных неимущественных прав, не отнесено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вдовина А. И. к индивидуальному предпринимателю Казакову В. В.ичу о признании нарушенными права на бесплатный проезд и взыскание компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.    

    

Судья                                    Файзуллина И.Г.

2-1989/2015 ~ М-1178/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вдовин Александр Иванович
Ответчики
ИП Казаков Вячеслав Вячеславович
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья
Файзуллина Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
centralny--hbr.sudrf.ru
25.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2015Передача материалов судье
02.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2015Подготовка дела (собеседование)
23.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2015Судебное заседание
21.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2015Дело оформлено
23.11.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее