Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1702/2017 ~ М-1048/2017 от 16.03.2017

гр. дело № 2-1702/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«15» июня 2017 г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Фофонова А.С.,

при секретаре Шелудченковой Е.В.,

с участием прокурора Кудрявцева П.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова 1ИО к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконными действий, возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, возложении обязанности назначить и выплачивать сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскании задолженности, понесенных расходов,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалид 2 группы, указав, что является получателем ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной соответственно ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С учетом уточненных исковых требований (л.д. 48-49), Трофимов 1ИО просил признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», возложив на ответчика обязанность производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, обязать назначить и выплачивать сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскать образовавшуюся задолженность за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 52016,03 руб., а также понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

Истец Трофимов 1ИО надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца, действующая на основании ордера, адвокат Жестакова 2ИО заявленные доверителем требования поддержала, просила их удовлетворить, суду сообщила, что иным способом осовременить ранее взысканные судом суммы не возможно, поскольку определением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ заявление об индексации было оставлено без рассмотрения.

Адвокат Жестакова 2ИО пояснила о необходимости исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, поскольку принятым решением суда в 2015 году был установлен размер 3471,96 руб. Однако за это время дважды правительством РФ производилась индексация выплат в 2016 и 2017 годах, поэтому необходимо применить к взысканной сумме коэффициенты 1,07 и 1,054.

Кроме того, ввиду не выплаты своевременно сумм необходимо их осовременить на индексы роста потребительских цен по Воронежской области.

По мнению стороны истца, не исполнение вышеуказанного решения суда, является основанием для признания действий ответчика, выразившихся в отказе истцу в ежегодной индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров незаконными.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Смагина 3ИО., представляющая интересы ответчика, возражала против удовлетворения иска, стороной представлены письменные возражения. Представитель Смагина 3ИО. суду сообщила, что установленная законом сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров даже с 01.01.2017 составляет 881,25 руб., а Трофимов 1ИО получает на основании решения суда 3915,61 руб., что существенно превосходит установленный законодательством размер, поэтому его права не могут быть нарушены.

Смагина 3ИО. полагает необоснованным производить индексацию в неустановленном законом порядке, поэтому применения коэффициентов правительством в отношении истца возможно лишь после того как исчисленная сумма сравняется с установленной Постановлением Правительства РФ.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав заключение прокурора Кудрявцева П.В., полагавшего не подлежащими удовлетворению заявленные требования, а также представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Трофимов 1ИО является инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему установлена степень утраты трудоспособности в размере 80%. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ истцу Трофимову 1ИО с ДД.ММ.ГГГГ установлена сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3471,96 руб., в решение суда также указано: и в дальнейшем индексировать эту сумму в установленном порядке.

Указанные обстоятельства подтверждаются приобщенным к материалам дела решением суда.

Ежегодная индексация всех сумм, выплачиваемых в возмещение вреда здоровью, на индексы инфляции, устанавливаемые Федеральным законом "О федеральном бюджете" на очередной финансовый год предусмотрена ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Ввиду того, что в период с 01.04.2015 по 01.04.2017 индексация ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» не производилась, истец обратился к ответчику по данному вопросу.

На данное обращение Военным комиссариатом дан устный ответ о том, что индексация будет проводиться лишь тогда, когда установленный судебными постановлениями размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров будет менее размера указанных сумм, установленных законом.

Данные обстоятельства и сам факт осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3471,96 руб., установленным вышеуказанным решением суда за период с 01.01.2016 по 01.04.2017, стороной ответчика не оспаривается и подтверждается представленными расчетами исчисления пенсии и выплату компенсаций (л.д. 39-42).

Трофимов 1ИО обратился в суд вынесший решение с просьбой произвести индексацию взысканных сумм по принятому решению, но определением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ поданное заявление было оставлено без рассмотрения (л.д. 13-14), а лицу обратившемуся, было разъяснено о необходимости обращения за разрешением заявленных требований в отдельном исковом производстве.

При рассмотрении дела судом установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец получает компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Согласно положениям ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.

Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).

Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью определен Федеральным законом от 07.08.2000 года №122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 года №122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01.01.2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Федеральным законом от 07.08.2000 года №122-ФЗ в положения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 15 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб.

Федеральным законом от 12.02.2001 года №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года №11-П признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем, Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсации и иных выплат.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847, от 07 мая 2005 года №292, от 25 апреля 2006 года №246, от 21 марта 2007 года №171, от 21 декабря 2007 года №914, от 21 декабря 2007 года №914 (ред. от 07 июля 2009), от 16 декабря 2009 №1024, от 21 декабря 2010 года №1079, от 08 декабря 2011 года №1019, от 04 декабря 2012 года №1255, от 19 декабря 2013 года №1189 и от 18 декабря 2014 года №1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входит в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не может быть различен.

Так, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Кроме того, вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2008 года №ГКПИ08-525 по делу о признании частично недействующим пункта 1 Приложения №1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №847, определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

В Постановлении от 01.12.1997 года N 18-П Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как установлено судом и является общеизвестными обстоятельствами с 01.02.2016 ежемесячная денежная компенсация на приобретение товаров с учетом коэффициента 1,07 осуществлялась в соответствии с ФЗ от 06.04.2015 №68-ФЗ, ПП РФ от 28.01.2016 №42 и составляла 836,10 руб., а с 01.02.2017 ежемесячная денежная компенсация на приобретение товаров с учетом коэффициента 1,054 осуществлялась в соответствии с ФЗ от 06.04.2015 №68-ФЗ, ПП РФ от 26.01.2017 №88 и составляла 881,25 руб.

Установленный истцу решением суда размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ответчиком не пересматривался, выплата производилась в размере 3471,96 руб.

Таким образом, размер получаемых истцом указанных выплат в настоящее время значительно превышает тот размер компенсаций, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации для указанной категории лиц, к которой относится Трофимов 1ИО, а вынесенным решением суда предусмотрена индексация лишь в установленном законном порядке.

В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца о возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством исходя из суммы 3471,96 руб., индексации и выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскании задолженности с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 5216,03 руб.

В этой связи индексацию вышеуказанной выплаты, установленной судом, необходимо производить только после того, как размер, установленный соответствующим Постановлением Правительства РФ, достигнет размера получаемого истцом выплаты, поэтому права Трофимова 1ИО не могут быть нарушены.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца об индексации, присужденных ему сумм исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, а также с учетом индекса потребительских цен на территории Воронежской области не имеется.

А поскольку выплата вышеуказанной компенсации производится верно, то не подлежат удовлетворению и заявленные требования о признании незаконными действий ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», выразившиеся в отказе Трофимову 1ИО в ежегодной индексации сумм ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, взыскании понесенных расходов на оплату услуг адвоката в размере 20000 руб., так как они являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых отказано.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Трофимова 1ИО к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконными действий, возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, возложении обязанности назначить и выплачивать сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 52016,03 руб., понесенных расходов в размере 20000 руб. - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий: А.С. Фофонов

Решение изготовлено: 21.06.2017 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

гр. дело № 2-1702/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«15» июня 2017 г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Фофонова А.С.,

при секретаре Шелудченковой Е.В.,

с участием прокурора Кудрявцева П.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова 1ИО к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконными действий, возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, возложении обязанности назначить и выплачивать сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскании задолженности, понесенных расходов,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалид 2 группы, указав, что является получателем ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной соответственно ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С учетом уточненных исковых требований (л.д. 48-49), Трофимов 1ИО просил признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», возложив на ответчика обязанность производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, обязать назначить и выплачивать сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскать образовавшуюся задолженность за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 52016,03 руб., а также понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

Истец Трофимов 1ИО надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца, действующая на основании ордера, адвокат Жестакова 2ИО заявленные доверителем требования поддержала, просила их удовлетворить, суду сообщила, что иным способом осовременить ранее взысканные судом суммы не возможно, поскольку определением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ заявление об индексации было оставлено без рассмотрения.

Адвокат Жестакова 2ИО пояснила о необходимости исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, поскольку принятым решением суда в 2015 году был установлен размер 3471,96 руб. Однако за это время дважды правительством РФ производилась индексация выплат в 2016 и 2017 годах, поэтому необходимо применить к взысканной сумме коэффициенты 1,07 и 1,054.

Кроме того, ввиду не выплаты своевременно сумм необходимо их осовременить на индексы роста потребительских цен по Воронежской области.

По мнению стороны истца, не исполнение вышеуказанного решения суда, является основанием для признания действий ответчика, выразившихся в отказе истцу в ежегодной индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров незаконными.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Смагина 3ИО., представляющая интересы ответчика, возражала против удовлетворения иска, стороной представлены письменные возражения. Представитель Смагина 3ИО. суду сообщила, что установленная законом сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров даже с 01.01.2017 составляет 881,25 руб., а Трофимов 1ИО получает на основании решения суда 3915,61 руб., что существенно превосходит установленный законодательством размер, поэтому его права не могут быть нарушены.

Смагина 3ИО. полагает необоснованным производить индексацию в неустановленном законом порядке, поэтому применения коэффициентов правительством в отношении истца возможно лишь после того как исчисленная сумма сравняется с установленной Постановлением Правительства РФ.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав заключение прокурора Кудрявцева П.В., полагавшего не подлежащими удовлетворению заявленные требования, а также представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Трофимов 1ИО является инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему установлена степень утраты трудоспособности в размере 80%. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ истцу Трофимову 1ИО с ДД.ММ.ГГГГ установлена сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3471,96 руб., в решение суда также указано: и в дальнейшем индексировать эту сумму в установленном порядке.

Указанные обстоятельства подтверждаются приобщенным к материалам дела решением суда.

Ежегодная индексация всех сумм, выплачиваемых в возмещение вреда здоровью, на индексы инфляции, устанавливаемые Федеральным законом "О федеральном бюджете" на очередной финансовый год предусмотрена ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Ввиду того, что в период с 01.04.2015 по 01.04.2017 индексация ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» не производилась, истец обратился к ответчику по данному вопросу.

На данное обращение Военным комиссариатом дан устный ответ о том, что индексация будет проводиться лишь тогда, когда установленный судебными постановлениями размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров будет менее размера указанных сумм, установленных законом.

Данные обстоятельства и сам факт осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3471,96 руб., установленным вышеуказанным решением суда за период с 01.01.2016 по 01.04.2017, стороной ответчика не оспаривается и подтверждается представленными расчетами исчисления пенсии и выплату компенсаций (л.д. 39-42).

Трофимов 1ИО обратился в суд вынесший решение с просьбой произвести индексацию взысканных сумм по принятому решению, но определением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ поданное заявление было оставлено без рассмотрения (л.д. 13-14), а лицу обратившемуся, было разъяснено о необходимости обращения за разрешением заявленных требований в отдельном исковом производстве.

При рассмотрении дела судом установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец получает компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Согласно положениям ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.

Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).

Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью определен Федеральным законом от 07.08.2000 года №122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 года №122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01.01.2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Федеральным законом от 07.08.2000 года №122-ФЗ в положения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 15 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб.

Федеральным законом от 12.02.2001 года №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года №11-П признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем, Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсации и иных выплат.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847, от 07 мая 2005 года №292, от 25 апреля 2006 года №246, от 21 марта 2007 года №171, от 21 декабря 2007 года №914, от 21 декабря 2007 года №914 (ред. от 07 июля 2009), от 16 декабря 2009 №1024, от 21 декабря 2010 года №1079, от 08 декабря 2011 года №1019, от 04 декабря 2012 года №1255, от 19 декабря 2013 года №1189 и от 18 декабря 2014 года №1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входит в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не может быть различен.

Так, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Кроме того, вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2008 года №ГКПИ08-525 по делу о признании частично недействующим пункта 1 Приложения №1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №847, определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

В Постановлении от 01.12.1997 года N 18-П Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как установлено судом и является общеизвестными обстоятельствами с 01.02.2016 ежемесячная денежная компенсация на приобретение товаров с учетом коэффициента 1,07 осуществлялась в соответствии с ФЗ от 06.04.2015 №68-ФЗ, ПП РФ от 28.01.2016 №42 и составляла 836,10 руб., а с 01.02.2017 ежемесячная денежная компенсация на приобретение товаров с учетом коэффициента 1,054 осуществлялась в соответствии с ФЗ от 06.04.2015 №68-ФЗ, ПП РФ от 26.01.2017 №88 и составляла 881,25 руб.

Установленный истцу решением суда размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ответчиком не пересматривался, выплата производилась в размере 3471,96 руб.

Таким образом, размер получаемых истцом указанных выплат в настоящее время значительно превышает тот размер компенсаций, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации для указанной категории лиц, к которой относится Трофимов 1ИО, а вынесенным решением суда предусмотрена индексация лишь в установленном законном порядке.

В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца о возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством исходя из суммы 3471,96 руб., индексации и выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскании задолженности с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 5216,03 руб.

В этой связи индексацию вышеуказанной выплаты, установленной судом, необходимо производить только после того, как размер, установленный соответствующим Постановлением Правительства РФ, достигнет размера получаемого истцом выплаты, поэтому права Трофимова 1ИО не могут быть нарушены.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца об индексации, присужденных ему сумм исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, а также с учетом индекса потребительских цен на территории Воронежской области не имеется.

А поскольку выплата вышеуказанной компенсации производится верно, то не подлежат удовлетворению и заявленные требования о признании незаконными действий ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», выразившиеся в отказе Трофимову 1ИО в ежегодной индексации сумм ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, взыскании понесенных расходов на оплату услуг адвоката в размере 20000 руб., так как они являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых отказано.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Трофимова 1ИО к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконными действий, возложении обязанности производить и выплачивать индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с действующим законодательством, возложении обязанности назначить и выплачивать сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3915,61 руб., взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 52016,03 руб., понесенных расходов в размере 20000 руб. - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий: А.С. Фофонов

Решение изготовлено: 21.06.2017 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2-1702/2017 ~ М-1048/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Центрального района г.Воронежа
Трофимов Владимир Васильевич
Ответчики
ВК ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Фофонов Александр Сергеевич
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
20.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.04.2017Предварительное судебное заседание
23.05.2017Судебное заседание
14.06.2017Судебное заседание
15.06.2017Судебное заседание
21.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2017Дело оформлено
12.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее