Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень, 29 мая 2018 года Дело № 2-4364/2018
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Никитиной Ю.А.,
с участием истца Бородина Б.М., представителя ответчика Галявиной Л.В.,
при секретаре Даниловой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородина Б.М. к Администрации города Тюмени о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Бородин Б.М. обратился в суд с иском с учетом уточнений к Администрации г.Тюмени об обязании Администрацию города Тюмени предоставить вне очереди Бородину Б.М. благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Тюмени, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.,и заключить с ним договор социального найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом второй группы и страдает <данные изъяты>, состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а потому считает, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Истец Бородин Б.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Тюмени Галявина Л.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в возражениях, указывая, что семья на учете как малоимущая не состоит, а потому не имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Исследовав представленные документы, заслушав истца, представителя ответчика, суд находит иск Бородина Б.М. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, согласно справке ВК №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ТО «Областной лечебно-диагностический центр №», Бородин Б.М.страдает заболеванием, которое входит в перечень заболеваний, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (л.д. 11).
Как следует из представленного ГБУЗ ТО «Областной <данные изъяты>» заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, Бородин Б.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> (л.д.10).
Согласно справке № УК «Содружество-М» от ДД.ММ.ГГГГ, Бородин Б.М. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 5 человек (л.д. 12).
Из уведомления Комитета по учету и распределению жилых помещений Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бородин Б.М. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды I-IIгрупп (с ДД.ММ.ГГГГ.)» с ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 1 человек, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди № (л.д. 18).
Из уведомления Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Бородин Б.М. был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» (л.д. 20), на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.15).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрены активные формы <данные изъяты>
Как пояснила в суде представитель ответчика, при постановке на учет истцом были представлены документы, подтверждающие тяжелое хроническое заболевание Бородина Б.М., включенное в Перечень соответствующих заболеваний. Однако, для предоставления вне очереди жилого помещения инвалиду, ему необходимо стоять в очереди по категории «малоимущие». В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно указано, что Бородин Б.М. принят на учет по категории «малоимущие», поскольку основанием является приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорится о принятии на учет по категории «инвалиды 1 и 2 группы».
Согласно приказу Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ Бородин Б.М. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды 1 и 2 группы» с составом семьи 1 человек (л.д.15).
Истец в суде пояснил, что малоимущими их семья не признана, при этом он стоит в очереди как нуждающийся, а потому считает, что ответчик обязан предоставить им жилое помещение.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика и не принимает во внимание уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, так как данное уведомление выдано на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором имеется указание только о поставке истца на учет как «инвалид 1и 2 группы».
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Документов, подтверждающих право Бородина Б.М. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не представлено, малоимущей семья Бородина Б.М. в установленном законом порядке не признана, а потому оснований для предоставления жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма не имеется.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что Бородин Б.М. является инвалидом второй группы, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды первой, второй групп (с ДД.ММ.ГГГГ.)», однако не состоит в очереди как малоимущий, доказательств обратного представлено не было, то в иске Бородина Б.М. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Бородина Б.М. к Администрации города Тюмени о предоставлении вне очереди жилого помещения не менее 18 кв.м. на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 05 июня 2018 года.
Председательствующий Ю.А.Никитина