РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2018 года п.Безенчук
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Штырлиной М.Ю., при секретаре Горбачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-872\2018 по иску Архипова ФИО7 к ГКУ «Главное управление социальной защиты населения юго-западного округа» о взыскании льготных выплат (ЕДВ и компенсации по ЖКУ), судебных расходов,
УСТАНОВИЛ :
Архипов В.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Главное управление социальной защиты населения юго-<адрес>» (далее - ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа») о взыскании льготных выплат, указывая, что является ветераном труда и имеет льготы в соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах". С ДД.ММ.ГГГГ ему незаконно снижен размер компенсации расходов по оплате ЖКУ и определен в размере 50% от принадлежащей ему на праве собственности доли жилого помещения, в связи с чем с января 2017 по август 2018 года им недополучена компенсация расходов по ЖКУ в размере 13 132 руб. Кроме этого, ответчик незаконно в период с марта по декабрь 2017 года приостанавливал выплату ЕДВ, в связи с чем данная выплата недополучена в размере 6580 руб.
В судебном заседании Архипов В.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просил признать действия ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа» в части снижения размера компенсации по ЖКУ и невыплате ЕДВ за период с марта по декабрь 2017 года незаконными, взыскать ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа» компенсацию по оплате ЖКУ в размере 13 132 руб., ЕДВ в размере 6580 руб. расходов по оплате гос.пошлины в размере 1 100 руб..
Представитель ответчика ГКУ СО "Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа по доверенности ФИО4, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.29-33).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> по доверенности ФИО5 в письменном отзыве просила суд отказать в иске ФИО2 (л.д.53-58).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) федеральное законодательство предусматривало предоставление ветеранам труда льгот и выплат в натуральной форме.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в статью 22 Федерального закона от 12.02.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию а 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2004 г. N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" (ред. от 11.04.2016 г.) (далее - Закон Самарской области от 28.12.2004 г. N 169-ГД) ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 50-процентном размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Самарской области. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется лицу, проживающему в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности.
В связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был осуществлен переход с ежемесячной денежной выплаты на компенсацию льготным категориям граждан.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 26.12.2016 N 143-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области" в пункт 3 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2004 г. N 169-ГД внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заменены на иную меру в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
-платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Самарской области;
-взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Самарской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
-платы за коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Законодательством не предусмотрены основания для компенсации ветеранам труда 50 процентов всех понесенных расходов на оплату ЖКУ.
Таким образом, изменение формы предоставления мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер, не ухудшает условия их предоставления и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право ветеранов труда на их получение.
Расчет компенсации производится на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, полученных от поставщиков ЖКУ в автоматизированном режиме. выплата компенсации производится при условии отсутствия задолженности на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, полученных от поставщиков жилищно-коммунальных услуг в автоматизированном режиме.
Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2017№7«О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» (далее - Порядок), принят в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 143-ГД.
В соответствии с Порядком, размер компенсации рассчитывается из фактических расходов граждан по оплате ЖКУ, при этом учитывается состав семьи, наличие приборов учета, площадь жилого помещения и другое.
Согласно Порядку компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, отдельным категориям граждан", утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2017 г. N 7 (ред. от 16.11.2017 г.) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области" (вместе с "Порядком назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"), организацию предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация ЖКУ) на территории Самарской области осуществляют орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство), а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения (далее - уполномоченные учреждения).
Из материалов дела следует, что Архипов В.А., являясь ветераном, проживает по адресу: Самарская область, п.Безенчук, ул.Куйбышева, д.10, кв.3, имеет состав семьи – 2 человека, в связи с чем компенсация по ЖКУ рассчитывается исходя из начисленной и внесенной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, разделенной на количество членов семьи в размере 50% на долю, приходящуюся на истца.
Таким образом, с января 2017 года Архипову В.А. назначена компенсация в автоматическом режиме, на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, поступивших от поставщиков ЖКУ, в пределах установленных нормативов, исходя из его 1\2 доли в общих расходах по оплате за ЖКУ.
В связи с вышеизложенным правовые основания для взыскания с ответчика в пользу ФИО2 компенсации ЖКУ за период с января 2017 по август 2018 года в сумме 13 132 рублей отсутствуют.
В силу пп. 1-5 п.1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.
Согласно ст. 22 вышеупомянутого закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
П.п. «б» п. 1 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации возложено на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопросы социальной поддержки ветеранов, в том числе определять круг лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки, и определять условия их предоставления.
В то же время полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации в части определения круга лиц и мер социальной поддержки граждан, оказываемых за счет бюджета субъекта, не являются произвольными, и могут быть реализованы только с учетом конституционно-правовых норм и принципов, действующих в правовой системе Российской Федерации, в том числе принципа равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ч.1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, принципов социальной справедливости, стабильности социальных прав граждан, недопустимости подрыва доверия населения к социальной политике государства.
Так, согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охраняется труд и здоровье граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных закона (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, которые призваны обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан, в том числе всех граждан из числа лиц, отнесенных законодательством субъекта к категориям, обеспечиваемым мерами социальной поддержки из бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках предоставленных федеральным законом полномочий Самарская Губернская Дума приняла Закон Самарской области "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" от 28 декабря 2004 года N 169-ГД, которым установила меры социальной поддержки граждан, в том числе право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Законом Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД уточнены условия предоставления ежемесячной денежной выплаты, предусмотрены основания приостановления ежемесячной денежной выплаты (абзацами 6, 7 статьи 3 указанного закона были предусмотрены сроки возобновления предоставления выплаты в зависимости от сроков предоставления соответствующих документов).
В соответствии с вышеуказанным законом с ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ предоставляется указанным категориям граждан, не осуществляющим трудовую деятельность, при условии, что размер их пенсии не превышает 19500 руб., а с января 2018 - 20 221,50 руб.
Предоставление ЕДВ гражданам, информация о пенсиях которых отсутствует в сведениях, предоставляемых Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в рамках принятого соглашения, приостанавливается с 1 марта 2017 года (дата вступления в силу Закона).
Возобновление предоставления ЕДВ гражданам осуществляется при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 руб., а с января 2018 - 20 221,50 руб.
- с даты приостановления ЕДВ - для лиц, обратившихся в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона в управления уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии;
- с первого числа месяца обращения - для лиц, обратившихся в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу положения абзацев 6, 7 статьи 3 указанного закона в той мере, в какой они ограничивают возобновление ежемесячной денежной выплаты гражданам со дня ее приостановления, ставя возобновление ее предоставления в зависимость от сроков подачи документов.
ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Самарской области №-ГД «О внесении изменений в статью 3 Закона Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» (далее - Закон №-ГД), который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Законом №-ГД предусмотрено, что гражданам, обратившимся после 27.02. 2018, не реализовавшим право на возобновление ежемесячной денежной выплаты, ежемесячная денежная выплата возобновляется с первого числа месяца обращения и выплачивается с даты приостановления ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, вносимые изменения касаются граждан, которые имели право на ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ, выплата ЕДВ была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, и обратившимся за возобновлением ЕДВ после ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Архипов В.А. является пенсионером Министерства внутренних дел РФ, данными о размере его пенсии Министерство социально-демографической и семейной политики не располагало, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ предоставление ЕДВ в размере 658 руб. ему было приостановлено.
Архипов В.А. обратился в ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении трехмесячного переходного периода с заявлением и документами, подтверждающими прекращение им трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем предоставление ЕДВ ему было возобновлено с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с первого числа месяца после обращения (л.д.70,74).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа» в пользу Архипова В.А. выплаты ЕДВ за период с марта по декабрь 2017 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Архипова ФИО8 к ГКУ «Главное управление социальной защиты населения Юго-западного округа» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2018 года
Судья М.Ю.Штырлина