Производство № 2-3778/2021
УИД 67RS0003-01-2021-006113-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 19 ноября 2021 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Соболевской О.В.,
при секретаре Блиновой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковской Елены Ивановны к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Жуковская Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту – ГУ-ОПФ РФ по Смоленской области) о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 18.12.2020 обратилась в ГУ-УПФР в г. Смоленске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако, решением ответчика № 259152/20 от 26.07.2021 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. При этом ответчиком необоснованно не включены в ее специальный стаж следующие периоды: с 01.09.2014 по 27.11.2014, с 29.11.2014 по 31.08.2017 работы учителем начальных классов МБОУ «СШ № 11» города Смоленска; с 11.04.2011 по 30.04.2011 (20 дн.), с 12.03.2012 по 11.04.2012 (1 мес. 01 дн.) нахождения в дополнительных отпусках с сохранением среднего заработка; с 12.09.2012 по 13.09.2012 (02 дн.), 28.11.2014 (1 дн.) нахождения на семинарах. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным и необоснованным.
Просит суд зачесть спорные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости 13.12.2020 и назначить ей досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с учетом положений ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с исчислением полуторалетнего периода ожидания, начиная с 13.12.2020.
В судебном заседании представитель истца Янкина И.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ-ОПФ РФ по Смоленской области Ахмадеева О.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия требуемого стажа работы 25 лет, поскольку на 18.12.2020 стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, составлял 21 год 10 месяцев 13 дней. Оснований для удовлетворения требований истца в части включения в специальный стаж периодов с 01.09.20214 по 27.11.2014, с 29.11.2014 по 31.08.2017 не имеется, поскольку работа в должности истца в указанные периоды как учителя начальных классов МБОУ «СШ № 11» при проверке права Жуковской Е.И. на досрочное назначение пенсии не рассматривалась. При подаче истцом заявления, документы о работе в должности учителя начальных классов МБОУ «СШ № 11» Жуковской Е.И. не предоставлялись, тогда как согласно записям в трудовой книжке с 27.08.2014 истец переведена на должность учителя-логопеда на 0,5 ставки, что подтверждается также приказом работодателя № 112-лс от 27.08.2014. Периоды нахождения в дополнительном отпуске с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации, стажировки, подготовки и сдачи итоговых государственных экзаменов с 11.04.2011 по 30.04.2011, с 12.03.2012 по 11.04.2012, нахождения на авторском семинаре с сохранением средней заработной платы с 12.09.2012 по 13.09.2012 в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 не могут быть зачтены в специальный стаж.
Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связал право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление № 665).
В соответствии с п.п. «м» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списокдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положенийабзаца третьего пункта 3указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Списокпрофессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положенийпункта 2указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон № 400-ФЗ сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми в специально оговоренных учреждениях, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.
В судебном заседании установлено, что 18.12.2020 Жуковская Е.И. обратилась ГУ-УПФ РФ в г. Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 13-14).
Решением пенсионного органа от 26.07.2021 № 259152/20 ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия специального стажа.
На 18.12.2020 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по расчету пенсионного органа составляет 21 год 10 месяцев 13 дней.
При этом, периоды с 01.09.2014 по 27.11.2014, с 29.11.2014 по 31.08.2017 работы учителем начальных классов МБОУ «СШ № 11» города Смоленска; с 11.04.2011 по 30.04.2011 (20 дн.), с 12.03.2012 по 11.04.2012 (1 мес. 01 дн.) нахождения в дополнительных отпусках с сохранением среднего заработка; с 12.09.2012 по 13.09.2012 (02 дн.), 28.11.2014 (1 дн.) нахождения на семинарах не зачтены в специальный стаж заявителя (л.д. 11-12).
Однако, по мнению суда, с данным отказом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Истец просит зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды 01.09.2014 по 27.11.2014, с 29.11.2014 по 31.08.2017 работы учителем начальных классов МБОУ «СШ № 11», которую, как следует из искового заявления, совмещала с работой на 0,5 ставки учителя-логопеда.
Из справки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 11» г. Смоленска усматривается, что Жуковская Е.И. работает в МБОУ «СШ № 11» в должности учителя начальных классов с 30.08.1995 на 1 ставку (л.д. 19-20).
Переведена на должность учителя-логопеда на 0,5 ставки с 27.08.2014 г. (приказ № 111-лс от 27.08.2014).
Переведена на должность учителя – логопеда на 1 ставку с 01.09.2017 г. (приказ № 104/4 от 01.09.2017).
Работает по настоящее время учителем-логопедом на 1 ставку.
Справка составлена согласно п.п. 5, 6, 9, 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 516 и в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях в РФ»
Факт занятости Жуковской Е.И. в должности учителя начальных классов также подтверждается приказами об организации обучения на дому за период 2014-2016 гг. (л.д. 24,27), согласно которым учитель Жуковская Е.И. привлечена к работе по индивидуальному обучению на дому в 2014 – 2015, в 2015-2016 учебных годах ученицы Малыгиной М.А., 22.01.2006 г.р..
Из тарификационных списков в спорный период усматривается, что нагрузка Жуковской Е.И. в качестве учителя начальных классов (2 Б класс) с 01.09.2014 по 31.05.2015 составила 7,5 часов в неделю (л.д. 26); в качестве учителя начальных классов (3 В класс) с 01.09.2015 по 31.08.2016 – 7,5 часов в неделю; в качестве учителя начальных классов (4 В класс) с 01.09.2016 по 31.08.2017 – 7,25 часов в неделю (л.д. 31).
Согласно карточек-справок по начислению заработной платы за период с 2014 по 2017 гг. Жуковской Е.И. начислялась и выплачивалась заработная плата как учителю (учителю начальных классов) и учителю – логопеду (л.д. 25, 29, 32).
Указанное также подтверждается справкой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 11» г. Смоленска № 134 от 02.09.2021 о доходе, полученном Жуковской Е.И., согласно которой за период с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2017 года, истцу начислялась и выплачивалась заработная плата по должностям учителя-логопеда и учителя начальных классов (л.д. 21-22).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 к числу должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отнесена профессия «учитель» и общеобразовательное учреждение «школы всех наименований».
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, работа в должности учителя начальных классов в общеобразовательных школах включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Исследовав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Порядка исчисления стажа, приходит к выводу о наличии правовых оснований для включении истцу в стаж на соответствующих видах работ по Списку, утвержденному Постановлением № 781, периода ее работы с 01.09.2014 по 27.11.2014, с 29.11.2014 по 31.08.2017 в должности учителя начальных классов МБОУ «СШ № 11», поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работала истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, истец в указанный период времени осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренной соответствующим Списком.
С учетом изложенного, вывод пенсионного органа о невозможности включения в специальный стаж истца периода ее трудовой деятельности в должности учителя начальных классов МБОУ «СШ № 11» с 01.09.2014 по 27.11.2014, с 29.11.2014 по 31.08.2017 является неправомерным.
Кроме того, истец просит зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 11.04.2011 по 30.04.2011 (20 дн.), с 12.03.2012 по 11.04.2012 (1 мес. 01 дн.) нахождения в дополнительных отпусках с сохранением среднего заработка; с 12.09.2012 по 13.09.2012 (02 дн.), 28.11.2014 (1 дн.) нахождения на семинарах.
Из материалов дела и пояснений представителя истца в судебном заседании усматривается, что в спорные периоды Жуковская Е.И. действительно направлялась работодателем на обучение (курсы повышения квалификации), о чем указано в справке МБОУ «СШ № 11» г. Смоленска (л.д. 19) и не оспаривалось ответчиком.
Так, в соответствии с приказом Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 11 от 06.04.2011 № 60, Жуковской Е.И., учителю начальных классов, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации с 11 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011, продолжительностью 20 календарных дней (л.д. 39).
Приказом Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 11 от 05.03.2012 № 9-лс Жуковской Е.И., учителю начальных классов, предоставлен дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения стажировки, подготовки и сдачи итоговых государственных экзаменов с 12 марта 2012 г. по 11 апреля 2012 г. (л.д. 40).
Приказом МБОУ СОШ № 11 от 12.09.2012 № 63/1-лс Жуковская Е.И., учитель начальных классов, направлена 12-13 сентября 2012 года на авторский семинар ФИО8 «Воспитание ответственности школьников в педагогическом процессе» (л.д. 37).
Приказом МБОУ СОШ № 11 от 26.11.2014 № 167-лс Жуковская Е.И., учитель-логопед, 28 ноября 2014 гг. направлена на VI научно-практический семинар с участием работников образования республики Беларусь, посвященный проблемам преподавания в специальных классах V и VII видов (л.д. 38).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, которые действуют в той части, в какой вопросы подсчета стажа не урегулированы правилами, утвержденными постановлением № 781, в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации и период нахождения на семинарах является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае повышения квалификации работника, в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, эти периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Нахождение на курсах повышения квалификации может быть расценено как выполнение вспомогательной работы, производимой вне рабочего места с целью обеспечения основной трудовой функции – педагогической деятельности с учетом того обстоятельства, что направление на курсы носило принудительный (по инициативе работодателя) характер, было для истца обязательным и являлось фактически его должностной обязанностью, среди которых наличествует и систематическое повышение профессиональной квалификации.
Доказательств, опровергавших факт нахождения истца в спорные периоды на курсах повышения квалификации (обучении, семинарах), ответчиком не представлено. При этом, ответчиком не оспаривается, что во все спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, в силу чего в Пенсионный фонд РФ производились положенные отчисления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости зачета спорных периодов работы истца в ее специальный стаж.
Разрешая требования истца о назначении страховой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
По смыслу ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
Так, согласно п. 19 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи и не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки назначения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (части 1,2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
Соответственно, право на страховую пенсию возникает при достижении определенного возраста или при наличии требуемого специального стажа.
Применительно к настоящему спору днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости является день выработки 25 лет специального стажа (осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), в силу буквального содержания положений Приложения № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», то есть ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости.
Как было установлено судом, на 18.12.2020, т.е. дату обращения истца за назначением пенсии в пенсионный орган, специальный страховой стаж истца по расчету ответчика составил 21 год 10 месяцев 13 дней, что ответчиком не оспаривалось.
С учетом включения спорных периодов, требуемый 25-пятилетний специальный страховой стаж у истца имелся по состоянию на 13.12.2020.
Между тем, суд учитывает, что пенсия назначается со дня обращения за назначением пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
Изложенное означает, что в соответствии с п.п. 18, 19 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, также заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (Приказ Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (ред. от 28.01.2019) «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35498).
При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости определен не ранее чем через полтора года со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости является 13.12.2020, право на ее установление (назначение) у истца возникнет с учетом положений ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с исчислением полуторалетнего периода ожидания, начиная с 13.12.2020.
На основании изложенного, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░ 01.09.2014 ░░ 27.11.2014, ░ 29.11.2014 ░░ 31.08.2017 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░ № 11» ░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░ 11.04.2011 ░░ 30.04.2011, ░ 12.03.2012 ░░ 11.04.2012 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░ 12.09.2012 ░░ 13.09.2012, 28.11.2014 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 13.12.2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 03.10.2018 № 350-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 13.12.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░