Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2537/2021 ~ М-1721/2021 от 13.04.2021

дело № 2-2537/2021

УИД: 50RS0036-01-2021-002665-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2021 года

г. Пушкино Московской области

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи                  Жоховой М.Г.,

при помощнике судьи                                  ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Пушкинский о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей,

    установил:

           Истец ФИО обратилась в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Пушкинский о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.

        В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: мать – ФИО, на основании решения Пушкинского городского суда <адрес> от <дата>, лишена родительских прав. Сведения об отце внесены на основании заявления матери. На основании постановления Главы администрации Орловского сельского округа <адрес> от <дата> над несовершеннолетней ФИО была установлена опека. На основании Постановления <адрес> от <дата> была поставлена на учет в <адрес>, по месту фактического проживания опекуна, ФИО по адресу: <адрес>. На основании постановления Администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района <адрес> от <дата> «О постановке на регистрационный учет для предоставления жилой площади» была поставлена на регистрационный учет для предоставления жилой площади, как не имеющая жилой площади. <дата> истица достигла совершеннолетия, однако жилым помещением обеспечена не была, и до настоящего времени вынуждена проживать у родственников. Регистрации по месту жительства не имеет, т.к. <дата> была снята с регистрационного учета на основании решения Пушкинского городского суда. В настоящее время зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. Истица поживает на территории <адрес> с 9 летнего возраста и по настоящее время. В соответствии с существующим порядком, после включения в списки детей-сирот, ей полагалась жилая площадь. В малом возрасте вместе с опекуном, ФИО они переехали в МО <адрес>, по этому же адресу она была зарегистрирована. При обращении в опеку <адрес>, где она состояла на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ей было отказано во включении в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Постановлением Администрации муниципального образования Орловское сельское поселение Пронского муниципального района <адрес> от <дата> «Об отмене постановления от <дата> «О постановке на регистрационный учет для предоставления жилой площади» она была исключена из списка в связи с ошибочной постановкой на учет. Однако до настоящего времени указанным жилым помещением не обеспечена, в опеки <адрес> указали причину, основное, что в данном поселении не было возможности выдать жилую площадь, также в связи с ее пропиской, по адресу: <адрес>, далее временной регистрацией, указали на необходимость обратиться в Управление опеки <адрес>, при обращении по данному вопросу ей было отказано.

       В судебном заседании истец ФИО заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

         Представитель ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Пушкинский на основании доверенности ФИО в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

       Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.

          Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

       Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

      С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

      В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

       Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 п. 1 в ред. Федерального закона от <дата> N 267-ФЗ).

      По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от <дата> N 185-ФЗ, от <дата> N 358-ФЗ, от <дата> N 267-ФЗ).

       Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от <дата> N 267-ФЗ).

      Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

       Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

       Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от <дата> N 267-ФЗ).

       Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

     Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

       При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

       Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

       В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от <дата> N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

       Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

        Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

       Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

      В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

        Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

        В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п..

       По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от <дата> N 56-АПГ18-15.

       По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.

        Судом установлено, что ФИО родилась <дата>, место рождения: <адрес>, в графе отец указан – ФИО, в графе мать – ФИО (л.д. 8).

        Решением Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> ФИО лишена родительских прав в отношении дочери ФИО, <дата> года рождения (л.д. 12-13), указанное решение суда вступило в законную силу <дата>.

       Постановлением Главы администрации Орловского сельского округу <адрес> от <дата> ФИО назначена опекуном ФИО, <дата> года рождения ( л.д.10), закреплена за ФИО жилая площадь в <адрес>.

       На основании Постановления <адрес> от <дата> была поставлена на учет в <адрес>, по месту фактического проживания опекуна, ФИО по адресу: <адрес>.

        На основании постановления Администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района <адрес> от <дата> «О постановке на регистрационный учет для предоставления жилой площади» была поставлена на регистрационный учет для предоставления жилой площади, как не имеющая жилой площади.

     Постановлением Администрации муниципального образования Орловское сельское поселение Пронского муниципального района <адрес> от <дата> «Об отмене постановления от <дата> «О постановке на регистрационный учет для предоставления жилой площади» она была исключена из списка в связи с ошибочной постановкой на учет.

     <адрес> по результатам рассмотрении письма в отношении ФИО был дан ответ, что ФИО имеет право на получение жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей по месту пребывания, то есть в <адрес> ( л.д.23-24).

       В порядке досудебного урегулирования спора она обращалась к ответчику с вопросом включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ей было отказано в виду того, что на момент подачи заявления ей исполнилось 28 лет (л.д. 22).

       Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на <дата>, не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с <дата>, независимо от возраста указанных лиц.

        Препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, до <дата>, на учете как нуждающиеся в жилье.

        С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

      До <дата> в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

     Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.

       Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до <дата>, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после <дата> в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

       Федеральным законом от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8), после наступления предусмотренных в Федеральном законе от <дата> N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

      Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.

       Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

           Исковые требования ФИО к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Пушкинский о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей удовлетворить.

            Признать за ФИО право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

            Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> городскому округу Пушкинский включить ФИО в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

             Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

            Судья:

2-2537/2021 ~ М-1721/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Агеева Оксана Владимировна
Ответчики
Управление опеки и попечительства
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Жохова Марина Геннадьевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2021Передача материалов судье
16.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Подготовка дела (собеседование)
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2021Дело оформлено
07.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее