Дело № 12-78/2021
25RS0026-01-2021-001402-81
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пгт Лучегорск 20 декабря 2021 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Шевцов А.С., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Головкова П.В. № 09-134/2021 от 22 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Головкова П.В. № 09-134/2021 от 22 сентября 2021 года, юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель общества обратился в суд с жалобой, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку проведение экологической экспертизы в отношении документации 1980 года не требовалась, так как Федеральной закон №174-ФЗ вступил в законную силу в 1995 году, а объекты размещения отходов производства действуют с момента открытия предприятия, то есть м 1988 года. Более того отвалы №27, №23, №24, №22, №28, №26, №25, №1, №19 хвостохранилище не эксплуатируются и доказательств обратного не представлено.
В судебное заседание представитель общества не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, просил жалобу удовлетворить.
Директор общества, представитель Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявлено, в связи с изложенным, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
По смыслу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
Согласно ст. 3 этого Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
Из пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» следует, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является добыча и обогащение вольфраммолибденовой руды.
Как следует из материалов дела, в период с 8 июня по 3 августа 2021 года в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 2 июня 2021 года № 538-КНД в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» проведена внеплановая выездная проверка.
Проверкой установлено, что общество осуществляет размещение отходов на объектах размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а именно на отвалах № 27, 23, 24, 22, 28, 26, 25, 1, 19 и хвостохранилище.
26 августа 2021 года государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Арутюнян А.А. составлен протокол в отношении юридического лица ООО «Лермонтовский ГОК» по факту невыполнения требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом об административном правонарушении № 09-134/2021 от 26 августа 2021 года; актом проверки № 538-КНД от 3 августа 2021 года; в которых зафиксированы факт несоблюдения требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы.
Доводы жалобы об отсутствии у административного органа доказательств, подтверждающих факт эксплуатации предприятием отвалов вскрышных пород № 27, 23, 24, 22, 28, 26, 25, 19 проверены и отклонены как не обоснованые, поскольку получили надлежащую оценку в постановлении должностного лица о привлечении общества к административной ответственности с приведением мотивов принятого решения.
Проверяя доводы жалобы суд приходит к выводу что административный органа верно руководствовался положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Буквальное толкование приведенной выше правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности связанной с объектам размещения отходов производства и потребления независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления.
Более того, суду не представлено доказательств, что указанные объекты размещения отходов, а именно на отвалах № 27, 23, 24, 22, 28, 26, 25, 1, 19 и хвостохранилище, в установленном законом порядке, выведены из эксплуатации.
Иные доводы жалобы, имеющие правовое значение, по существу сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, установленных должностным лицом административного органа и выводы о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают, основанием к отмене обжалуемого акта не являются.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены нарушения норм закона, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа обосновано пришло к выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения.
Действия Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности не нарушены.
Санкцией ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных документов, справки и бухгалтерского баланса, общество находится в сложном финансовом положении, однако данные обстоятельства должностным лицом административного органа осталось не учтенным при принятии решения о назначении административного наказания наравне с наличием, смягчающего административную ответственность обстоятельством – совершение административного правонарушения впервые и при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного, размер административного штрафа, назначенный Обществу с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» должностным лицом административного органа, подлежит снижению с учетом положений ч. 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Головкова П.В. № 09-134/2021 от 22 сентября 2021 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить.
Снизить Открытому акционерному обществу «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии через Пожарский районный суд Приморского края.
Судья Шевцов А.С.