РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2016 года г. Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Прямицыной Е. А.,
при секретаре Ломакиной А.А.,
с участием представителя истца прокурора ФИО11,
представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО11, ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнего ФИО11, ФИО11 к администрации <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
прокурор <адрес> в интересах ФИО11, ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнего ФИО11, ФИО11 обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что решением Привокзального райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 Н.Д. как проживающий на жилой площади <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, Болдина, <адрес>, составом семьи 3 человека принят на очередь на получение жилой площади.
В связи со смертью ФИО11 решением Советского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № его очередь переведена на ФИО11, составом семьи 5 человек: сын ФИО11 С.Н., супруга сына ФИО11, сын ФИО11 О.Н., внучка ФИО11
Согласно сведениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь семьи ФИО11 по <адрес> - №.
В настоящее время семья ФИО11 состоит на регистрационном учете в муниципальной коммунальной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, занимая 2 комнаты, общей площадью 30 кв.м.
Указанную квартиру семья ФИО11 занимает на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данный жилой дом постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отнесен к категории непригодных для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, ФИО11 С.Н., ФИО11 О.Н., ФИО11 обратились в прокуратуру <адрес> с заявлением об обращении прокурора в суд с иском в их интересах о возложении на органы местного самоуправления обязанности по оставлению благоустроенного жилого помещения и переселению из 2-х комнат, расположенных в муниципальной коммунальной <адрес> по адресу: <адрес>.
Дальнейшее проживание в жилом доме, признанном непригодным для постоянного проживания, может привести к тяжелым последствиям для жизни и здоровья семьи ФИО11, в том числе, несовершеннолетнего ФИО11, в связи с чем они должны быть выселены из занимаемого жилого помещения, им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По изложенным основаниям просит суд обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО11 ФИО11 ФИО11, ФИО11 ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнему ФИО11, ФИО11, состоящим на регистрационном учете и проживающим по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО11 исковые требования поддержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности ФИО11 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что жилое помещение должно быть представлено истцам в порядке очередности.
Лица, в интересах которых подан иск, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца прокурора ФИО11, представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО11, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что ФИО11 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В частности, одним из основных начал жилищного законодательства определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Как следует из материалов дела и установлено судом решением Привокзального райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 Н.Д. как проживающий на жилой площади 14,7 кв.м. по адресу: <адрес>, Болдина, <адрес>, составом семьи 3 человека принят на очередь на получение жилой площади.
В связи со смертью ФИО11 его очередь переведена на ФИО11, составом семьи 5 человек: сын ФИО11 С.Н., супруга сына ФИО11, сын ФИО11 О.Н., внучка ФИО11. что подтверждается решением Советского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно письму КИЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь семьи ФИО11 по <адрес> - №.
Семья ФИО11 состоит на регистрационном учете в муниципальной коммунальной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, занимая 2 комнаты, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ., договором социального найма, выпиской из Единого Реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что жилой <адрес> постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признан непригодным для постоянного проживания, что подтверждается указанным постановлением.
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании семья ФИО11 не имеет, что подтверждается справками БТИ, уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела, в том числе, учетным делом семьи ФИО11, сторонами не оспаривались.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам, в них нуждающихся.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судом установлено, что семья ФИО11 занимает жилое помещение, качественные характеристики которого не соответствуют предъявляемым жилищным законодательством требованиям к жилому помещению, которое в установленном порядке признано не пригодным для проживания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 года № 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п. 1 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50).
В статьях 12 - 14 Жилищного кодекса РФ разграничены полномочия органов государственной власти (как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что семья ФИО11 имеет право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма, в том числе во внеочередном порядке.
Исходя из того обстоятельства, что принадлежащее истцу жилое помещение признано непригодным для проживания, а ФИО11, ФИО11 О.Н., ФИО11, ФИО11 состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, право несовершеннолетнего ФИО11 производно от права отца ФИО11, у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить ФИО11, ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнему ФИО11, ФИО11 жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Разрешая вопрос о технических характеристиках жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку жилое помещение семье ФИО11 подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, то предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 89 ЖК РФ, т.е. быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей и жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу, что с целью соблюдения жилищных прав семьи ФИО11 им должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому им жилому помещению - <адрес>, общей площадью не менее 50,35 кв.м., жилой площадью не менее 30,2 кв.м., с учетом количества комнат, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.
С учетом положений ст.ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 49, 57, 86, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст.ст. 60, 61 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления», исходя из возложенной законодателем обязанности по реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма граждан на органы местного самоуправления, суд полагает, что обязанность по предоставлению ФИО11, ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнему ФИО11, ФИО11 жилого помещения на условиях социального найма должна быть возложена на администрацию МО <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО11, ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнего ФИО11, ФИО11 к администрации <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма ФИО11, ФИО11, ФИО11, несовершеннолетнему ФИО11, ФИО11 благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению – <адрес>, расположенной в <адрес>, общей площадью не менее 50,35 кв.м., жилой площадью не менее 30,2 кв.м., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Прямицына
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2016 г.