Дело № 2-3538/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2017 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Красниковой В.Д.,
с участием истца Пастухова С.В., представителя истца Пастухова С.В. по доверенности Прасолова Д.Б.,
представителя ответчиков УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России по доверенностям Бабаяна С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пастухова Сергея Вячеславовича к УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истец Пастухов С.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН России по Воронежской области) о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований Пастухов С.В. указал, что он является капитаном внутренней службы в отставке, пенсионером уголовно-исполнительной системы УФСИН России по Воронежской области, состоит в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пастухову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
Считая свои права нарушенными, Пастухов С.В. обратился в суд за их защитой, с учетом уточненных требований, приятых к производству суда определением от 25.08.2017 г. просит:
-признать незаконным отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
-признать право на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилья;
-обязать ФСИН России принять решение о постановке Пастухова Сергея Вячеславовича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.61-64).
Истец Пастухов С.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения иска поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Пастухова С.В. по доверенности Прасолов Д.Б. заявленные истцом требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России по доверенностям Бабаян С.Ю. заявленные истцом требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Пастухов С.В. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с уволен из уголовно-исполнительной системы Минюста России по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении – 11 лет 11 месяцев 28 дней; в льготном исчислении – 20 лет 03 месяца 19 дней.
Пастухов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 (ФИО1) ФИО1 и имеет двоих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8-9,11).
ДД.ММ.ГГГГ Пастухов С.В. обратился в УФСИН России по Воронежской области с заявлением (рапортом) о постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Воронежской области постановлено направить в Комиссию ФСИН России документы Пастухова Сергея Вячеславовича для принятия решения о постановке Пастухова С.В. с составом семьи 4 человека (супруга – ФИО1, сын – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, сын – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пастухову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с ухудшением жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, Закон) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Пастухов С.В. - ДД.ММ.ГГГГ, его супруга - с ДД.ММ.ГГГГ, старший сын - с ДД.ММ.ГГГГ, младший сын - с рождения постоянно по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 62,4 кв.м, по адресу: <адрес>.
На основании договора № на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения являются: ФИО4, ФИО5 и ФИО1 ( жена Пастухова С.В. и её родители).
Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении общей площадью 62,4 кв.м, по адресу: <адрес> зарегистрировано 6 человек (л.д.140-141).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пастухов С.В. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 107,6 кв.м, по адресу: <адрес>, что подтверждено справкой председателя уличного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.157), Домовой книгой (л.д.168), Свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93).
По мнению суда, Пастухов С.В. имел право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ в названном жилом помещении зарегистрированы ФИО6, ФИО7 -<данные изъяты>, ФИО8-<данные изъяты> и <данные изъяты> – Пастухов Сергей Вячеславович.
Следовательно, Пастухов С.В. был обеспечен общей площадью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на одного члена семьи в размере более 15 квадратных метров и не являлся нуждающимся в жилом помещении.
Представленный истцом договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92) в данном случае не имеет юридического значения, поскольку, данный договор заключен после вселения Пастухова С.В. (ДД.ММ.ГГГГ) в указанное жилое помещение.
Как усматривается из представленной Пастуховым С.В. справки от ДД.ММ.ГГГГ, последний был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>- а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть как иной родственник (либо гражданин, с учетом доводов об отсутствии родства в качестве племянника), вселенный собственником в качестве члена своей семьи, что согласуется с нормами ЖК РФ.
Доказательств иного суду не представлено.
Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГ Пастухов С.В. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 62,4 квадратных метра, принадлежащей на праве общей совместной собственности его жене, а также её родителям. В данном жилом помещении в настоящее время зарегистрировано шесть человек: Пастухов С.В. (истец), ФИО1 (<данные изъяты>), ФИО2 (<данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты>) и ФИО4, ФИО5 (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, Пастухов С.В. обратился в УФСИН России по Воронежской области с соответствующим заявлением.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого док
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия Пастухова С.В. по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: : <адрес> и регистрация по адресу: <адрес>, являлись намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий и приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Для суда представляется очевидным то, что Пастухов С.В. действительно намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 62,4 квадратных метра, где зарегистрированы еще пять человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 квадратных метров.
При этом, судом критически оценивается и не принимается во внимание ссылка на невозможность совместного проживания с женой по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду ее заболевания <данные изъяты>, поскольку, по мнению суда, представленная истцом справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105) не является достаточным и достоверным доказательством, подтверждающим данное обстоятельство. Также, учитывается и то, что Пастухов С.В. и ранее не проживал по данному адресу.
Кроме того, судом учитывается и то, что как приобщенные к материалам дела договора поднайма и найма жилого помещения (л.д.89-92;103-104), так и медицинские справки о состоянии здоровья ФИО1 (л.д.94,105) истцом не были представлены вместе с другими документами на рассмотрение комиссии при решении вопроса о принятии его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пастухова Сергея Вячеславовича к УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 29.12.2017 г.
Дело № 2-3538/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2017 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Красниковой В.Д.,
с участием истца Пастухова С.В., представителя истца Пастухова С.В. по доверенности Прасолова Д.Б.,
представителя ответчиков УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России по доверенностям Бабаяна С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пастухова Сергея Вячеславовича к УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истец Пастухов С.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН России по Воронежской области) о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований Пастухов С.В. указал, что он является капитаном внутренней службы в отставке, пенсионером уголовно-исполнительной системы УФСИН России по Воронежской области, состоит в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пастухову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
Считая свои права нарушенными, Пастухов С.В. обратился в суд за их защитой, с учетом уточненных требований, приятых к производству суда определением от 25.08.2017 г. просит:
-признать незаконным отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
-признать право на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилья;
-обязать ФСИН России принять решение о постановке Пастухова Сергея Вячеславовича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.61-64).
Истец Пастухов С.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения иска поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Пастухова С.В. по доверенности Прасолов Д.Б. заявленные истцом требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России по доверенностям Бабаян С.Ю. заявленные истцом требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Пастухов С.В. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с уволен из уголовно-исполнительной системы Минюста России по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении – 11 лет 11 месяцев 28 дней; в льготном исчислении – 20 лет 03 месяца 19 дней.
Пастухов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 (ФИО1) ФИО1 и имеет двоих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8-9,11).
ДД.ММ.ГГГГ Пастухов С.В. обратился в УФСИН России по Воронежской области с заявлением (рапортом) о постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Воронежской области постановлено направить в Комиссию ФСИН России документы Пастухова Сергея Вячеславовича для принятия решения о постановке Пастухова С.В. с составом семьи 4 человека (супруга – ФИО1, сын – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, сын – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пастухову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с ухудшением жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, Закон) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Пастухов С.В. - ДД.ММ.ГГГГ, его супруга - с ДД.ММ.ГГГГ, старший сын - с ДД.ММ.ГГГГ, младший сын - с рождения постоянно по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 62,4 кв.м, по адресу: <адрес>.
На основании договора № на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения являются: ФИО4, ФИО5 и ФИО1 ( жена Пастухова С.В. и её родители).
Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении общей площадью 62,4 кв.м, по адресу: <адрес> зарегистрировано 6 человек (л.д.140-141).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пастухов С.В. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 107,6 кв.м, по адресу: <адрес>, что подтверждено справкой председателя уличного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.157), Домовой книгой (л.д.168), Свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93).
По мнению суда, Пастухов С.В. имел право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ в названном жилом помещении зарегистрированы ФИО6, ФИО7 -<данные изъяты>, ФИО8-<данные изъяты> и <данные изъяты> – Пастухов Сергей Вячеславович.
Следовательно, Пастухов С.В. был обеспечен общей площадью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на одного члена семьи в размере более 15 квадратных метров и не являлся нуждающимся в жилом помещении.
Представленный истцом договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92) в данном случае не имеет юридического значения, поскольку, данный договор заключен после вселения Пастухова С.В. (ДД.ММ.ГГГГ) в указанное жилое помещение.
Как усматривается из представленной Пастуховым С.В. справки от ДД.ММ.ГГГГ, последний был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>- а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть как иной родственник (либо гражданин, с учетом доводов об отсутствии родства в качестве племянника), вселенный собственником в качестве члена своей семьи, что согласуется с нормами ЖК РФ.
Доказательств иного суду не представлено.
Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГ Пастухов С.В. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 62,4 квадратных метра, принадлежащей на праве общей совместной собственности его жене, а также её родителям. В данном жилом помещении в настоящее время зарегистрировано шесть человек: Пастухов С.В. (истец), ФИО1 (<данные изъяты>), ФИО2 (<данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты>) и ФИО4, ФИО5 (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, Пастухов С.В. обратился в УФСИН России по Воронежской области с соответствующим заявлением.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого док
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия Пастухова С.В. по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: : <адрес> и регистрация по адресу: <адрес>, являлись намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий и приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Для суда представляется очевидным то, что Пастухов С.В. действительно намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 62,4 квадратных метра, где зарегистрированы еще пять человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 квадратных метров.
При этом, судом критически оценивается и не принимается во внимание ссылка на невозможность совместного проживания с женой по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду ее заболевания <данные изъяты>, поскольку, по мнению суда, представленная истцом справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105) не является достаточным и достоверным доказательством, подтверждающим данное обстоятельство. Также, учитывается и то, что Пастухов С.В. и ранее не проживал по данному адресу.
Кроме того, судом учитывается и то, что как приобщенные к материалам дела договора поднайма и найма жилого помещения (л.д.89-92;103-104), так и медицинские справки о состоянии здоровья ФИО1 (л.д.94,105) истцом не были представлены вместе с другими документами на рассмотрение комиссии при решении вопроса о принятии его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пастухова Сергея Вячеславовича к УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 29.12.2017 г.