Именем Российской Федерации
«18» июля 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием истца Пономаревой С.В., представителя ответчика по доверенности Катковой Ж.В., представителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по доверенности Рогачева В.В., представителя управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Светланы Владимировны к администрации городского округа город Воронеж об установления факта начисления зарплаты исходя из среднемесячной зарплаты сотрудника по данной категории и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Пономарева С.В. обратилась в суд с настоящим иском, указала, что в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ. пенсионного возраста <данные изъяты>, она обратилась в управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. К заявлению приложена копия трудовой книжки от 19.08.1985г.
Согласно Перечня документов, необходимых для оформления пенсии, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002гг. № 17/19па из числа документов должны быть документы, подтверждающие заработок гражданина.
Учитывая, что при заработной плате не соответствующей соотношению заработков 1.4, истцу необходимо было представить справку о заработной плате за любые 5 лет до 2002г., так как с 2002г. истец работала в организациях с низкой заработной платой, а согласно трудовой книжке в период с 24.07.1992г. по 16.12.1994г. истец работала в комитете по управлению жилищным фондом г. Воронежа специалистом сначала без категории, затем специалистом 1-й категории ( приказ № 105 от 24.07.1992г. и приказ № 155 от 16.12.1994г.), истец за получением справки о доходах за указанный период обратилась в управление жилищного фонда и жилищных отношений администрации городского округа город Воронежа, так как комитет по управлению жилищным фондом г. Воронежа был реорганизован и все его функции стало выполнять управление жилищного фонда и жилищных отношений администрации г. Воронежа, где в устной форме истцу дан отказ со ссылкой на то, что управление не является правопреемником комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа и никакие архивные документы им не передавались и посоветовали по данному вопросу обратиться непосредственно в администрацию городского округа город Воронежа.
13.01.2018г. истец обратилась с заявлением в администрацию городского округа города Воронежа о выдаче справки о заработной плате за период с 24.09.1992г. по 16.12.1994г.
31.01.2018г. стороной ответчика дан ответ за № 9145054, в котором сообщено, что в архиве администрации городского округа город Воронеж отсутствуют документы о заработной плате, приеме и увольнении, а также личное дело Пономаревой С.В. в качестве специалиста 1 категории. В связи с этим 02.10.2018г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 6813 руб., что ниже прожиточного минимума по Воронежской области и по России в целом.
На основании изложенного истец просит установить факт начисления заработной платы Пономаревой С.В. за период с 24.07.1992г. по 16.12.1994г. исходя из среднемесячной заработной платы сотрудников ответчика по данной категории; обязать ответчика выплатить Пономаревой С.В. компенсацию морального вреда, связанную с утратой личного дела истца и документов, подтверждающих начисление и выплату заработной платы истцу, в размере 72000 руб.
Определением от 29.04.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (л.д.1).
Истец Пономарева С.В. исковые требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Каткова Ж.В. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.54-55).
Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н. полагается на усмотрение суда, представлены письменные пояснения (л.д.52-53).
Представитель управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по доверенности Рогачев В.В. представил письменные пояснения (л.д.98-100).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, копии трудовой книжки, справок, ответов, имеющихся в деле, судом установлено, что с 08.02.2018г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 6813 руб. в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2014г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.7).
Согласно трудовой книжке в период с 24.07.1992г. по 16.12.1994г. истец работала в комитете по управлению жилищным фондом г. Воронежа специалистом сначала без категории, затем специалистом 1-й категории (л.д.9-17).
За получением справки о доходах за указанный период истец обратилась в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронежа, затем 13.01.2018г. истец обратилась с заявлением в администрацию городского округа города Воронежа о выдаче справки о заработной плате за период с 24.09.1992г. по 16.12.1994г.
Письмом управления жилищных отношений от 29.01.2018г. за № 9145054 истцу сообщено, что в архиве администрации городского округа город Воронеж отсутствуют документы о заработной плате, приеме и увольнении и личное дело Пономаревой С.В. в качестве специалиста 1 категории, а письмом от 31.01.2018г. истцу направлена архивная справка с названной информацией (л.д.19-22).
Согласно Положений и выписки из ЕГРЮЛ (л.д.67-79,82-88) комитет по управлению жилищным фондом г. Воронежа (ОГРН 1043600051846) создан на основании решения исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 10.11.1991г. № 431 «О создании Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа». Распоряжением главы города Воронежа от 16.03.2004г. № 184-р «О реорганизации структурных подразделений администрации города Воронежа» в соответствии с постановлением Воронежской городской Думы от 11.03.2004г. № 22-1 «О структуре администрации города Воронежа» создан комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации г. Воронежа (ОГРН 1043600051846). Распоряжением главы городского округа город Воронеж от 07.11.2005г. № 729-р в связи с утверждением решением Воронежской городской Думы от 28.04.2005г. № 39-И новой структуры администрации городского округа город Воронеж Комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации г. Воронежа переименован в комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж. Решением Воронежской городской Думы от 26.03.2008г. № 62-II «О структуре администрации городского округа город Воронеж» и распоряжением главы городского округа город Воронеж от 23.04.2008г. № 215-р «О реорганизации структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж» принято решение о реорганизации Комитета по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронежа (ОГРН 1043600051846) в форме преобразования в управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1083668033591). Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж на основании решения Воронежской городской Думы от 23.04.2008г. № 117-II «О наделении правами юридического лица управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж» зарегистрировано 27.08.2008г. Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 01.07.2010г. № 541 «О реорганизации отдельных структур администрации городского округа город Воронеж» Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1103668019157) определен правопреемником управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж. Решением Воронежской городской Думы от 29.08.2012г. № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж» и постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.10.2012г. № 809 «О мерах по приведению структуры администрации городского округа город Воронеж в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 29.08.2012г. № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж» департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж упразднен и образовано структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, наделенное правами юридического лица, управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668053453) в соответствии решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 № 939-III «О наделении правами юридического лица управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж».
В соответствии с пояснениями УПФР, что истцом не оспаривается, названная пенсия истцу была установлена из расчета заработной платы за 2000 - 2001г. Отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило - 0,038.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы устанавливается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности на основании документов, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными органами).
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па, определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
В соответствии с п. 26 вышеуказанного Перечня среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Заслуживают внимания доводы представителя УПФР о том, что истец просит установить факт начисления ей заработной платы с 24.07.1992г. по 16.12.1994г., т.е. за 30 месяцев подряд, а не за 60 месяцев, как предусмотрено названным законом.
С 01.01.2015г. на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии со ст. 18 которого размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 01.01.2015г., рассчитывается по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Учитывая изложенное, суд считает, что пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различных систем оплаты труда, премирование и др.
Документом, подтверждающим заработок до регистрации в качестве застрахованного лица, является справка о заработной плате, представляемая по форме и правилам, утвержденными Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20.08.1992г. « О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» № 1-68-У.
В соответствии с письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001г. № 8389-ЮЛ-ЛЧ-06-27/9704 в тех случаях, когда архивы предприятия не сохранились в связи с чрезвычайными ситуациями (военными действиями, наводнением, землетрясением, ураганом) и отсутствует возможность истребования сведений о заработке за какие-либо другие периоды, среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов, подтверждающих индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Документов, подтверждающих индивидуальный характер заработка, истец суду не представила.
Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка. По мнению суда, какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, сведения о заработной плате иных работников занимавших аналогичные должности не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
На основании вышеизложенного суд считает, что установление факта начисления заработной платы, исходя из среднемесячной заработной платы сотрудников ответчика, не может отражать индивидуальный характер заработка истца, поэтому не является допустимым средством доказывания по данному делу.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда. Кроме того, суд учитывает следующее.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Доказательства того, что действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, истцом суду не представлены, а на иные случаи компенсации морального вреда, предусмотренные законом, истец не ссылается, поэтому исковые требования о компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Пономаревой Светланы Владимировны к администрации городского округа город Воронеж об установления факта начисления зарплаты исходя из среднемесячной зарплаты сотрудника по данной категории и компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяИменем Российской Федерации
«18» июля 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием истца Пономаревой С.В., представителя ответчика по доверенности Катковой Ж.В., представителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по доверенности Рогачева В.В., представителя управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Светланы Владимировны к администрации городского округа город Воронеж об установления факта начисления зарплаты исходя из среднемесячной зарплаты сотрудника по данной категории и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Пономарева С.В. обратилась в суд с настоящим иском, указала, что в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ. пенсионного возраста <данные изъяты>, она обратилась в управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. К заявлению приложена копия трудовой книжки от 19.08.1985г.
Согласно Перечня документов, необходимых для оформления пенсии, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002гг. № 17/19па из числа документов должны быть документы, подтверждающие заработок гражданина.
Учитывая, что при заработной плате не соответствующей соотношению заработков 1.4, истцу необходимо было представить справку о заработной плате за любые 5 лет до 2002г., так как с 2002г. истец работала в организациях с низкой заработной платой, а согласно трудовой книжке в период с 24.07.1992г. по 16.12.1994г. истец работала в комитете по управлению жилищным фондом г. Воронежа специалистом сначала без категории, затем специалистом 1-й категории ( приказ № 105 от 24.07.1992г. и приказ № 155 от 16.12.1994г.), истец за получением справки о доходах за указанный период обратилась в управление жилищного фонда и жилищных отношений администрации городского округа город Воронежа, так как комитет по управлению жилищным фондом г. Воронежа был реорганизован и все его функции стало выполнять управление жилищного фонда и жилищных отношений администрации г. Воронежа, где в устной форме истцу дан отказ со ссылкой на то, что управление не является правопреемником комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа и никакие архивные документы им не передавались и посоветовали по данному вопросу обратиться непосредственно в администрацию городского округа город Воронежа.
13.01.2018г. истец обратилась с заявлением в администрацию городского округа города Воронежа о выдаче справки о заработной плате за период с 24.09.1992г. по 16.12.1994г.
31.01.2018г. стороной ответчика дан ответ за № 9145054, в котором сообщено, что в архиве администрации городского округа город Воронеж отсутствуют документы о заработной плате, приеме и увольнении, а также личное дело Пономаревой С.В. в качестве специалиста 1 категории. В связи с этим 02.10.2018г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 6813 руб., что ниже прожиточного минимума по Воронежской области и по России в целом.
На основании изложенного истец просит установить факт начисления заработной платы Пономаревой С.В. за период с 24.07.1992г. по 16.12.1994г. исходя из среднемесячной заработной платы сотрудников ответчика по данной категории; обязать ответчика выплатить Пономаревой С.В. компенсацию морального вреда, связанную с утратой личного дела истца и документов, подтверждающих начисление и выплату заработной платы истцу, в размере 72000 руб.
Определением от 29.04.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (л.д.1).
Истец Пономарева С.В. исковые требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Каткова Ж.В. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.54-55).
Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н. полагается на усмотрение суда, представлены письменные пояснения (л.д.52-53).
Представитель управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по доверенности Рогачев В.В. представил письменные пояснения (л.д.98-100).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, копии трудовой книжки, справок, ответов, имеющихся в деле, судом установлено, что с 08.02.2018г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 6813 руб. в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2014г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.7).
Согласно трудовой книжке в период с 24.07.1992г. по 16.12.1994г. истец работала в комитете по управлению жилищным фондом г. Воронежа специалистом сначала без категории, затем специалистом 1-й категории (л.д.9-17).
За получением справки о доходах за указанный период истец обратилась в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронежа, затем 13.01.2018г. истец обратилась с заявлением в администрацию городского округа города Воронежа о выдаче справки о заработной плате за период с 24.09.1992г. по 16.12.1994г.
Письмом управления жилищных отношений от 29.01.2018г. за № 9145054 истцу сообщено, что в архиве администрации городского округа город Воронеж отсутствуют документы о заработной плате, приеме и увольнении и личное дело Пономаревой С.В. в качестве специалиста 1 категории, а письмом от 31.01.2018г. истцу направлена архивная справка с названной информацией (л.д.19-22).
Согласно Положений и выписки из ЕГРЮЛ (л.д.67-79,82-88) комитет по управлению жилищным фондом г. Воронежа (ОГРН 1043600051846) создан на основании решения исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 10.11.1991г. № 431 «О создании Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа». Распоряжением главы города Воронежа от 16.03.2004г. № 184-р «О реорганизации структурных подразделений администрации города Воронежа» в соответствии с постановлением Воронежской городской Думы от 11.03.2004г. № 22-1 «О структуре администрации города Воронежа» создан комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации г. Воронежа (ОГРН 1043600051846). Распоряжением главы городского округа город Воронеж от 07.11.2005г. № 729-р в связи с утверждением решением Воронежской городской Думы от 28.04.2005г. № 39-И новой структуры администрации городского округа город Воронеж Комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации г. Воронежа переименован в комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж. Решением Воронежской городской Думы от 26.03.2008г. № 62-II «О структуре администрации городского округа город Воронеж» и распоряжением главы городского округа город Воронеж от 23.04.2008г. № 215-р «О реорганизации структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж» принято решение о реорганизации Комитета по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронежа (ОГРН 1043600051846) в форме преобразования в управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1083668033591). Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж на основании решения Воронежской городской Думы от 23.04.2008г. № 117-II «О наделении правами юридического лица управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж» зарегистрировано 27.08.2008г. Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 01.07.2010г. № 541 «О реорганизации отдельных структур администрации городского округа город Воронеж» Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1103668019157) определен правопреемником управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж. Решением Воронежской городской Думы от 29.08.2012г. № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж» и постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.10.2012г. № 809 «О мерах по приведению структуры администрации городского округа город Воронеж в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 29.08.2012г. № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж» департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж упразднен и образовано структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, наделенное правами юридического лица, управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668053453) в соответствии решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 № 939-III «О наделении правами юридического лица управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж».
В соответствии с пояснениями УПФР, что истцом не оспаривается, названная пенсия истцу была установлена из расчета заработной платы за 2000 - 2001г. Отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило - 0,038.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы устанавливается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности на основании документов, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными органами).
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па, определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
В соответствии с п. 26 вышеуказанного Перечня среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Заслуживают внимания доводы представителя УПФР о том, что истец просит установить факт начисления ей заработной платы с 24.07.1992г. по 16.12.1994г., т.е. за 30 месяцев подряд, а не за 60 месяцев, как предусмотрено названным законом.
С 01.01.2015г. на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии со ст. 18 которого размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 01.01.2015г., рассчитывается по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Учитывая изложенное, суд считает, что пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различных систем оплаты труда, премирование и др.
Документом, подтверждающим заработок до регистрации в качестве застрахованного лица, является справка о заработной плате, представляемая по форме и правилам, утвержденными Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20.08.1992г. « О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» № 1-68-У.
В соответствии с письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001г. № 8389-ЮЛ-ЛЧ-06-27/9704 в тех случаях, когда архивы предприятия не сохранились в связи с чрезвычайными ситуациями (военными действиями, наводнением, землетрясением, ураганом) и отсутствует возможность истребования сведений о заработке за какие-либо другие периоды, среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов, подтверждающих индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Документов, подтверждающих индивидуальный характер заработка, истец суду не представила.
Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка. По мнению суда, какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, сведения о заработной плате иных работников занимавших аналогичные должности не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
На основании вышеизложенного суд считает, что установление факта начисления заработной платы, исходя из среднемесячной заработной платы сотрудников ответчика, не может отражать индивидуальный характер заработка истца, поэтому не является допустимым средством доказывания по данному делу.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда. Кроме того, суд учитывает следующее.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Доказательства того, что действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, истцом суду не представлены, а на иные случаи компенсации морального вреда, предусмотренные законом, истец не ссылается, поэтому исковые требования о компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Пономаревой Светланы Владимировны к администрации городского округа город Воронеж об установления факта начисления зарплаты исходя из среднемесячной зарплаты сотрудника по данной категории и компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья