Дело №2-3738/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 сентября 2017г. г.Раменское
Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Петровой И.В.,
с участием истца Федосова С.В.,
представителя ответчика Ушаковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосова С. В. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Федосов С.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязании включить в специальный педагогический стаж периоды работы в должности тренера-преподавателя: с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ с 15.09.2016г..
В обоснование своих требований истец указал, что в период с <дата>. по <дата>. он работал в Московском областном совете ВДСО «Трудовые резервы» (позднее «Юность России) тренером-преподавателем по футболу; с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>. и с <дата>. по <дата>. - в Детско-юношеской спортивной школе Комитета по физической культуре, спорту и туризма Люберецкого района. Списком должностей и учреждений № <номер> от <дата> предусмотрена должность «тренер-преподаватель», которую он занимал. Согласно постановлению Министерства труда РФ от 22.01.1993г. № 8 в должностные обязанности тренера-преподавателя входит осуществление набора в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, проведение с ними учебно-тренировочной и воспитательной работы, обеспечение повышения физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрана их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса, разработка годовых и текущих планов подготовки и др. Он занимался воспитательной и учебно-тренировочной работой с детьми, выполняя разработанные для детей программы по футболу. Полагает, что его работа с детьми (учащимися профессионально-технических училищ) подтверждается действовавшим в тот период законодательством. Так, <дата>., в соответствии с распоряжением Совета народных комиссаров СССР № 12019-р от 19.06.1943г., было создано ВДСО «Трудовые резервы» - всесоюзное добровольное спортивное общество для вовлечения в занятия спортом учащихся системы начального и среднего профессионально-технического образования (для детей старше 18 лет существовало ДСО «Буревестник»). <дата>. распоряжением Совета Министрова СССР № 33108-р на Центральный Совет ВДСО «Трудовые резервы» было возложено руководство
физическим воспитанием учащихся профтехобразования и массовой
физкультурно-спортивной работы с ними. 21.07.1988 года приказом Государственного комитета СССР по народному образованию №222 на Центральный Совет ВДСО «Трудовые резервы» возложено руководство и контроль за организацией обязательных учебных занятий по физическому воспитанию и спортивно-массовой работы в ПТУ. Полагает, что его специальный трудовой стаж по состоянию на 15.09.2016г. составляет 34 года 3 дня, при требуемых 25-ти.
В судебном заседании истец Федосов С.В. поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области Ушакова Ю.А. требования истца не признала, ссылаясь на нетождественность занимаемых должностей «тренера» в средней общеобразовательной школе и аналогичной должности в Московском областном совете ВДСО «Трудовые резервы», так как нет подтверждения того, что педагогическая деятельность протекала в учебных либо образовательных учреждениях, где обучаются лишь дети до 18 лет. В связи с этим, периоды работы истца с <дата> г. по <дата>. не подлежат включению в специальный стаж, так как сама деятельность протекала не в учебно-образовательных учреждениях, работа тренера-преподавателя по футболу не подлежит рассмотрению как педагогическая деятельность. Из письменного ответа на запрос УПФР от <дата>. следует, что факт льготной работы не подтверждается, наблюдательное дело никогда не формировалось. Организация, в которой истец работал тренером по футболу не включена в Список организаций, работа в которых предполагает назначение льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Выслушав истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Как следует из материалов дела, <дата>. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением ГУ-УПФР №15 г.Москве и Московской области от <дата>. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Из содержания протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата>. видно, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости Федосов С.В. представил трудовую книжкуАТ-1 <номер>, заполненную <дата>., трудовую книжку AT-VII <номер>, заполненную <дата>. и льготные справки о специальном стаже работы с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; с <дата>. по <дата>.; в должности руководителя физического воспитания с <дата>. по <дата>. и в должности преподавателя физической культуры с <дата> по <дата>.
Согласно ответу на запрос подтвердить факт льготной работы Федосова С.В. за период с <дата>. по <дата>.в должности тренера-преподавателя в Московском областном совете ВДСО «Трудовые резервы» не представляется возможным, в связи с тем, что организацией были утеряны документы, подтверждающие стаж работы Федосова С.В., и наблюдательное дело по данной организации не формировалось.
Периоды льготной работы Федосова С.В. с <дата>. по <дата>. в должности тренера-преподавателя в МУ «Комитет по физической культуре, спорту и туризму», а также с <дата> по <дата>. и с <дата>. по <дата>. в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД КДЮСШ не подлежат включению в спецстаж, т.к. не выполняются оба условия: п.12 Правил. Наблюдательные дела по данным организациям не сформированы.
Согласно акту документальной проверки № <номер> <дата>. периоды работы Федосова С.В. в ГБПОУ МО «Раменский дорожностроительный техникум» в должности преподавателя физической культуры с <дата>. по <дата>. и с <дата>. по <дата>. не могут быть зачтены в льготный стаж, так как не выработана ставка (п. 4 Правил).
Таким образом, специальный стаж работы Федосова С.В. на дату обращения в ГУ-УПФР №15 г.Москве и Московской области составил 4 года 0 мес. 14 дней, при требуемом - 25 лет.
Отказ ответчика в назначении Федосову С.В., <дата> года рождения, досрочной страховой пенсии по старости является обоснованным по следующим основаниям.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013г. года №400 - ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 3 ст.30 ФЗ №400-ФЗ предусмотрены периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, которые засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст.18 ФЗ от 17.12.2001 №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который действовал в период работы истца с <дата> по <дата> годы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Согласно п.5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственного пенсионному обеспечении в РФ, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №16/19 па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона, в необходимых случаях должны быть приложены документы подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п.3 раздела 1 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
-до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»-документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
-после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»-на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующим работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст.27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В соответствии с п.2 Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии со ст.18 ФЗ от 17.12.2001 №173 - ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
В периоды работы, рассматриваемые для включения в педагогический стаж, истец работал в учреждениях, не предусмотренных Списком и Перечнем, не вырабатывал ставку заработной платы (0,5 ставки). Должность тренера-преподавателя не имеет отношения к указанному Списку.
Согласно п.5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственного пенсионному обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №16/19 па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п.3 раздела 1 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
-до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»- документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
-после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»-на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ответчик обоснованно не включил спорный период стажа работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, так как, во-первых, в соответствии с п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком утвержденных Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959г, №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» включается в выслугу при условии выполнения (по нагрузке), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад); во-вторых, постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 №191 установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003г. №191 издано в целях реализации ч.3 ст.333 ТК РФ, в которой установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ. Данным постановлением установлена продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку заработной платы) для всех педагогических работников во всех типах образовательных учреждений, но не более 36 часов в неделю.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил1 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с указанным Списком №781 в пункте 2 раздела «Наименование должностей» указана должность «тренер-преподаватель», а в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» указаны учреждения дополнительного образования детей (внешкольное учреждение), в том числе детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
При этом в п.12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, воспроизводится соответствующее положение Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 №79, которое устанавливает, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка (в том числе, как в данном случае детско-юношеские спортивные школы всех наименований), за периоды начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Аналогичное разъяснение дано в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
При этом п.12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, неоднократно являлся предметом обжалования гражданами с точки зрения соответствия Конституции РФ. В определениях от 16.04.2009 N 567-0-0, от 17.11.2011 N 1535-0-0, 25.02.2013 N 263-0, от 16.07.2013 N 1143-O Конституционный Суд РФ со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении от 24.05.2001 №8-П, неоднократно высказывался относительного того, что в предусмотренное п. 12 Правил исчисления периодов работы правило не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, к числу которых относится истец. Также решением Верховного Суда РФ от 12.03.2007 №ГКПИ07-4 отказано в признании данного пункта 12 Правил недействующим.
В отношении требований истца о включении других периодов работы до <дата>, не учтенных пенсионным органом, включение которых повлияло бы на размер специального стажа работы до указанной даты, а при достижении стажа 16 лет 8 месяцев являлось бы основанием для включения последующего периода работы истца с <дата> по <дата>, суд приходит к выводу, что и в последующие спорные периоды истец работал в должности не предусмотренной Списком, не выполнял ставку (работал на 0,7 ставке).
Особый характер работы истца в период с <дата> года может быть подтвержден иными доказательствами, помимо данных индивидуального персонифицированного учета. При отсутствии у истца необходимого стажа работы (16 лет 8 мес.) в учреждениях дополнительного образования по состоянию на <дата>, наличие таких доказательств не влияет на разрешение спора по существу, так как изначально отсутствует право.
В связи с отсутствием у истца специального стажа на <дата> в размере 16 лет и 8 месяцев, у работодателя истца отсутствовали правовые основания для предоставления в пенсионный орган сведений в отношении периода его работы в период с 01.01.2001г. в качестве льготного, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии с п.12 Правил, работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж работы при наличии условия, что на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Указанная работа, за период, начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в п.1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме, не менее 360 часов в год.
В соответствии с актом документальной проверки №<номер> от <дата>., указанный спорный период не может быть включен в специальный стаж, так как МУ «Комитет по физической культуре, спорту и туризму», а также МОУ ДОД КДЮСШ, в которых истец работал в спорные периоды, предусмотрен в Типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1237. Данным типовым положением деятельность в образовательных учреждениях для детей не регулируется.
Тип, вид и категория образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ. Лицензия на право ведения образовательной деятельности - не является правоустанавливающим документом при установлении (определении) права какого-либо лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей.
Реализация права на досрочное пенсионное обеспечение лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» осуществляется через постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и Правила исчисления периодов указанной работы, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска судом не установлено, так как право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях; а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно, деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Возможность предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости возможно лишь для педагогических работников учреждений для детей. Законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма — учреждение.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Федосова С. В. о признании отказа ГУ-УПФ РФ <номер> по г.Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости необоснованным; в обязании включить в специальный педагогический стаж периоды работы в должности тренера-преподавателя: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; в обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ с <дата>., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 16.09.2017г.