РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дураевой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах ФИО70 к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,
установил:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти, действующий в защиту интересов ФИО47., обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти ФИО6 исковые требования поддержала, суду пояснила, что ФИО48 (до заключения брака ФИО49) ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей – сирот. Мать ФИО1 умерла 23.12.2003 года. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. На основании распоряжения главы Администрации Бузулукского района Оренбургской области № от 08.06.2004 года ФИО68. была передана в приемную семью ФИО10, где проживала до ноября 2007 года. С 21.11.2007 года на основании приказа №-в от 21.11.2007 года ФИО69 была зачислена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школу «Единство» (школа-интернат №) с 21.11.2007 г. с содержанием на полном государственном обеспечении. 19.09.2009 года окончила обучение в школе-интернате № и поступила в Тольяттинский индустриальный педагогический колледж, где обучается в настоящее время. 12.03.2010 г. ФИО67. вступила в брак с ФИО8, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО53. Какого-либо жилья за ней закреплено не было, в связи, с чем распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № от 29.10.2009 года она была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек с 21.10.2009г. 15.04.2010 года у ФИО66 родилась дочь ФИО21. До настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО56. жильем не обеспечена. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО55. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи два человека, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ФИО57 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что до 2009 года она обучалась в школе-интернат «Единство» г. Тольятти, в настоящее время обучается в ТИПК № на 2 курсе, своего жилья не имеет, снимает комнату в 3-хкомнатной квартире, где проживает с ребенком.
Представитель ответчика - мэрии городского округа Тольятти ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ФИО65 является сиротой и на основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 29.10.2009 года № принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. ФИО64 в настоящее время учится в Тольяттинском индустриально-педагогическом колледже. На ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий под № №. В случае удовлетворения требований будут существенно ущемлены права на жилое помещение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее ФИО63. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Кроме того, необоснованно заявлены требования о предоставлении жилого помещения ФИО62. на состав семьи два человека, в том числе на ее несовершеннолетнюю дочь Дарью, поскольку ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на оказание целевой государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23-х лет, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования. Наличие на иждивении ФИО71 малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ и Самарской области. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
Положениями жилищного законодательства РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО72 (ФИО73), ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО1 умерла 23.12.2003 г., отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Распоряжением главы Администрации Бузулукского района Оренбургской области № от 08.06.2004 г. над несовершеннолетней ФИО33. была установлено опека, ФИО10 назначена опекуном, впоследствии ФИО74 была передана в приемную семью ФИО10
01.10.2007 г. договор от 16.08.2006 г. № «О передаче ребенка на воспитание в приемную семью» был расторгнут, по причине ухудшения здоровья приемной матери и ФИО75 была переведена в МУ СРЦ «Гармония» г. Тольятти.
Приказом №-в от 21.11.2007 г. ФИО76 был зачислена в Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школу «Единство» г.о. Тольятти с 21.11.2007 г. с содержанием на полном государственном обеспечении, где окончила обучение 19.09.2009 г.
На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.10.2009 г. № ФИО77 принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки. До настоящего времени ФИО78 жилым помещением не обеспечена, что подтверждается материалами дела.
12.03.2010 г. ФИО79 вступила в брак с ФИО8 и ей присвоена фамилия ФИО80. От брака ФИО81. имеет ребенка Дарию, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В настоящее время ФИО82 является студенткой 2 курса очной формы обучения ГОУ СПО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж», обучается на бюджетной основе.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч.2ст.57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма ФИО45 состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания в 2009 г. ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школу «Единство» г.о. Тольятти.
При таких обстоятельствах ФИО44., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает, что ФИО2 обоснованно признана нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма и должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке в силу ст.57 ЖК РФ.
Представителем ответчика не оспаривается то факт, что ФИО2 состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, а также не оспаривается то факт, что обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО2 лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п.3 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст.57 ЖК РФ и Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение ФИО2 жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья ФИО2 должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Однако суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 на состав семьи один человек, поскольку заявлены требования о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть основанные на применении специальной нормы закона – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Таким образом, данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходит и Жилищный Кодекс РФ (ст. 57). В связи с этим, оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулированные специальным законом, не имеется. Поскольку именно ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, то именно ФИО2 Мэрия г.о. Тольятти обязана предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Наличие на иждивении у ФИО2 несовершеннолетнего ребенка не лишает ее возможности на улучшение жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО2 жилое помещение в г. Тольятти вне очереди, на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд города Тольятти в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13.04.2012 г.
Председательствующий: