Мотивированное решение составлено 28.05.2013 г. Дело № 2-412/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2013 года г. Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Киса В.Ф.,
при секретаре Митрофановой У.Е.,
с участием истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Антиповой Натальи Владимировны к филиалу №... Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2009-2012 гг.,
У С Т А Н О В И Л:
Антипова Н.В. обратилась в суд с иском к филиалу №... Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2009-2012 год. В обоснование иска указала, что с <дата> она осуществляла трудовую деятельность в войсковой части №... в должности старшего инспектора секретной части, с <дата> в должности ведущего экономиста, с <дата> в должности главного инженера. В результате проводимых организационно-штатных мероприятий войсковая часть №... была преобразована в войсковую часть №..., где она продолжает работать в должности главного инженера с <дата> по настоящее время. <дата> командиром войсковой части №... издан приказ №... о выплате ЕДВ за 2012 год и передан в филиал УФО МО РФ по <адрес> для начисления данной выплаты. Начальником филиала №... УФО МО РФ по Мурманской области данный приказ был возвращен как нереализованный, со ссылкой на то, что данная выплата не предусмотрена в приказе № 90 от 02.03.2001 года МО РФ. Начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 36070-А производится по приказу МО от 02.03.2001 № 90, которым предусмотрены, кроме указанных в приказе выплат, «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами» п. 2 «Б» «формировать фонды оплаты труда с учетом: иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами п.2 «г». В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 05.10.2007 г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено выплачивать единовременное денежное вознаграждение гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ.
Определением суда в качестве соответчика привлечена войсковая часть 36070-А.
В судебном заседании Антипова Н.В. иск поддержала.
Представитель ответчика филиала №... Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором в заявленных Антиповой Н.В. требованиях просит отказать, дело рассмотреть без его участия. <дата> было принято Постановление Правительства РФ № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», согласно которому работникам указанных органов установлены должностные оклады и предусмотрены выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, премий по результатам работы, а также материальной помощи. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ с 1 января 2001 года для гражданского персонала отдельных органов МО РФ были введены новые условия оплаты труда. Издан приказ от 02.03.2001 года № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ» Гражданскому персоналу отдельных органов МО РФ помимо должностных окладов предусмотрено выплачивать: ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; ежемесячную надбавку за выслугу лет к должностному окладу; премии по результатам работы; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада. Работника отдельных органов производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, а также выплачивается материальная помощь. Оснований для выплаты единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу войсковой части 36070-А по итогам работы за год не имеется. Кроме того, ответчик указывает на пропуск истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в соответствии со ст. 392 ТК РФ.(л.д. 31-33,37-38)
Представитель ответчика в/ч 36070-А в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва следует, что при издании приказа от 03 декабря 2012 года о выплате единовременного денежного вознаграждения командир в/ч 36070-А руководствовался Постановлением Правительства РФ № 645 от 5 октября 2007 года, где декларирована выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года. Расчетная сумма единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов установлена по аналогии с размером единовременного денежного вознаграждения, выплачиваемого гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны РФ оплата труда которых производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 5832. (л.д.39-40)
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
По материалам дела Антипова Н.В. является служащим гражданского персонала и работает в должности главного инженера в войсковой части 36070-А, которая находится на финансовом обеспечении в Филиале №... УФО МО РФ. (л.д. 5-8, 14- 17)
Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 07.12.1994 года принято Постановление N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел».
Пунктом первым указанного Постановления Правительство Российской Федерации предоставило Министру обороны и Министру внутренних дел Российской Федерации право устанавливать гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел Российской Федерации с 1 января 1995 года единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов.
Указанные выплаты производились всему гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ с 01.01.1995 года по 01.01.2001 год, до введения новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ Министром обороны РФ 19 августа 2002 года издан Приказ N 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года».
Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 сентября 2002 года, N 3776 утратил силу с 07.09.2009 года в связи с введением новой системы оплаты труда в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555.
Абзацем вторым указанного Приказа было определено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых из федерального бюджета, оплата труда которого производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере двух окладов (тарифных ставок).
Таким образом, из приведенных требований постановления Правительства и приказа Министра обороны РФ следует, что право на выплату единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнения обязанностей, по итогом календарного года имеют работники войсковых частей гражданского персонала получаемые оплату труда по единой тарифной сетке. Соответственно, гражданский персонал, финансируемый по приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555, вправе получать единовременное денежное вознаграждение по итогам года.
Социальные гарантии и порядок оплаты труда работников отдельных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других министерств и ведомств Российской Федерации урегулированы иными специальными нормативными актами.
Так, 30 декабря 2000 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1027 «Об упорядочении условий труда работников федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», согласно которому работникам указанных органов установлены должностные оклады и предусмотрены выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, премий по результатам работы, а также материальной помощи.
Во исполнение указанного Постановления Правительства России Министром обороны РФ издан Приказ от 2 марта 2001 года N 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации».
Из приведенных выше постановлений Правительства Российской Федерации следует, что данные нормативные акты не устанавливают для работников войсковых частей гражданского персонала дополнительные выплаты в виде единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год, а предусматривают стимулирующие выплаты в виде ежемесячной надбавки и премиальных выплат.
Гражданский персонал войсковых частей, финансируемых по приказу Министра обороны РФ от 02 марта 2001 года № 90, не вправе получать единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено, что указанное вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 «в» постановления).
Во исполнение данного постановления Министр обороны РФ не издал соответствующий приказ об определении круга лиц гражданского персонала и перечень войсковых частей, на которых распространяется выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год.
Приказом командира войсковой части №... № №... от <дата> года принято решение произвести Антиповой Н.В. выплату единовременного денежного вознаграждения по итогам 2012 года в размере ***. (л.д. 10-11)
Указанный приказ возвращен начальником филиала №... управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области без реализации со ссылкой на то, что оснований для выплаты единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу войсковой части №... по итогам работы за год не имеется. (л.д.12-13)
Ссылка истца на применение к ней как гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ Постановления Правительства РФ № 645 от 2007 года необоснованна.
В войсковой части действует Коллективный договор от <дата>, заключенный между командиром войсковой части №... и трудовым коллективом, в котором разделом 5 предусмотрена для гражданского персонала оплата труда.
Из положений раздела 5 коллективного договора следует, что работодателем не установлена для работников (гражданского персонала) выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год. Работодатель гарантировал указанным работникам стимулирующие выплаты надбавки и премии.
В период с <дата> по <дата> в соответствии с приказом Министерства обороны №... Антиповой Н.В. были выплачены премии за 1 квартал 2011 года – ***., 2 квартал 2011 года – ***., 3-4 квартал 2011 года – ***, 1 квартал 2012 года – ***., 2 квартал 2012 года – ***., 3 квартал 2012 года – ***., 4 квартал 2012 года – ***. 2012 год – ***. (л.д.37-38, 44-76)
Учитывая изложенное, право на получение единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год Антипова Н.В. не имеет.
Ответчиком трудовые права истца не нарушены, поскольку она получает гарантированную оплату труда, установленную ей в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ.
Предусматривая право работника на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, законодатель определил сроки предъявления иска в суд.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Истцу при ежемесячном получении заработной платы, в том числе по истечении спорных календарных лет было известно, что ЕДВ по итогам работы не начислялось и не выплачивалось, однако Антипова Н.В. не обращалась в суд в установленный законом трехмесячный срок для разрешения индивидуального трудового спора.
Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» указывает на то, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Пропущенный по уважительным причинам срок исковой давности может быть восстановлен судом в исключительных случаях, если его пропуск связан с личностью истца (тяжелая болезнь, неграмотность, длительная командировка, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд истцом не представлено.
При таких обстоятельствах ходатайство об отказе истцу в требованиях о взыскании единовременного денежного вознаграждения за период с 2009 г. по 2011 г. в связи с пропуском срока обращения в суд за разрешением трудового спора подлежит удовлетворению и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Антиповой Натальи Владимировны к филиалу №... Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, в/ч №... о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2009- 2012 г.г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.Ф. Кис