Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1343/2012 ~ М-1301/2012 от 06.08.2012

Дело № 2-1343/12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

у с т а н о в и л:

при проведении проверок представителями ФИО4 прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учрежденияхв ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> были выявлены нарушения законов о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных, которые, не смотря на ранее принятые меры прокурорского реагирования, не устраняются в течение длительного времени.

При проведении проверок были выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, а именно: в жилых секциях отрядов ,3,6,10,12, в жилой секции отряда осужденные не обеспечены минимальной нормой жилой площади в размере 2 кв.м.

В нарушение ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста ФИО3 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), общежития для осужденных не обеспечены необходимым набором вспомогательных помещений.

Во всех отрядах, в нарушение п. 5 и п. 13 Приложения к выше указанному приказу, отсутствуют кухни и постирочные помещения. В отрядах №, 3, 4, 6 в нарушение п. 6 Приложения отсутствуют комнаты для хранения продуктов и приема пищи. В отрядах №, 4, 8, 9 в нарушение п. 10 Приложения отсутствуют комнаты быта. В отрядах №, 3, 4, 6, 12, в отряде строгих условий содержания в нарушение п. 14 Приложения не имеется сушилки. В нарушение п. 3, п. 7, п. 12 Приложения отряды №, 4 имеют совместные комнату для умывания, кабинет начальников отрядов и комнату для хранения личных вещей.

Аналогичная ситуация сложилась в отрядах №, 9.

При норме комплектации 1 умывальник на 10 человек, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения , в отряде для 114 человек установлено лишь 4 крана для умывания, в отрядах и 4 для 248 человек установлено лишь 9 кранов для умывания.

В указанных отрядах совсем отсутствуют умывальники, а установлены лишь водопроводные краны со стоком в общий поддон.

Комнаты для умывания отрядов №, 2, 5, 6, 7 и 10, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не оборудованы достаточным количеством умывальников.

В нарушение ч. 1 ст. 6 ГК РФ, п.п. 35 таблицы Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста ФИО3, утвержденной приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ -дсп, которая предусматривает установку 1 унитаза и 0,4м. лоткового писсуара на 15 осужденных, в отряде для 81 человека установлено лишь 3 унитаза, в отряде для 94 осужденных установлено только 3 унитаза, аналогичная ситуация сложилась в отрядах 2, 5, 7 и 10.

Аналогичное положение, в нарушение п.п. 34 таблицы Инструкции, сложилось с обеспечением осужденных ваннами для ног.

Отряды не укомплектованы в полном объеме мебелью, необходимыми предметами обихода, инвентарем. В нарушение п.п. 3 п. 1 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ отряды не доукомплектованы 29 табуретами.

В нарушение п.п. 1 п. 7 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ ни одна комната для хранения личных вещей не оборудована стеллажом с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями.

Пунктами 2.6 и 3.18 Положения о ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> утверждены обязанности колонии по обеспечению надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охране здоровья осужденных, эксплуатации зданий.

Данные нарушения негативно влияют на находящихся в указанных помещениях осужденных, в результате чего последние не имеют достаточного жизненного пространства и лишены возможности нормально организовывать свой быт.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН ФИО3 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, обязанность финансирования мероприятий, необходимых для устранения в ИК-9 нарушений закона, должно осуществляться целевым назначением ФСИН ФИО3 через ФИО2 по ФИО4 <адрес> в соответствии с составленными сметами и предложениями по изменению бюджетной росписи.

В ИК-9 отбывают наказание в виде лишения свободы граждане, состав и количество которых постоянно меняются.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ФИО4 прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском о возложении на ответчиков обязанности обеспечить всех осужденных жилой площадью не менее 2 кв. м; обеспечить все отряды кухнями, постирочными, комнатами для хранения продуктов и приема пищи, комнатами быта, сушилками, отряды 3 и 4, 8 и 9 раздельными комнатами для умывания, кабинетами начальников отрядов, комнатами для хранения личных вещей; все комнаты для хранения личных вещей оборудовать стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями; комнаты для умывания, туалеты всех отрядов оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 умывальника на 10 осужденных, ножными ваннами; туалеты всех отрядов оборудовать унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных.

Позже, уточняя исковые требования, истец указал, что в первоначальном исковом заявлении неверно сделана ссылка на различные пункты Приложения Приказа Минюста ФИО3 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от ДД.ММ.ГГГГ , так как спорные отношения регулируются Приложением к указанному приказу.

Помощник ФИО4 прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях ФИО4 <адрес> ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители ответчика – ФКУ ИК-9 ФИО2 <адрес>, ведущий юрисконсульт организационно-аналитической группы ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> ФИО8, ФИО2 по ФИО4 <адрес>, старший юрисконсульт юридической службы организационно-аналитического отдела ФИО2 по ФИО4 <адрес> ФИО9заявленные требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Они указали на то обстоятельство, что в настоящее время в ИК-9 содержится 736 осужденных при лимите наполнения 957 осужденных, тем самым все осужденные обеспечены нормой площади, соответствующей действующему законодательству. Кроме того, нормативно-правовая база, указанная в качестве основания исковых требований, не может регулировать сложившиеся отношения, поскольку регулирует деятельность и оснащение учреждений, введенных в эксплуатацию после вступления в силу указанных нормативных актов, к числу которых ИК-9 не относится. По их мнению, истцом не представлено доказательств обоснованности обращения в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку количество и персональный состав лиц, отбывающих наказание в учреждении, четко определены.

Представитель ответчика - Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 УК РФ исполнение наказаний осуществляется на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий лиц, отбывающих уголовные наказания.

Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ, осужденным создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Согласно пункту 2 этого приказа начальники территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний обязаны привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) помещений исправительной колонии в соответствие с табельной положенностью за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Судом установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 99 УИК РФ, жилая площадь в расчете на одного осужденного в помещения некоторых отрядов составляет менее 2кв.м.

Согласно справке и.о. начальника ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, а также данным, содержащимся в отзыве на исковое заявление, лимит наполнения учреждения составляет 957 осужденных. Согласно сведениям о площади жилых помещений и количестве осужденных на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным исправительным учреждениям, в нем в настоящий момент отбывает наказание 996 человек, таким образом, лимит наполняемости превышен, что свидетельствует об обоснованности требований истца в данной части.

Во всех отрядах, в нарушение п. 5 и п. 13 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют кухни и постирочные. В отрядах №,3,4,6, в нарушение п. 6 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют комнаты для хранения продуктов и приема пищи. В отрядах №, 4, 8,9, в нарушение п. 10 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют комнаты быта. В отрядах №, 3, 4, 6, 12, в отряде строгих условий содержания, в нарушение п. 14 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не имеется сушилки. В нарушение п. 3, п. 7, п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отряды №, 4 имеют совместные комнату для умывания, кабинет начальников отрядов и комнату для хранения личных вещей, аналогичная ситуация сложилась в отрядах №, 9.

При норме комплектации - 1 умывальник на 10 человек, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , в отряде для 114 человек установлено лишь 4 крана для умывания, в отрядах и 4 для 248 человек установлено лишь 9 кранов для умывания.

Более того, в указанных отрядах совсем отсутствуют умывальники, а установлены лишь водопроводные краны со стоком в общий поддон.

Комнаты для умывания отрядов №, 2, 5, 6, 7 и 10, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не оборудованы достаточным количеством умывальников.

В нарушениеп.п. 35 таблицы Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста ФИО3, утвержденной приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ -дсп (далее - Инструкция), которая предусматривает установку 1 унитаза и 0,4 м лоткового писсуара на 15 осужденных в отряде для 81 человека установлено лишь 3 унитаза, в отряде для 94 осужденных установлено только 3 унитаза, аналогичная ситуация сложилась в отрядах 2, 5, 7 и 10.

В нарушение п.п. 34 таблицы Инструкции ни в одном из отрядов осужденных не обеспечены ваннами для ног.

Отряды не укомплектованы в полном объеме мебелью, необходимыми предметами обихода, инвентарем, в нарушение п.п. 3 п. 1 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ отряды не доукомплектованы 29 табуретами.

В нарушение п.п. 1 п. 7 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ ни одна из комнат для хранения личных вещей не оборудована стеллажом с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями.

Наличие указанных нарушений подтверждается справкой ФКУ ИК-9(л.д.19).

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что при вводе здания учреждения в эксплуатацию(1967 г.) состав и площади его помещений, инженерное обеспечение соответствовало действующим нормам и правилам,необоснованна, поскольку действующие на тот момент нормы, являются не действующими(СНиП, принятые в 1962 г.).

Таким образом, к возникшим правоотношениям,с учетом отсутствия нормативных актов, регламентирующих нормы материально-бытового обеспечения осужденных унитазами и писсуарами, ваннами для ног в действующих учреждениях, с учетом ч.1 ст.6 ГК РФ, должны применяться нормы действующей Инструкции и положения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ .

Данные акты не подлежат представлению на государственную регистрацию в соответствии с п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с этим требования истца в данной части также подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о том, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с иском, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

В ФКУ ИК-9 отбывают наказание в виде лишения свободы граждане, состав и количество которых постоянно меняется. Таким образом, они являются неопределенным кругом лиц, в связи с этим привлечь их к участию в деле в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно ст. 12, 150 ГК РФ нематериальные права граждан подлежат защите, в том чисел, в судебном порядке.

Право прокурора на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено положением статьи 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания, к которым относится ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес>.

Таким образом, доводы представителей ответчиков об отсутствии у прокурора права на обращение в суд, являются несостоятельными и сделаны на неверном и субъективном толковании правовых норм.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

Статьей 162 БК РФ предусмотрена обязанность получателя бюджетных средств по составлению и исполнению бюджетной сметы, приему и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, внесению соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН ФИО3 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, обязанность финансирования мероприятий, необходимых для устранения в ИК-9 нарушений закона, должно осуществляться целевым назначением ФСИН ФИО3 через ФИО2 по ФИО4 <адрес>, в соответствии с составленными сметами и предложениями по изменению бюджетной росписи.

Согласно Положению учредителем ФКУ «ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес>» является Правительство РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН ФИО3) (п. 1.1). Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества, при недостаточности денежных средств по обязательствам Учреждения, ответственность несет ФСИН ФИО3 (п.п. 1.5, 5.5 Положения).

Учитывая наличие субсидиарной ответственности, расходы по устранению всех нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных следует возложить на указанное учреждение за счет собственных средств, а при их недостаточности за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний ФИО3, представленной на территории ФИО4 <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 по ФИО4 <адрес>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 по ФИО4 <адрес>»:

- обеспечить всех осужденных жилой площадью не менее 2 кв. м;

- обеспечить все отряды кухнями, постирочными, комнатами для хранения продуктов и приема пищи, комнатами быта, сушилками, отряды 3 и 4, 8 и 9 раздельными комнатами для умывания, кабинетами начальников отрядов, комнатами для хранения личных вещей;

- все комнаты для хранения личных вещей оборудовать стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями;

- комнаты для умывания, туалеты всех отрядов оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 умывальника на 10 осужденных, ножными ваннами;

- туалеты всех отрядов оборудовать унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных,за счет собственных средств, а при их недостаточности - за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний ФИО3, представленной на территории ФИО4 <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 по ФИО4 <адрес>.

Решение может быть обжаловано в ФИО4 облсуд в течение одного месяца.

Председательствующий:


Дело № 2-1343/12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

у с т а н о в и л:

при проведении проверок представителями ФИО4 прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учрежденияхв ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> были выявлены нарушения законов о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных, которые, не смотря на ранее принятые меры прокурорского реагирования, не устраняются в течение длительного времени.

При проведении проверок были выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, а именно: в жилых секциях отрядов ,3,6,10,12, в жилой секции отряда осужденные не обеспечены минимальной нормой жилой площади в размере 2 кв.м.

В нарушение ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста ФИО3 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), общежития для осужденных не обеспечены необходимым набором вспомогательных помещений.

Во всех отрядах, в нарушение п. 5 и п. 13 Приложения к выше указанному приказу, отсутствуют кухни и постирочные помещения. В отрядах №, 3, 4, 6 в нарушение п. 6 Приложения отсутствуют комнаты для хранения продуктов и приема пищи. В отрядах №, 4, 8, 9 в нарушение п. 10 Приложения отсутствуют комнаты быта. В отрядах №, 3, 4, 6, 12, в отряде строгих условий содержания в нарушение п. 14 Приложения не имеется сушилки. В нарушение п. 3, п. 7, п. 12 Приложения отряды №, 4 имеют совместные комнату для умывания, кабинет начальников отрядов и комнату для хранения личных вещей.

Аналогичная ситуация сложилась в отрядах №, 9.

При норме комплектации 1 умывальник на 10 человек, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения , в отряде для 114 человек установлено лишь 4 крана для умывания, в отрядах и 4 для 248 человек установлено лишь 9 кранов для умывания.

В указанных отрядах совсем отсутствуют умывальники, а установлены лишь водопроводные краны со стоком в общий поддон.

Комнаты для умывания отрядов №, 2, 5, 6, 7 и 10, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не оборудованы достаточным количеством умывальников.

В нарушение ч. 1 ст. 6 ГК РФ, п.п. 35 таблицы Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста ФИО3, утвержденной приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ -дсп, которая предусматривает установку 1 унитаза и 0,4м. лоткового писсуара на 15 осужденных, в отряде для 81 человека установлено лишь 3 унитаза, в отряде для 94 осужденных установлено только 3 унитаза, аналогичная ситуация сложилась в отрядах 2, 5, 7 и 10.

Аналогичное положение, в нарушение п.п. 34 таблицы Инструкции, сложилось с обеспечением осужденных ваннами для ног.

Отряды не укомплектованы в полном объеме мебелью, необходимыми предметами обихода, инвентарем. В нарушение п.п. 3 п. 1 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ отряды не доукомплектованы 29 табуретами.

В нарушение п.п. 1 п. 7 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ ни одна комната для хранения личных вещей не оборудована стеллажом с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями.

Пунктами 2.6 и 3.18 Положения о ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> утверждены обязанности колонии по обеспечению надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охране здоровья осужденных, эксплуатации зданий.

Данные нарушения негативно влияют на находящихся в указанных помещениях осужденных, в результате чего последние не имеют достаточного жизненного пространства и лишены возможности нормально организовывать свой быт.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН ФИО3 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, обязанность финансирования мероприятий, необходимых для устранения в ИК-9 нарушений закона, должно осуществляться целевым назначением ФСИН ФИО3 через ФИО2 по ФИО4 <адрес> в соответствии с составленными сметами и предложениями по изменению бюджетной росписи.

В ИК-9 отбывают наказание в виде лишения свободы граждане, состав и количество которых постоянно меняются.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ФИО4 прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском о возложении на ответчиков обязанности обеспечить всех осужденных жилой площадью не менее 2 кв. м; обеспечить все отряды кухнями, постирочными, комнатами для хранения продуктов и приема пищи, комнатами быта, сушилками, отряды 3 и 4, 8 и 9 раздельными комнатами для умывания, кабинетами начальников отрядов, комнатами для хранения личных вещей; все комнаты для хранения личных вещей оборудовать стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями; комнаты для умывания, туалеты всех отрядов оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 умывальника на 10 осужденных, ножными ваннами; туалеты всех отрядов оборудовать унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных.

Позже, уточняя исковые требования, истец указал, что в первоначальном исковом заявлении неверно сделана ссылка на различные пункты Приложения Приказа Минюста ФИО3 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от ДД.ММ.ГГГГ , так как спорные отношения регулируются Приложением к указанному приказу.

Помощник ФИО4 прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях ФИО4 <адрес> ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители ответчика – ФКУ ИК-9 ФИО2 <адрес>, ведущий юрисконсульт организационно-аналитической группы ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> ФИО8, ФИО2 по ФИО4 <адрес>, старший юрисконсульт юридической службы организационно-аналитического отдела ФИО2 по ФИО4 <адрес> ФИО9заявленные требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Они указали на то обстоятельство, что в настоящее время в ИК-9 содержится 736 осужденных при лимите наполнения 957 осужденных, тем самым все осужденные обеспечены нормой площади, соответствующей действующему законодательству. Кроме того, нормативно-правовая база, указанная в качестве основания исковых требований, не может регулировать сложившиеся отношения, поскольку регулирует деятельность и оснащение учреждений, введенных в эксплуатацию после вступления в силу указанных нормативных актов, к числу которых ИК-9 не относится. По их мнению, истцом не представлено доказательств обоснованности обращения в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку количество и персональный состав лиц, отбывающих наказание в учреждении, четко определены.

Представитель ответчика - Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 УК РФ исполнение наказаний осуществляется на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий лиц, отбывающих уголовные наказания.

Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ, осужденным создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Согласно пункту 2 этого приказа начальники территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний обязаны привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) помещений исправительной колонии в соответствие с табельной положенностью за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Судом установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 99 УИК РФ, жилая площадь в расчете на одного осужденного в помещения некоторых отрядов составляет менее 2кв.м.

Согласно справке и.о. начальника ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, а также данным, содержащимся в отзыве на исковое заявление, лимит наполнения учреждения составляет 957 осужденных. Согласно сведениям о площади жилых помещений и количестве осужденных на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным исправительным учреждениям, в нем в настоящий момент отбывает наказание 996 человек, таким образом, лимит наполняемости превышен, что свидетельствует об обоснованности требований истца в данной части.

Во всех отрядах, в нарушение п. 5 и п. 13 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют кухни и постирочные. В отрядах №,3,4,6, в нарушение п. 6 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют комнаты для хранения продуктов и приема пищи. В отрядах №, 4, 8,9, в нарушение п. 10 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют комнаты быта. В отрядах №, 3, 4, 6, 12, в отряде строгих условий содержания, в нарушение п. 14 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не имеется сушилки. В нарушение п. 3, п. 7, п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , отряды №, 4 имеют совместные комнату для умывания, кабинет начальников отрядов и комнату для хранения личных вещей, аналогичная ситуация сложилась в отрядах №, 9.

При норме комплектации - 1 умывальник на 10 человек, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , в отряде для 114 человек установлено лишь 4 крана для умывания, в отрядах и 4 для 248 человек установлено лишь 9 кранов для умывания.

Более того, в указанных отрядах совсем отсутствуют умывальники, а установлены лишь водопроводные краны со стоком в общий поддон.

Комнаты для умывания отрядов №, 2, 5, 6, 7 и 10, в нарушение п.п. 4 п. 12 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не оборудованы достаточным количеством умывальников.

В нарушениеп.п. 35 таблицы Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста ФИО3, утвержденной приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ -дсп (далее - Инструкция), которая предусматривает установку 1 унитаза и 0,4 м лоткового писсуара на 15 осужденных в отряде для 81 человека установлено лишь 3 унитаза, в отряде для 94 осужденных установлено только 3 унитаза, аналогичная ситуация сложилась в отрядах 2, 5, 7 и 10.

В нарушение п.п. 34 таблицы Инструкции ни в одном из отрядов осужденных не обеспечены ваннами для ног.

Отряды не укомплектованы в полном объеме мебелью, необходимыми предметами обихода, инвентарем, в нарушение п.п. 3 п. 1 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ отряды не доукомплектованы 29 табуретами.

В нарушение п.п. 1 п. 7 Приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ ни одна из комнат для хранения личных вещей не оборудована стеллажом с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями.

Наличие указанных нарушений подтверждается справкой ФКУ ИК-9(л.д.19).

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что при вводе здания учреждения в эксплуатацию(1967 г.) состав и площади его помещений, инженерное обеспечение соответствовало действующим нормам и правилам,необоснованна, поскольку действующие на тот момент нормы, являются не действующими(СНиП, принятые в 1962 г.).

Таким образом, к возникшим правоотношениям,с учетом отсутствия нормативных актов, регламентирующих нормы материально-бытового обеспечения осужденных унитазами и писсуарами, ваннами для ног в действующих учреждениях, с учетом ч.1 ст.6 ГК РФ, должны применяться нормы действующей Инструкции и положения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ .

Данные акты не подлежат представлению на государственную регистрацию в соответствии с п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с этим требования истца в данной части также подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о том, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с иском, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

В ФКУ ИК-9 отбывают наказание в виде лишения свободы граждане, состав и количество которых постоянно меняется. Таким образом, они являются неопределенным кругом лиц, в связи с этим привлечь их к участию в деле в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно ст. 12, 150 ГК РФ нематериальные права граждан подлежат защите, в том чисел, в судебном порядке.

Право прокурора на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено положением статьи 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания, к которым относится ФКУ ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес>.

Таким образом, доводы представителей ответчиков об отсутствии у прокурора права на обращение в суд, являются несостоятельными и сделаны на неверном и субъективном толковании правовых норм.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

Статьей 162 БК РФ предусмотрена обязанность получателя бюджетных средств по составлению и исполнению бюджетной сметы, приему и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, внесению соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН ФИО3 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, обязанность финансирования мероприятий, необходимых для устранения в ИК-9 нарушений закона, должно осуществляться целевым назначением ФСИН ФИО3 через ФИО2 по ФИО4 <адрес>, в соответствии с составленными сметами и предложениями по изменению бюджетной росписи.

Согласно Положению учредителем ФКУ «ИК-9 ФИО2 по ФИО4 <адрес>» является Правительство РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН ФИО3) (п. 1.1). Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества, при недостаточности денежных средств по обязательствам Учреждения, ответственность несет ФСИН ФИО3 (п.п. 1.5, 5.5 Положения).

Учитывая наличие субсидиарной ответственности, расходы по устранению всех нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных следует возложить на указанное учреждение за счет собственных средств, а при их недостаточности за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний ФИО3, представленной на территории ФИО4 <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 по ФИО4 <адрес>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 по ФИО4 <адрес>»:

- обеспечить всех осужденных жилой площадью не менее 2 кв. м;

- обеспечить все отряды кухнями, постирочными, комнатами для хранения продуктов и приема пищи, комнатами быта, сушилками, отряды 3 и 4, 8 и 9 раздельными комнатами для умывания, кабинетами начальников отрядов, комнатами для хранения личных вещей;

- все комнаты для хранения личных вещей оборудовать стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями;

- комнаты для умывания, туалеты всех отрядов оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 умывальника на 10 осужденных, ножными ваннами;

- туалеты всех отрядов оборудовать унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных,за счет собственных средств, а при их недостаточности - за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний ФИО3, представленной на территории ФИО4 <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 по ФИО4 <адрес>.

Решение может быть обжаловано в ФИО4 облсуд в течение одного месяца.

Председательствующий:


1версия для печати

2-1343/2012 ~ М-1301/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юрина С.Ю
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных уреждениях
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания
Управление Федеральной службы исполнения наказания России
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области»
Другие
ОСП по Борисоглебскому и Терновским районам
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Бачманов Ю.М.
Дело на странице суда
borisoglebsky--vrn.sudrf.ru
06.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2012Передача материалов судье
06.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2012Судебное заседание
05.10.2012Судебное заседание
26.10.2012Судебное заседание
01.11.2012Судебное заседание
22.11.2012Судебное заседание
23.11.2012Судебное заседание
26.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее