Дело № 2-100/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Новобирилюссы 19 августа 2013 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
При секретаре Соболевой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канивец Тамары Александровны к СПСПК «Сибирь-Агро», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю о признании недействительным в части решений общего собрания членов кооператива от 19 апреля 2009 года и от 20 апреля 2009 года и исключении записей из Единого государственного реестра юридических лиц
У С Т А Н О В И Л :
Канивец Т.А. обратилась в суд с иском, в котором с учетом его уточнения в предварительном судебном заседании просила признать незаконными решения общего собрания членов СПСПК «Сибирь-Агро» от 19 апреля 2009 года и от 20 апреля 2009 года о включении её в члены кооператива, обязать Межрайонную инспекцию ФНС № 4 по Красноярскому краю исключить касающиеся её записи из ЕГРЮЛ. В качестве обоснования иска она ссылается на те обстоятельства, что писала заявление с просьбой принять её лишь в ассоциированные члены сельскохозяйственного кооператива, на собраниях ни 19 апреля 2009 года, на котором якобы рассматривалось её заявление о переводе из ассоциированных членов в члены кооператива, ни 20 апреля 2009 года об изменении размера паевого фонда кооператива, она не присутствовала, решение общего собрания по указанным вопросам принималось без соблюдения кворума. Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц на основании данных решений о включении её в члены (учредители) кооператива также незаконны и подлежат аннулированию.
В судебном заседании Канивец Т.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Она пояснила суду, что в 2009 году по убедительной просьбе Сивковой Е.Т. вступила в ассоциированные члены СПСПК «Сибирь-Агро», где ей пообещали со временем выплачивать дивиденды. Но прибыли на взнос в размере 100000 рублей она так и не дождалась, остро стала нуждаться в деньгах, попросила взнос ей вернуть. После длительных обещаний деньги вернуть, ей пришлось обратиться в суд, её иск к СПСПК «Сибирь-Агро» о взыскании пая был удовлетворен. Во время рассмотрения дела в суде 07 августа 2012 года она узнала, что её включили в число членов кооператива на собрании, как ей тогда сказали, 20 апреля 2009 года. Поскольку ни на каких собраниях кооператива она вообще не присутствовала, с заявлением о принятии её в иные члены, кроме ассоциированного, она не обращалась, выдвигает указанные выше требования.
Ответчик МИФНС № 4 по Красноярскому краю о месте и времени слушания был уведомлен надлежащим образом, просили дело рассматривать в отсутствие их представителя, при подготовке дела к судебному разбирательству представили письменные объяснения по делу.
Ответчик СПСПК «Сибирь-Агро» судебные повестки не получает в связи с фактическим отсутствием адресата по месту регистрации. Третье лицо на стороне ответчика Хабибуллин Р.С. ни одну из судебных повесток по месту жительства не получил. Суд считает их надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства.
Третьи лица на стороне ответчика Сивкова Е.Т., Дудоров В.А., Шишмаков В.Н. о месте и времени слушания дела были уведомлены надлежащим образом судебной повесткой. Сивкова Е.Т. просила рассматривать дело в её отсутствие, направила в суд письменные возражения, другие о причинах своей неявки суд в известность не поставили.
В соответствии с ч.ч.3.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц на стороне ответчика.
Выслушав истца, исследовав представленные ответчиками и третьими лицами письменные объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 ГК РФ высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Прием и исключение членов кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (п. 3 ч. 3 ст. 110 ГК РФ)
Согласно статье 1 Федерального закона № 193-ФЗ от 08.12.2005 года «О сельскохозяйственной кооперации», член кооператива - принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям настоящего Федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность;
ассоциированный член кооператива - физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;
паевой взнос - имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным;
обязательный паевой взнос - паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат;
дополнительный паевой взнос - паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверх обязательного паевого взноса, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;
Согласно статье 4 Федерального закона № 193-ФЗ, сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 13 того же Федерального закона, его ч.2 членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 193-ФЗ, ассоциированными членами кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане.
Согласно статье 15 Федерального закона 3 193-ФЗ, его частям 1 и 3, граждане или юридические лица, изъявившие желание вступить в кооператив после его государственной регистрации и удовлетворяющие требованиям, предусмотренным статьей 13 настоящего Федерального закона, подают в правление кооператива заявление с просьбой о приеме в члены кооператива. Решение правления кооператива о приеме нового члена подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива, а при его отсутствии - общим собранием кооператива. Заявление с просьбой о приеме в члены кооператива должно содержать обязательства соблюдать требования устава кооператива, в том числе вносить предусмотренные уставом кооператива паевые взносы, нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива и другие.
В соответствии со ст.24 того же Федерального закона, кворум при принятии решений, если уставом кооператива не установлено иное, должен составлять не менее 5 членов кооператива в случае, если число членов кооператива составляет менее 20 членов.
В соответствии с ч.7 ст.30.1 Федерального закона № 193-ФЗ, решения общего собрания членов кооператива, принятые без необходимого для принятия решения большинства голосов членов кооператива, а также по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания членов кооператива, за исключением случая, если на общем собрании членов кооператива присутствовали все члены кооператива, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.
Сельскохозяйственный потребительский сбытовой и перерабатывающий кооператив «Сибирь-Агро» действует на основании Устава, утвержденного протоколом общего организационного собрания членов кооператива от 08 октября 2008 года (л.д.15-20), сведения об указанном юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 23 мая 2008 года. Из совокупности имеющихся в материалах дела документов судом установлено, что по состоянию на 16 апреля 2009 года учредителями кооператива являлись Сивкова Е.Т., она же председатель правления, Хабибуллин Р.С. Дудоров В.А., Шишмаков В.Н. и Дунин Н.Н.
Согласно протоколу № 6 общего организационного собрания СПСПК «Сибирь-Агро» от 19 апреля 2009 года (л.д.53-54), присутствующие на нем члены кооператива Хабибуллин Р.С., Сивкова Т.А., Дунин Н.Н. и Шишмаков В.Н., а также ассоциированный член Канивец Т.А. рассматривали заявление Канивец Т.А. о принятии её в члены кооператива, а также заявление Дунина Н.Н. о выходе из членов кооператива. По результатам голосования заявления обоих были удовлетворены, Канивец Т.А. из ассоциированных членов была принята в члены кооператива, Дунин Н.Н. был исключен из членов кооператива. Под протоколом имеются подписи каждого из шести участников собрания, в том числе Дунина Н.Н. и Канивец Т.А.
Согласно протоколу № 7 общего организационного собрания СПСПК «Сибирь-Агро» от 20 апреля 2009 года на нем присутствовали члены кооператива Хабибуллин Р.С., Сивкова Е.Т., Шишмаков В.Н., Дудоров В.А. и Канивец Т.А.. Рассмотрев вопрос об увеличении паевого взноса кооператива, собрание решило увеличить паевой фонд до 100 000 рублей, распределив его в равных долях между членами кооператива по 20 000 рублей (1 доля или 20 % паевого фонда кооператива) за каждым (л.д.51-52). Аналогичным образом и под данным протоколом имеются подписи всех его пяти участников, включая Канивец Т.А.
К протоколам собраний в соответствии с ч. 9 ст. 24 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", приложены списки лиц, принимавших участие в собрании, содержащие личную подпись каждого из участников собрания.
В соответствии с указанными протоколами, председатель кооператива Сивкова Е.Т. 22 апреля 2009 года обратилась в Межрайонную инспекцию ФНС № 4 по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части сведений об уставном капитале (увеличении уставного капитала) (л.д.55-57) и о внесении изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения об участниках юридического лица (физических лицах) (л.д.58-62).
В соответствии с выпиской ид Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01 октября 2012 года Канивец Т.А. значится в числе учредителей СПСПК «Сибирь-Агро» (л.д.23-30).
На основании указанных заявлений регистрирующим органом МИФНС № 4 по Красноярскому краю - ответчик по делу внес записи о регистрации вышеуказанных документов за государственными номерами 2092443010273 и 2092443010284 от 29 апреля 2009 года (л.д.9-14).
Ответчик МИФНС № 4 по Красноярскому краю, третье лицо Сивкова Е.Т., ссылаясь на указанные документы, утверждают, что Канивец Т.А. обратилась в СПСПК «Сибирь-Агро» с заявлением о принятии её в члены кооператива, на собрании, на котором решался вопрос о принятии её в члены кооператива, присутствовала, оснований для признания указанных решений общих организационных собраний нет, срок для их оспаривания Канивец Т.А. пропустила, просят отказать в иске в связи с пропуском срока исковой давности.
Вместе с тем, в настоящем судебном заседании установлено следующее.
Из объяснений истца Канивец Т.А. следует, что она на общих организационных собраниях ни 19, ни 20 апреля 2009 года не присутствовала. С заявлением о приеме её в члены кооператива, кроме ассоциированного, не обращалась. Ни с кем из других участников собрания, кроме Сивковой Т.А., Хабибуллина Р.С. не знакома и их не знает. Своих подписей в списках участников собраний не ставила.
Свидетель ФИО11 пояснил, что членом СПСПК «Сибирь-Агро» он никогда не был, состоял в трудовых отношениях с кооперативом, являлся наемным работником. В собраниях ни 19, ни 20 апреля 2009 года не участвовал в связи с этим, подписей своих в списках лиц- участников собрания не ставил, соответственно с заявлением о выходе из членов кооператива не обращался.
Из заключения судебной почерковедческой экспертизы № 993/01-2(13) от 24 июля 2013 года следует, что в протоколе № 6 общего организационного собрания СПСПК «Сибирь-Агро» от 19 апреля 2009 года в списке участников общего собрания под № 6 выполнена не самой Канивец Т.А., а другим лицом, под № 3 выполнена не самим Дуниным Н.Н., а другим лицом (л.д.240-243).
Из представленного в суд Сивковой Е.Т. заявления Канивец Т.А. от 17 марта 2009 года, следует, что она обращается с просьбой принять её в члены кооператива СПСПК «Сибирь-Агро»(л.д.137).
Из членской книжки № 16 Канивец Т.А., выданной в тот же день 17 марта 2009 года (л.д.111-113) следует, что она выдана в день обращения и ею внесен лишь дополнительный паевой взнос, обязательный паевой взнос Канивец Т.А. в кооператив не вносила, членская книжка записи об этом не содержит. При этом размер внесенного дополнительного взноса составляет 100000 рублей. Сведений о том, что Канивец Т.А. указанными средствами частично в размере 20000 рублей участвовала в создании паевого фонда кооператива, как это указано в протоколе, или что она сумму в 20000 рублей вносила дополнительно, материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно договору займа от 17 марта 2009 года (л.д.114- 115), Канивец Т.А. передала СПСПК «Сибирь-Агро» заёмные денежные средства в размере 100000 рублей на срок 23 месяца, по истечении которых заёмщик обязался выплачивать займодавцу поквартальный доход от вложенных средств с прибыли данного кооператива.
Из трудовой книжки Канивец Т.А. следует, что в трудовых отношениях с СПСПК «Сибирь-Агро» она никогда не состояла (л.д.116-119). Из её объяснений следует, что никакой хозяйственной деятельности в кооперативе она не осуществляла, сельскохозяйственным производителем никогда не являлась и не является, обязательный паевой взнос она в кооператив не вносила.
Совокупность установленных судом юридически значимых обстоятельств позволяет суду установить, что Канивец Т.А. являлась ассоциированным членом СПСПК «Сибирь-Агро», на собраниях ни 19 апреля 2009 года, ни 20 апреля 2009 года она и Дунин Н.Н. не присутствовали, Канивец Т.А.с заявлением о переводе её из ассоциированных членов в члены кооператива не обращалась.
Требования ст. ст. 21, 22 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", о соблюдении кворума в соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", при проведении оспариваемых общих собраний не соблюдены, в связи с отсутствием при их проведении Дунина Н.Н. и Канивец Т.А. количество участников собрания составляет менее 5 членов. Отсутствие кворума на собраниях 19 апреля 2009 года и 20 апреля 2009 года, когда решение было принято менее чем пятью голосами, позволяет считать установленным, что указанные решения являются незаконными независимо от признания их таковыми судом.
Вместе с тем, с целью правовой определенности в вопросе членства истца Канивец Т.А. в СПСПК «Сибирь-Агро» суд считает возможным удовлетворить её требование о признании решения общих организационных собраний от 19 апреля 2009 года и от 20 апреля 2009 года незаконными.
Поскольку Канивец Т.А. членом кооператива не является, постольку законны её требования об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 29 апреля 2009 года, внесенных в связи с введением её в члены кооператива.
Доводы ответчика и третьего лица о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям и необходимостью в связи с этим отказа в иске, не состоятельны.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
О нарушении своего права Канивец Т.А. узнала 07 августа 2012 года, доказательств иного суду не представлено, в суд за защитой своих прав в установленном порядке она обратилась 28 марта 2013 года. Срок для обращения в суд за защитой прав не нарушен.
Незаконными решениями общего собрания СПСПК «Сибирь-Агро» от 19 апреля и 20 апреля 2009 года нарушаются права истца в части свободного и добровольного осуществления ею своих прав и обязанностей. Иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате экспертизы в размере 12000 рублей подлежат отнесению на ответчика СПСПК «Сибирь-Агро».
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает с другой стороны возместить понесенные судебные расходы. Поэтому, сумма государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче иска в суд в размере 200 рублей, подлежит возмещению ей за счет ответчика СПСПК «Сибирь-Агро».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Канивец Тамары Александровны удовлетворить.
Признать незаконными в части включения в члены кооператива Канивец Тамары Александровны решение общего организационного собрания сельскохозяйственного сбытового и перерабатывающего кооператива «Сибирь-Агро» от 19 апреля 2009 года, решение общего организационного собрания сельскохозяйственного сбытового и перерабатывающего кооператива «Сибирь-Агро» от 20 апреля 2009 года.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю исключить из Единого государственного реестра юридических лиц соответствующие записи, произведенные за государственным регистрационным номером 2092443010273 и 2092443010284 от 29 апреля 2009 года.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского сбытового и перерабатывающего кооператива «Сибирь-Агро» судебные расходы
в пользу Канивец Тамары Александровны <данные изъяты> рублей,
в пользу федерального бюджета <данные изъяты> тысяч рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: