Дело № 2-538/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Благовещенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.
при секретаре Ш.О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Х.З.А. – Л.А.В. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ представитель Х.З.А. – Л.А.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Благовещенский районный суд с заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, назначенной в соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О внесении изменений в постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О создании межведомственной комиссии и утверждении положения для оценки жилых помещений».
В обоснование заявления указала, что заявительница является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. номер <номер>, лит. А, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ <адрес>. В августе-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес>, принадлежащие заявительнице земельный участок и находящийся на нем жилой дом были затоплены, о чем указано в акте обследования жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>. Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер> она была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В акте обследования <номер> указано, что в результате подтопления в фундаменте имеются незначительные трещины, стены частично повреждены грибком и имеют отслоения, конструкции имеют небольшие перекосы и частичную биологическую поврежденность, полы деформированы и имеют разрушения, незначительная площадь печи имеет обрушения и трещины. Инструментальный контроль не проводился. ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования Межведомственной комиссией дано заключение <номер> о необходимости проведения капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В акте обследования <номер> указано, что на момент обследования в фундаменте имеются незначительные трещины, конструкции имеют небольшие перекосы и частичную биологическую поврежденность, полы деформированы и имеют разрушение, незначительная площадь печи имеет обрушения и трещины. Инструментальный контроль не проводился. ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования Межведомственной комиссией дано заключение <номер> о необходимости проведения капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ заявительница обратилась в <адрес> с заявлением об обследовании жилого дома и о признании его непригодным для проживания. Ответ на заявление она не получила. На выделенные средства был произведен частичный капитальный ремонт дома. Однако, желаемого результата он не дал, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ заявительница обратилась в <адрес> с заявлением о проведении обследования дома с целью признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (вход. ДД.ММ.ГГГГ № <номер>). ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1920, было вновь проведено обследование спорного жилого дома. В акте обследования <номер> указано, что на момент обследования сделан частичный капитальный ремонт, в фундаменте имеются трещины, конструкции имеют небольшие перекосы и незначительную деформацию, вымыта обратная засыпка фундамента, незначительная площадь печи имеет обрушения и трещины. Инструментальный контроль не проводился. ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования Межведомственной комиссией дано заключение <номер> о необходимости проведения капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ заявительница вновь обратилась в <адрес> с заявлением, в котором просила жилое помещение по адресу: <адрес> <номер> признать непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ письмом <номер> администрация <адрес> ответила, что «согласно акту и заключению межведомственной комиссии, жилое помещение по адресу: <адрес> признано нуждающимся в проведении капитального ремонта». Заявительница считает, что действия ответчика об отказе ей в признании спорного жилого дома непригодным для проживания являются незаконными, исходя из следующего. Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»(с внесенными в него изменениями Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 311) (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, созданной в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения или дома установленным в настоящем Положении требованиям. Разделом 2 Положения предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, пунктом 10 Положения предусмотрено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Разделом 3 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В частности, согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: - ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; - изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Согласно пункту 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункта 38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу. Согласно пункту 43 Положения при оценке состояния находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также местоположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения). Необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44). Как видно из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер> при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование, приборы, приспособления комиссией не использовались, специальные замеры комиссией не проводились (в фундаменте имеются трещины - сколько их, их размеры, местонахождение; конструкции имеют небольшие перекосы и незначительную деформацию - какие конструкции, где находятся перекосы и деформации, их размеры, по каким СНиПам они небольшие и незначительные; вымыта обратная засыпка фундамента -размер вымытая и каким нормативам это соответствует либо не соответствует; незначительная площадь печи имеет обрушения и трещины -местоположение и размер обрушений и трещин); осмотр дома комиссией производился визуально.Кроме того, вывод комиссии о необходимости и целесообразности капитального ремонта дома, видах и стоимости ремонтно-восстановительных работ, ни техническим заключением, ни каким-либо иным документом не подтверждается. Учитывая вышеуказанные нормы права и обстоятельства по обследованию комиссией спорного дома, считает, что Межведомственной комиссией не соблюдена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям, которая повлекла принятие комиссией незаконного Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № 319. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В целях реализации мер государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле-августе 2013 года на территории <адрес> было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об утверждении правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», которым утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. В соответствии с пунктом 2 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. Права заявительницы нарушены тем, что принятием Межведомственной комиссией незаконного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, она лишена права на получение мер социальной поддержки по Постановлению правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>.
Заявительница Х.З.А. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя.
Представитель заявительницы Л.А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал, дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обследование жилого дома заявительнице проводило только три человека, всей комиссии, как указано в акте не было. Осмотра был только визуальным, занял несколько минут, при этом никаких приборов и инструментов для замера и фиксации повреждений не применялось. В настоящее время стены дома и фундамент неустойчивы, дом проседает, фундамент вымывается и разрушается, в фундаменте большие и глубокие трещины, считает эксплуатация дома в таком состоянии опасна для проживающих в нём лиц.
<адрес>, заинтересованные лица: <данные изъяты> филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ, УНД ГУ МЧС по <адрес>, Управление Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заявительницы, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Х.З.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, выданными межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О внесении изменений в постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О создании межведомственной комиссии и утверждении положения для оценки жилых помещений», указано на обследование одноэтажного одноквартирного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., фундамент бетонный, ленточный, стены кирпич, перекрытия деревянные, кровля из шифера по деревянной обрешетке, отопление печное, водоснабжение и водоотведение в доме. Жилой дом по <адрес>, нуждается в капитальном ремонте.
Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, выданными межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О внесении изменений в постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О создании межведомственной комиссии и утверждении положения для оценки жилых помещений», указано на обследование одноэтажного одноквартирного жилого дома, общей площадью <номер> кв.м., фундамент бетонный, ленточный, стены кирпич, перекрытия деревянные, кровля из шифера по деревянной обрешетке, отопление печное, водоснабжение и водоотведение в доме. Жилой дом по <адрес>, нуждается в капитальном ремонте.
Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, выданными межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О внесении изменений в постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О создании межведомственной комиссии и утверждении положения для оценки жилых помещений», указано на обследование одноэтажного одноквартирного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., фундамент бетонный, ленточный, стены брус, перекрытия деревянные, кровля из шифера по деревянной обрешетке, отопление печное. Жилой дом по <адрес>, нуждается в капитальном ремонте.
ДД.ММ.ГГГГ Х.З.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Х.З.А. администрацией <адрес> был дан ответ за № <номер>, согласно которого жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано нуждающимся в проведении капитального ремонта. Решение межведомственной комиссии администрации <адрес> может быть обжаловано в судебном порядке.
После получения данного отказа, представитель Х.З.А. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, обжалуя заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, выданное заявительнице межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением главы <адрес>.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
На основании пункта 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
С учетом изложенных норм признание жилых помещений пригодными либо непригодными для проживания не входит в компетенцию суда, однако решение межведомственной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Рассматривая доводы представителя заявительницы Х.З.А., изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно требованиям ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28).
Из приведенных правовых норм следует, что условием для удовлетворения требований, предъявленных в порядке Главы 25 ГПК РФ является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Представитель заявительницы, оспаривая заключение межведомственной комиссии, ссылается на его незаконность, как по существу принятого решения, так и ввиду допущенных межведомственной комиссией существенных нарушений порядка и процедуры его принятия.
Как уже было указано судом, в соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
Согласно пунктам 10, 12 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В силу пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и нежилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года № 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся каменные дома с физическим износом свыше 70% и деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
В силу п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится проверка степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома в целом, степени его огнестойкости, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, и других характеристик.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.
Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Судом установлено, что Х.З.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О создании межведомственной комиссии и утверждении положения для оценки жилых помещений» с последующими изменениями, в составе первого заместителя главы администрации <адрес>; главного специалиста отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства управления муниципальной собственностью, архитектуры и градостроительства администрации <адрес>; заместителя директора по производству Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»; начальника отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>; главного специалиста отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>; начальника отдела по гражданской защите и пожарной безопасности администрации <адрес>; консультанта отдела правовой экспертизы правового управления администрации <адрес>; инспектора ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС по <адрес>; главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по <адрес>, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан нуждающимся в капитальном ремонте.
Согласно акту комиссионного обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, был обследован одноэтажный одноквартирный жилой дом, по <адрес>, фундамент бетонный, ленточный, стены брус, перекрытия деревянные, кровля из шифера по деревянной обрешетке, отопление печное. Так же установлен, что на момент обследования сделан частичный капитальный ремонт, в фундаменте имеются трещины, конструкции имеют небольшие перекосы и незначительную деформацию, вымыта обратная отсыпка фундамента, незначительная площадь печи имеет обрушения и трещины.
При этом, степень износа жилого помещения ни в акте обследования, ни в заключении в процентном соотношении комиссией не определена, осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения необходимых измерительных приборов и приспособлений, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта не подтвержден ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным допустимым документом, не указаны мотивы, по которым комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
<адрес> не представлено доказательств, с достоверностью опровергающих доводы представителя заявительницы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а так же отсутствие в заключении комиссии мотивов, по которым она пришла к выводу о капитальном ремонте жилого дома, суд приходит к выводу об удовлетворении требований представителя заявительницы о признании недействительным заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий заявительнице.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом установленных обстоятельств, в соответствии с разъяснением, данным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд считает необходимым возложить на администрацию <адрес> обязанности повторно провести комиссионное обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с целью определения его пригодности (не пригодности) для постоянного проживания.
При этом суд считает, что в данном случае указанная обязанность должна возлагаться именно на администрацию <адрес>, как на орган, ответственный за создание межведомственной комиссии, возложение соответствующей обязанности на каждый орган в составе межведомственной комиссии нецелесообразно и может привести к затруднениям в исполнении решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление представителя Х.З.А. Зои Х.З.А. – Л.А.В. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии – удовлетворить.
Признать недействительным заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> повторно провести комиссионное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: