Дело № 2-1068/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.11.2013 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Антонова А.В.,
с участием помощника прокурора Варейкина С.Г.,
при секретаре Дементьевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Семеновой В.А. к Администрации муниципального района <адрес> РБ, 3-е лицо: Белебеевский филиал ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» об обжаловании заключения Межведомственной комиссии муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
УСТАНОВИЛ:
Белебеевская межрайонная прокуратура РБ обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просила признать акт обследования и заключение Межведомственной комиссии муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения по адресу: <адрес> жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома по данному адресу аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным; признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодным для проживания; обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ признать Семенову В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить Семеновой В.А. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м..
В судебном заседании помощник прокурора Варейкин С.Г. исковое заявление поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, мотивируя тем, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка по обращению Семеновой В.А., проживающей по адресу: <адрес> о нарушении её жилищных прав и совместно проживающего с ней недееспособного брата. Проверкой установлено, что по требованию прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указанной комиссией осуществлен осмотр квартиры, расположенной по указанному выше адресу, составлен акт и заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес> с цлью приведения утраченных в процессе характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями к жилому помещению. В соответствии с п. 1.43 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», размещение жилых помещений в подвальных и цокольных этажах жилых зданий не допускается. Семенова В.А. указывает, что они живут в антисанитарных условиях, развелись крысы и мыши, пауки и мокрицы, живут в постоянной сырости, стены между квартирами сделаны из ДСП, на них появились сквозные трещины, нет никакой звукоизоляции.
Представитель Администрации муниципального района <адрес> РБ на судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения. Заключения данной комиссии носят рекомендательный характер, не влияют на правоотношения и не влекут каких-либо юридических последствий. Правовое значение относительно дальнейшего использования жилого помещения имеет не заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, о соответствующее решение органа местного самоуправления, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Также считают, что суд не может обязать комиссию принять какое-либо решение, так как он не вправе подменять собой комиссию, тогда как только она в соответствии со своим назначением, может принять либо не принять подобное решение.
Представитель Белебеевского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» на судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и принятия решения на усмотрение суда.
Выслушав помощника прокурора Варейкина С.Г., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Как установлено, по требованию Белебеевской межрайонной прокуратуры РБ ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указанной комиссией осуществлен осмотр квартиры, расположенной по указанном выше адресу, составлен акт и заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: РБ, <адрес> целью приведения утраченных в процессе характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями к жилому помещению.
Начальник Отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по РБ указал, что в соответствии с п. 1.43 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» размещение жилых помещений в подвальных и цокольных этажах жилых зданий не допускается.
Суд находит, что данное заключение не соответствует требованиям федерального законодательства, по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Так, Главой Администрации муниципального района <адрес> РБ издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Межведомственной комиссии».
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.
Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
В силу п. 3.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», размещение жилых помещений квартир в цокольных и подвальных этажах не допускается.
В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10, в жилых зданиях любой этажности на первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую для хранения уборочного инвентаря, оборудованную раковиной.
Согласно п. 5.5 Свода правил «Здания жилые многоквартирные» актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 778, размещение квартир и жилых комнат в подвальных и цокольных этажах жилых зданий не допускается.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1301, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 921, первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В соответствии с данными, содержащимися в техническом паспорте жилого помещения <адрес> (инвентарный №), расположенной в <адрес>, и технического паспорта самого многоквартирного дома, указанная квартира расположена на цокольном этаже названного многоквартирного дома.
Следовательно, нахождение указанного жилого помещения на цокольном этаже указанного выше многоквартирного дома не может повлечь за собой автоматического изменения цокольного этажа на надземный (первый) этаж в технической документации и в правоустанавливающем документе, поскольку такая возможность законом не предусмотрена.
Изложенное выше указывает на то, что квартира в соответствии с данными технической инвентаризации и правоустанавливающими документами находящаяся на цокольном этаже многоквартирного дома, является не пригодной для проживания в силу прямого указания на это законом.
Поэтому, суд приходит к выводу, что заключение Межведомственной комиссии муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями к жилому помещению, является незаконным.
Согласно п. 52 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Также, необходимо отметить, что определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.09.2008 № 85-ВО8-3 отмечено, что вышеизложенные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список вне очередников. Нет в нем указаний на предоставление жилья в порядке очередности для данной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье данной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников).
В силу п. 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону.
ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Следовательно, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.
Обсуждая заявленное Белебеевским межрайонным прокурором второе основание предъявленного иска, сославшись на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции», прокуратура сделала вывод о некомпетентности межведомственной комиссии Администрации муниципального района <адрес> РБ по обследованию жилищных условий Семеновой В.А., составивших акт обследования жилого помещения № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд не может согласиться с указанным выводом, по следующим основаниям:
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Постановления от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Из п. 42 указанного Положения, следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Из чего следует, что суд не вправе подменить указанный орган в принятии такого решения.
Следовательно, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Белебеевского межрайонного прокурора о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания.
Исковые требования прокурора об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ признать Семенову В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Семеновой В.А. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м., исходят из требований о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, которое не может быть удовлетворено в связи с тем, что суд не может подменять собой комиссию, тогда как только она в соответствии со своим назначением, в силу Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ может принять либо не принять подобное решение, в компетенцию суда не входит и суд не вправе предрешать существо решения комиссии, которое должно быть принято в отношении помещения на основании акта обследования помещения.
Поэтому, в удовлетворении искового заявления Белебеевского межрайонного прокурора РБ в части обязания Администрации муниципального района <адрес> РБ признать Семенову В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязания Администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Семеновой В.А. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее 14 кв.м., суд также отказывает.
На основании изложенного, суд признает акт обследования и заключение Межведомственной комиссии муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения по адресу: <адрес> жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома по данному адресу аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным, отказав в удовлетворении исковых требований Белебеевского межрайонного прокурора РБ о признании жилого помещение, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания; об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ признать Семенову В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Семеновой В.А. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м..
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Семеновой В.А. к Администрации муниципального района <адрес> РБ, 3-е лицо: Белебеевский филиал ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» об обжаловании заключения Межведомственной комиссии муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, удовлетворить частично.
Признать акт обследования и заключение Межведомственной комиссии муниципального района <адрес> РБ по признанию помещения по адресу: <адрес> жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома по данному адресу аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным.
В удовлетворении исковых требований Белебеевского межрайонного прокурора РБ о признании жилого помещение, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания; об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ признать Семенову В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Семеновой В.А. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: