Дело № 2-1283/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 28 декабря 2018 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре МАКЕВОЙ Е.В.,
с участием представителей:
истца УФС Роспотребнадзора ВО ОСИПОВОЙ Е.В.,
ответчика:
администрации БГО ВО ЗАХАРОВОЙ Н.Н.,
третьих лиц:
ООО «Управляющая компания» ВЕРЕЩАГИНОЙ Ю.В.,
ООО УК «Управдом» БАСАРЕВОЙ О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице его территориального отдела в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возложении обязанности принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах обратился в суд с иском, пояснив следующее.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах при рассмотрении обращения гражданина ФИО1 ., проживающего по адресу <адрес>, установлено: согласно указанного заявления на контейнерной площадке, расположенной около дома № 30 по ул. Чкалова в городе Борисоглебске Воронежской области, контейнерная (бункерная) площадка содержится в антисанитарном состоянии, мусор лежит около бункера 2 месяца, его никто не убирает. Контейнерная (бункерная) площадка не оборудована бетонным или асфальтовым покрытием. Указанная контейнерная (бункерная) площадка расположена в 10 метрах от дома № 30 по ул. Чкалова в городе Борисоглебске Воронежской области. Вывоз мусора осуществляется в 6 часов 30 мин, при погрузке мусора создается шум, отчего жильцы просыпаются.
При рассмотрении коллективного обращения жильцов, проживающих по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, дом № 27, установлено: согласно указанного заявления на контейнерной площадке, расположенной около дома № 27 Северный микрорайон в городе Борисоглебске Воронежской области, контейнерная (бункерная) площадка содержится в антисанитарном состоянии, мусор лежит около бункера, его никто не убирает, от которого исходит зловоние, отмечается скопление мух, в связи с чем невозможно осуществлять проветривание жилых помещений. Контейнерной площадкой пользуются все ближайшие дома.
При рассмотрении обращения гражданина ФИО2., проживающего по адресу <адрес>, установлено: согласно указанному заявлению рядом с бункером для сбора мусора, расположенного на расстоянии 10 метров от дома № 3 по ул. Аэродромная в городе Борисоглебске Воронежской области, мусор лежит около бункера, его никто не убирает.
Истец указывает, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Истец ссылается на п. 24 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым к вопросам местного значения городского округа относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Истец также ссылается на положения статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Истец обращает внимание на положения части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (расстояния контейнерных площадок до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом).
Истец обращает внимание на то, что Борисоглебской городской думой Воронежской области решением от 30.11.2017 № 127 приняты Правила благоустройства и содержания территории Борисоглебского городского округа Воронежской области, в которых даются такие определения как: придомовая территория; прилегающая территория; площадка для установки мусоросборников (контейнерная площадка).
Указанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации нарушает права жильцов дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске; дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске; дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с информацией № 10427 от 02.11.2018 г., предоставленной Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области установлено, что места сбора мусора для многоквартирных домов по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д.30, Северный микрорайон д.27, ул. Аэродромная д.3, определены постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 23.03.2015 №729. Земельные участки, прилегающие к МКД по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д. 30, Северный микрорайон д. 27, ул. Аэродромная д.3, на которых расположены контейнерные (бункерные) площадки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Первоначально истец просил:
Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области определить комиссионно, в условиях сложившийся застройки, место для переноса контейнеров (бункеров), расположенных у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области и у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области, с оформлением акта комиссии.
Срок в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области обеспечить оборудование контейнерных (бункерных) площадок, после определения комиссией место их переноса от дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области и от дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области, в соответствии с санитарными нормами, а также обеспечить содержание контейнеров (бункеров) на указанных контейнерных (бункерных площадках), в соответствии с санитарными нормами.
Срок в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области обеспечить содержание контейнеров (бункеров) и контейнерную (бункерную) площадку у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области, в соответствии с санитарными нормами.
Срок в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и просил:
- Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок расположенных по адресам: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, № 3; Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Чкалова, 30; Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, № 27а.
В судебном заседании представитель истца Осипова Е.В., поддержала последние уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации БГО ВО Захарова Н.Н., действующая на основании доверенности от 10.01.2018 № 09, с иском не согласна.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания» Верещагина Ю.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2018, в судебном заседании против уточненного иска не возражала.
Представитель третьего лица ООО УК «Управдом» Басарева О.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2018, в судебном заседании не возражала против требований.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м.
СанПиНом 42-128-4690-80 Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены следующие обязательные требования:
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2).
Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п. 2.1.1).
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3).
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2).
6) Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (п. 2.2.3).
7) Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе - не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения) (п. 2.2.4).
8) Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; состав инспекции по охране окружающей среды; мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др. (п. 6.2).
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федеерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного городского, сельского поселения отнесено участие в организации сбора, транспортирования бытовых отходов.
При этом названное участие предполагается необходимость реализации соответствующими органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского, сельского поселения, муниципального района организацию своевременного и бесперебойного сбора и вывоза мусора и отходов.
В статье 3 Закона № 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, при осуществлении возложенных на них данными и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 16 и ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в части обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений (часть 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ).
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 26.04.2016 № 13-П разъяснил, что сами по себе организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского поселения не входят, по смыслу статьи 13 Закона № 89-ФЗ, в нормативное содержание понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», «утилизация отходов», как они определены в ст. 1 того же Федерального закона, а, следовательно, задача этих органов в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов).
В статье 3 Закона № 7 - ФЗ обуславливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно - правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.
Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничений соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природными объектами вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 08.02.2012 № 308 утверждена генеральная схема санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области.
Генеральная схема санитарной очистки (далее схема санитарной очистки) на территории Борисоглебского городского округа направлена на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению отходов и уборке городских территорий.
Согласно п. 1.2 схемы санитарной очистки главным условием санитарной очистки г. Борисоглебска является своевременное удалений отходов с учетом высоких температур теплого периода года (при температуре воздуха выше 5 гр. Цельсия - 227 дней в году) и продувания ветрами...
В соответствии с п. 2.4.8 схемы санитарной очистки уборка контейнерных площадок предусматривает уборку мусора вокруг контейнера и погрузка его в контейнер.
В соответствии с п. 3.1.1 схемы санитарной очистки основными организациями, отвечающими за сферу обращения с бытовыми отходами в БГО, являются Администрация Борисоглебского городского округа, управляющие компании и ТСЖ, отвечающие за обеспечение жилого фонда и организаций услугами по своевременному вывозу отходов.
В соответствии с п. 3.2.1 схемы санитарной очистки территория Борисоглебского городского округа подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ответственность за у правление технологическим циклом обращения с ТБО возложена на городские власти, органы местного самоуправления.
Контроль процессов обращения с твердыми бытовыми отходами на различных его этапах определяется на основании Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно пункту 24 Статьи 146 Главы 3 Ф3-131, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения городского округа.
К полномочиям Администрации Борисоглебского городского округа отнесены:
- надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других мест общего пользования;
- утверждение мероприятий по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организация и проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Контейнерная система сбора отходов по вышеуказанным адресам предусматривает использование несменяемых сборников отходов (с применением кузовного мусоровоза). При системе несменяемых сборников твердые бытовые отходы из контейнеров необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на месте. Несменяемые контейнеры устанавливаются на специальных площадках.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности.
Вывоз бытовых отходов производится мусоровозами с уплотнением, осуществляющими до 3 рейсов в сутки.
Графики и маршруты вывоза отходов от населения и организаций в БГО разработаны и утверждены Администрацией Борисоглебского городского округа.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах 19.10.2018 г. был организован выезд к местам размещения контейнерных (бункерных) площадок по следующим адресам: у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области.
В ходе проверки проведен осмотр и фотофиксация состояния контейнерных площадок и контейнеров (бункеров) по указанным адресам. В ходе осмотра установлено:
отсутствует специальное ограждение (контейнерная площадка у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области);
отсутствует водонепроницаемое покрытие (контейнерная площадка у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области);
контейнерные площадки содержатся в антисанитарном состоянии (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
складирование отходов рядом с контейнером и контейнерной площадкой (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
наличие зловонного запаха (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
расположение контейнерной площадки в непосредственной близости к жилым многоквартирным домам (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г.Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
На момент осмотра переполнение контейнеров (бункеров) не обнаружено.
Указанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации нарушает права жильцов дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске; дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске; дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с информацией № 10427 от 02.11.2018 г., предоставленной Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области установлено, что места сбора мусора для многоквартирных домов по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д.30, Северный микрорайон д.27, ул. Аэродромная д.3, определены постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 23.03.2015 №729. Земельные участки, прилегающие к МКД по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д. 30, Северный микрорайон д. 27, ул. Аэродромная д.3, на которых расположены контейнерные (бункерные) площадки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие Земельного Кодекса закреплен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. В то же время закрепляется, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» установлено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Борисоглебской городской думой Воронежской области решением от 30.11.2017 № 127 приняты Правила благоустройства и содержания территории Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее Правила), в которых даются такие определения как:
Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен дом и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты с элементами озеленения и благоустройства, необходимые для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проезда, мест стоянки автомобильного транспорта у дома, размещения контейнеров, выгула собак. Границы и размер придомовой территории определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Прилегающая территория - часть территории общего пользования, прилегающая придомовой территории, территории предприятий, учреждений и организаций и расположенная между проезжей частью дорог (тротуарами) и границей придомовой территории, территории предприятий, учреждений и организаций, закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренными указанными правилами.
Площадка для установки мусоросборников (контейнерная площадка) - специально оборудованное место, предназначенное для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), наличие которого следует предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТКО.
Согласно подпункта 3.3.1, пункта 3 Правил собственники, пользователи, а также иные правообладатели земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны: обеспечивать содержание отведенной, придомовой и прилегающей территории, а также территории, предоставленной во временное пользование, за счет собственных средств самостоятельно, либо путем заключения договоров со специализированными организациями, а именно проводить регулярную уборку и очистку данных территорий от мусора, отходов потребления, дикорастущей и сорной растительности, снега, обледенений, скоплений дождевых и талых вод, технических, технологических и прочих загрязнений.
В силу п. 5.1. Правил граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Для определения степени участия за владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений в целях благоустройства закрепляется прилегающая территория. Границы прилегающей территории, лица, ответственные за содержание прилегающей территории, перечень видов работ по содержанию прилегающей территории и их периодичность определяются настоящими правилами, соглашением о содержании прилегающей территории, заключаемым администрацией городского округа с владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений.
В соответствии с подпунктом 5.2.2 Правил размер прилегающей территории для многоквартирных домов определяется в пределах границ сформированной придомовой территории, а в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, благоустройство обеспечивается администрацией городского округа в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом городского округа (п. 5.2.15 Правил).
Данные Правила также предусматривают следующее:
п. 10.2.1 - Сбор и удаление твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов или в иные места накопления отходов, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями по планово- регулярной системе согласно утвержденным графикам;
п. 10.2.9 - Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных расстояний до контейнерных площадок, разрыв может быть сокращен в порядке, установленном санитарными правилами;
п. 10.2.10 - Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по типовым проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке, а также установка полуподземных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов;
п. 10.2.12 - Контейнеры и контейнерные площадки должны быть своевременно очищены от мусора, крупногабаритных отходов, содержаться в чистоте и порядке. Своевременно дезинфицироваться.
п. 10.2.16 - Уборку мусора на погрузочной площадке перед контейнерами и просыпавшегося (пролившегося) при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера производят работники организации, производящей вывоз мусора;
п. 10.2.21 - В случае невозможности установления лиц, несанкционированно разместивших отходы, удаление отходов, рекультивация территории свалок производится за счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
п. 10.2.27 - Запрещается переполнение контейнеров, мусоросборников отходами и захламление территорий, прилегающих к контейнерным площадкам;
п. 10.4.1 - Лица, в ведении которых находятся места временного хранения отходов (контейнеры, контейнерная площадка, бункеры-накопители, выкатные контейнеры) обязаны обеспечить:
надлежащее текущее содержание контейнеров, контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, бункеров-накопителей в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
по окончании погрузки отходов производить уборку контейнерной площадки;
в зимнее время года - очистку от снега и наледи, подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного автотранспорта и пользования населения;
контроль над своевременным вывозом отходов согласно заключенным договорам с предприятием, осуществляющим данный вид деятельности и графикам вывоза;
- своевременный ремонт, покраску и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров;
- дезинфекцию контейнеров, бункеров, выкатных контейнеров-накопителей и площадок под ними;
решение о размещении контейнерных площадок принимается в порядке, установленном санитарными нормами и правилами;
количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на контейнерных площадках должно соответствовать санитарным нормам и правилам.
Суду была представлена копия Акта по определению места размещения контейнерных (бункерных) площадок в условиях сложившейся жилой застройки по ул. Терешковой, дом № 20-А, ул. Чкалова, дом № 30, ул. Аэродромная, дом № 3, от 24.12.2018, подготовленного комиссией, образованной постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 21.11.2018 № 3133. Комиссия пришла к выводу о том, что перенос контейнерных площадок по указанным адресам не представляется возможным.
Кроме того, 25.12.2018 в администрации Борисоглебского городского округа состоялось совещание, в котором в том числе, участвовали представители управляющих компаний, ПЖК и ПЖСК. На данном совещании было решено всем организациям, осуществляющим деятельность по обслуживанию общего имущества многоквартирных домов в срок до 28.12.2018 заключить многосторонние соглашения по совместному содержанию контейнерных (бункерных) площадок, размещенных вблизи обслуживаемых многоквартирных домов с указание графиков содержания и представить их в администрацию БГО, либо в тот же срок представить в адрес администрации Борисоглебского городского округа предложения на согласование места размещения контейнерных (бункерных) площадок для каждого обслуживаемого дома.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что администрация БГО начала предпринимать попытки участия в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок по указанным адресам.
Однако деятельность по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок требует постоянно контроля и участия со стороны ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице его территориального отдела в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах удовлетворить.
Обязать администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок расположенных по адресам:
- Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, № 3;
- Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Чкалова, 30;
- Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, № 27а.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий –
Дело № 2-1283/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 28 декабря 2018 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре МАКЕВОЙ Е.В.,
с участием представителей:
истца УФС Роспотребнадзора ВО ОСИПОВОЙ Е.В.,
ответчика:
администрации БГО ВО ЗАХАРОВОЙ Н.Н.,
третьих лиц:
ООО «Управляющая компания» ВЕРЕЩАГИНОЙ Ю.В.,
ООО УК «Управдом» БАСАРЕВОЙ О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице его территориального отдела в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возложении обязанности принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах обратился в суд с иском, пояснив следующее.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах при рассмотрении обращения гражданина ФИО1 ., проживающего по адресу <адрес>, установлено: согласно указанного заявления на контейнерной площадке, расположенной около дома № 30 по ул. Чкалова в городе Борисоглебске Воронежской области, контейнерная (бункерная) площадка содержится в антисанитарном состоянии, мусор лежит около бункера 2 месяца, его никто не убирает. Контейнерная (бункерная) площадка не оборудована бетонным или асфальтовым покрытием. Указанная контейнерная (бункерная) площадка расположена в 10 метрах от дома № 30 по ул. Чкалова в городе Борисоглебске Воронежской области. Вывоз мусора осуществляется в 6 часов 30 мин, при погрузке мусора создается шум, отчего жильцы просыпаются.
При рассмотрении коллективного обращения жильцов, проживающих по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, дом № 27, установлено: согласно указанного заявления на контейнерной площадке, расположенной около дома № 27 Северный микрорайон в городе Борисоглебске Воронежской области, контейнерная (бункерная) площадка содержится в антисанитарном состоянии, мусор лежит около бункера, его никто не убирает, от которого исходит зловоние, отмечается скопление мух, в связи с чем невозможно осуществлять проветривание жилых помещений. Контейнерной площадкой пользуются все ближайшие дома.
При рассмотрении обращения гражданина ФИО2., проживающего по адресу <адрес>, установлено: согласно указанному заявлению рядом с бункером для сбора мусора, расположенного на расстоянии 10 метров от дома № 3 по ул. Аэродромная в городе Борисоглебске Воронежской области, мусор лежит около бункера, его никто не убирает.
Истец указывает, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Истец ссылается на п. 24 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым к вопросам местного значения городского округа относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Истец также ссылается на положения статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Истец обращает внимание на положения части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (расстояния контейнерных площадок до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом).
Истец обращает внимание на то, что Борисоглебской городской думой Воронежской области решением от 30.11.2017 № 127 приняты Правила благоустройства и содержания территории Борисоглебского городского округа Воронежской области, в которых даются такие определения как: придомовая территория; прилегающая территория; площадка для установки мусоросборников (контейнерная площадка).
Указанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации нарушает права жильцов дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске; дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске; дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с информацией № 10427 от 02.11.2018 г., предоставленной Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области установлено, что места сбора мусора для многоквартирных домов по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д.30, Северный микрорайон д.27, ул. Аэродромная д.3, определены постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 23.03.2015 №729. Земельные участки, прилегающие к МКД по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д. 30, Северный микрорайон д. 27, ул. Аэродромная д.3, на которых расположены контейнерные (бункерные) площадки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Первоначально истец просил:
Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области определить комиссионно, в условиях сложившийся застройки, место для переноса контейнеров (бункеров), расположенных у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области и у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области, с оформлением акта комиссии.
Срок в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области обеспечить оборудование контейнерных (бункерных) площадок, после определения комиссией место их переноса от дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области и от дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области, в соответствии с санитарными нормами, а также обеспечить содержание контейнеров (бункеров) на указанных контейнерных (бункерных площадках), в соответствии с санитарными нормами.
Срок в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области обеспечить содержание контейнеров (бункеров) и контейнерную (бункерную) площадку у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области, в соответствии с санитарными нормами.
Срок в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и просил:
- Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок расположенных по адресам: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, № 3; Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Чкалова, 30; Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, № 27а.
В судебном заседании представитель истца Осипова Е.В., поддержала последние уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации БГО ВО Захарова Н.Н., действующая на основании доверенности от 10.01.2018 № 09, с иском не согласна.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания» Верещагина Ю.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2018, в судебном заседании против уточненного иска не возражала.
Представитель третьего лица ООО УК «Управдом» Басарева О.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2018, в судебном заседании не возражала против требований.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м.
СанПиНом 42-128-4690-80 Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены следующие обязательные требования:
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2).
Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п. 2.1.1).
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3).
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2).
6) Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (п. 2.2.3).
7) Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе - не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения) (п. 2.2.4).
8) Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; состав инспекции по охране окружающей среды; мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др. (п. 6.2).
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федеерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного городского, сельского поселения отнесено участие в организации сбора, транспортирования бытовых отходов.
При этом названное участие предполагается необходимость реализации соответствующими органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского, сельского поселения, муниципального района организацию своевременного и бесперебойного сбора и вывоза мусора и отходов.
В статье 3 Закона № 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, при осуществлении возложенных на них данными и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 16 и ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в части обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений (часть 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ).
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 26.04.2016 № 13-П разъяснил, что сами по себе организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского поселения не входят, по смыслу статьи 13 Закона № 89-ФЗ, в нормативное содержание понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», «утилизация отходов», как они определены в ст. 1 того же Федерального закона, а, следовательно, задача этих органов в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов).
В статье 3 Закона № 7 - ФЗ обуславливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно - правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.
Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничений соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природными объектами вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 08.02.2012 № 308 утверждена генеральная схема санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области.
Генеральная схема санитарной очистки (далее схема санитарной очистки) на территории Борисоглебского городского округа направлена на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению отходов и уборке городских территорий.
Согласно п. 1.2 схемы санитарной очистки главным условием санитарной очистки г. Борисоглебска является своевременное удалений отходов с учетом высоких температур теплого периода года (при температуре воздуха выше 5 гр. Цельсия - 227 дней в году) и продувания ветрами...
В соответствии с п. 2.4.8 схемы санитарной очистки уборка контейнерных площадок предусматривает уборку мусора вокруг контейнера и погрузка его в контейнер.
В соответствии с п. 3.1.1 схемы санитарной очистки основными организациями, отвечающими за сферу обращения с бытовыми отходами в БГО, являются Администрация Борисоглебского городского округа, управляющие компании и ТСЖ, отвечающие за обеспечение жилого фонда и организаций услугами по своевременному вывозу отходов.
В соответствии с п. 3.2.1 схемы санитарной очистки территория Борисоглебского городского округа подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ответственность за у правление технологическим циклом обращения с ТБО возложена на городские власти, органы местного самоуправления.
Контроль процессов обращения с твердыми бытовыми отходами на различных его этапах определяется на основании Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно пункту 24 Статьи 146 Главы 3 Ф3-131, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения городского округа.
К полномочиям Администрации Борисоглебского городского округа отнесены:
- надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других мест общего пользования;
- утверждение мероприятий по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организация и проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Контейнерная система сбора отходов по вышеуказанным адресам предусматривает использование несменяемых сборников отходов (с применением кузовного мусоровоза). При системе несменяемых сборников твердые бытовые отходы из контейнеров необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на месте. Несменяемые контейнеры устанавливаются на специальных площадках.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности.
Вывоз бытовых отходов производится мусоровозами с уплотнением, осуществляющими до 3 рейсов в сутки.
Графики и маршруты вывоза отходов от населения и организаций в БГО разработаны и утверждены Администрацией Борисоглебского городского округа.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах 19.10.2018 г. был организован выезд к местам размещения контейнерных (бункерных) площадок по следующим адресам: у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области.
В ходе проверки проведен осмотр и фотофиксация состояния контейнерных площадок и контейнеров (бункеров) по указанным адресам. В ходе осмотра установлено:
отсутствует специальное ограждение (контейнерная площадка у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области);
отсутствует водонепроницаемое покрытие (контейнерная площадка у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области);
контейнерные площадки содержатся в антисанитарном состоянии (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
складирование отходов рядом с контейнером и контейнерной площадкой (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
наличие зловонного запаха (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
расположение контейнерной площадки в непосредственной близости к жилым многоквартирным домам (контейнерные площадки у дома № 30 по ул. Чкалова в г.Борисоглебске Воронежской области; у дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске Воронежской области).
На момент осмотра переполнение контейнеров (бункеров) не обнаружено.
Указанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации нарушает права жильцов дома № 30 по ул. Чкалова в г. Борисоглебске; дома № 3 по ул. Аэродромная в г. Борисоглебске; дома № 27 Северный микрорайон в г. Борисоглебске на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с информацией № 10427 от 02.11.2018 г., предоставленной Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области установлено, что места сбора мусора для многоквартирных домов по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д.30, Северный микрорайон д.27, ул. Аэродромная д.3, определены постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 23.03.2015 №729. Земельные участки, прилегающие к МКД по адресам в г. Борисоглебск: ул. Чкалова д. 30, Северный микрорайон д. 27, ул. Аэродромная д.3, на которых расположены контейнерные (бункерные) площадки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие Земельного Кодекса закреплен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. В то же время закрепляется, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» установлено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Борисоглебской городской думой Воронежской области решением от 30.11.2017 № 127 приняты Правила благоустройства и содержания территории Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее Правила), в которых даются такие определения как:
Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен дом и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты с элементами озеленения и благоустройства, необходимые для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проезда, мест стоянки автомобильного транспорта у дома, размещения контейнеров, выгула собак. Границы и размер придомовой территории определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Прилегающая территория - часть территории общего пользования, прилегающая придомовой территории, территории предприятий, учреждений и организаций и расположенная между проезжей частью дорог (тротуарами) и границей придомовой территории, территории предприятий, учреждений и организаций, закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренными указанными правилами.
Площадка для установки мусоросборников (контейнерная площадка) - специально оборудованное место, предназначенное для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), наличие которого следует предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТКО.
Согласно подпункта 3.3.1, пункта 3 Правил собственники, пользователи, а также иные правообладатели земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны: обеспечивать содержание отведенной, придомовой и прилегающей территории, а также территории, предоставленной во временное пользование, за счет собственных средств самостоятельно, либо путем заключения договоров со специализированными организациями, а именно проводить регулярную уборку и очистку данных территорий от мусора, отходов потребления, дикорастущей и сорной растительности, снега, обледенений, скоплений дождевых и талых вод, технических, технологических и прочих загрязнений.
В силу п. 5.1. Правил граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Для определения степени участия за владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений в целях благоустройства закрепляется прилегающая территория. Границы прилегающей территории, лица, ответственные за содержание прилегающей территории, перечень видов работ по содержанию прилегающей территории и их периодичность определяются настоящими правилами, соглашением о содержании прилегающей территории, заключаемым администрацией городского округа с владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений.
В соответствии с подпунктом 5.2.2 Правил размер прилегающей территории для многоквартирных домов определяется в пределах границ сформированной придомовой территории, а в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, благоустройство обеспечивается администрацией городского округа в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом городского округа (п. 5.2.15 Правил).
Данные Правила также предусматривают следующее:
п. 10.2.1 - Сбор и удаление твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов или в иные места накопления отходов, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями по планово- регулярной системе согласно утвержденным графикам;
п. 10.2.9 - Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных расстояний до контейнерных площадок, разрыв может быть сокращен в порядке, установленном санитарными правилами;
п. 10.2.10 - Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по типовым проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке, а также установка полуподземных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов;
п. 10.2.12 - Контейнеры и контейнерные площадки должны быть своевременно очищены от мусора, крупногабаритных отходов, содержаться в чистоте и порядке. Своевременно дезинфицироваться.
п. 10.2.16 - Уборку мусора на погрузочной площадке перед контейнерами и просыпавшегося (пролившегося) при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера производят работники организации, производящей вывоз мусора;
п. 10.2.21 - В случае невозможности установления лиц, несанкционированно разместивших отходы, удаление отходов, рекультивация территории свалок производится за счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
п. 10.2.27 - Запрещается переполнение контейнеров, мусоросборников отходами и захламление территорий, прилегающих к контейнерным площадкам;
п. 10.4.1 - Лица, в ведении которых находятся места временного хранения отходов (контейнеры, контейнерная площадка, бункеры-накопители, выкатные контейнеры) обязаны обеспечить:
надлежащее текущее содержание контейнеров, контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, бункеров-накопителей в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
по окончании погрузки отходов производить уборку контейнерной площадки;
в зимнее время года - очистку от снега и наледи, подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного автотранспорта и пользования населения;
контроль над своевременным вывозом отходов согласно заключенным договорам с предприятием, осуществляющим данный вид деятельности и графикам вывоза;
- своевременный ремонт, покраску и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров;
- дезинфекцию контейнеров, бункеров, выкатных контейнеров-накопителей и площадок под ними;
решение о размещении контейнерных площадок принимается в порядке, установленном санитарными нормами и правилами;
количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на контейнерных площадках должно соответствовать санитарным нормам и правилам.
Суду была представлена копия Акта по определению места размещения контейнерных (бункерных) площадок в условиях сложившейся жилой застройки по ул. Терешковой, дом № 20-А, ул. Чкалова, дом № 30, ул. Аэродромная, дом № 3, от 24.12.2018, подготовленного комиссией, образованной постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 21.11.2018 № 3133. Комиссия пришла к выводу о том, что перенос контейнерных площадок по указанным адресам не представляется возможным.
Кроме того, 25.12.2018 в администрации Борисоглебского городского округа состоялось совещание, в котором в том числе, участвовали представители управляющих компаний, ПЖК и ПЖСК. На данном совещании было решено всем организациям, осуществляющим деятельность по обслуживанию общего имущества многоквартирных домов в срок до 28.12.2018 заключить многосторонние соглашения по совместному содержанию контейнерных (бункерных) площадок, размещенных вблизи обслуживаемых многоквартирных домов с указание графиков содержания и представить их в администрацию БГО, либо в тот же срок представить в адрес администрации Борисоглебского городского округа предложения на согласование места размещения контейнерных (бункерных) площадок для каждого обслуживаемого дома.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что администрация БГО начала предпринимать попытки участия в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок по указанным адресам.
Однако деятельность по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок требует постоянно контроля и участия со стороны ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице его территориального отдела в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах удовлетворить.
Обязать администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а именно по обустройству и содержанию контейнерных площадок расположенных по адресам:
- Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, № 3;
- Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Чкалова, 30;
- Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, № 27а.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий –