г.Тюмень ДЕЛО № 2- 3061/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2013 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Серебряковой А.В.,
при секретаре Черенько Е.В...
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимова А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии не законным, об обязании включить в специальный трудовой стаж период работы, обязании назначить пенсию со дня обращения, суд
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, просит признать не действительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ Тюмени Тюменской области об отказе зачесть в стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 1 класса, начальника поисково-спасательной группы, начальника поисково-спасательного подразделения <данные изъяты>
<данные изъяты> по технике и технической подготовке <данные изъяты>
Так же истец просит обязать ответчика включить спорные периоды в трудовой стаж, и назначить ему пенсию по основаниям пп.16 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях Российской Федерации»,назначить ему трудовую пенсию со дня подачи заявления в УПФ г.Тюмени Тюменской области – ДД.ММ.ГГГГ года..
Исковые требования мотивированы тем, что <данные изъяты> создана на базе федеральной поисково-спасательной службы МЧС России в целях выполнения все тех же мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и совершении террористических актов, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 5.11.1995 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В судебном заседании истец Акимов А.В. на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управление пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области Манева А.Н. с исковыми требованиями не согласна, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Заслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей Палицына Ю.М., Ступник П.А., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования истца должны быть удовлетворены в части, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным ст. 27 п.1 пп.16 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с недостаточностью трудового стажа, не включив в такой стаж спорные периоды работы истца.
В соответствии с пп.16 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Суд считает, что периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты> и
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>,
ответчиком не включены в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию не обоснованно, поскольку как это правильно указано истцом, <данные изъяты>, согласно Постановлению Правительства РФ от 5.11.1995 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», входила в единую государственную систему МЧС России. Кроме того, в суд истцом предоставлена книжка спасателя, которая не была своевременно предоставлена ответчику совместно с заявлением о назначении пенсии.
Остальные спорные периоды включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии истцу по основаниям, предусмотренным пп.16 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежат поскольку, ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Губернатора Тюменской области № 60-п было создано государственное учреждение области <данные изъяты> Допрошенные в судебном заседании свидетели Палицын Ю.М. и Ступник П.А, суду пояснили, что <данные изъяты> была ликвидирована или сокращена, им точно об этом не объявили, и свидетели, а так же истец уволились из <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ были приняты на работу уже в <данные изъяты>.
Согласно Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшему до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований (пункт "л" части первой статьи 12 и статья 78.2).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 15 лет спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1). В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2), а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб. При этом согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя.
При таких обстоятельствах, суд может признать не законным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным только в части не включения в специальный трудовой стаж периодов работы истца в <данные изъяты>. Поскольку специального трудового стажа истца для назначении ему пенсии по основаниям, предусмотренным пп.16 п.1 ст. 27 ФЗ РФ № 173 не достаточно, требования истца об обязании ответчика назначит истцу трудовую пенсию удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Акимова А.В. удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный трудовой стаж Акимова А.В. периодов работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области включить в специальный трудовой стаж Акимова А.В., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по основаниям пп.16.п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы :
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 2 и 1 класса <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2013 года в совещательной комнате на компьютере.
Судья <данные изъяты> А.В.Серебрякова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>