РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года Центральный районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Серикова В.А.
при секретаре ФИО2,
при участии представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ООО «Престиж» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении этих действий,
у с т а н о в и л:
Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении этих действий, указав, что ДД.ММ.ГГГГ членами организации ТООЗПП «ЩИТ» в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Уставом организации было проведено мероприятие общественного контроля торговой организации ООО «Престиж», расположенной по адресу: <адрес>, ТЦ «Флагман», на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей. В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: до сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, ее юридическим адресе (на вывеске); отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения в рублях; в продаже находились и были реализованы товары легкой промышленности с отсутствием необходимой и достоверной информации от производителя/изготовителя на маркировке, с отсутствием маркировки средствами идентификации (QR-код): наволочка, хлопок 100%, размер 70х70 см, по цене 170 руб., изготовитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие достоверной и необходимой информации от производителя на ярлыке, отсутствие QR-кода); простыня на резинке, хлопок 100%, по цене 580 руб., размер 120х200, производитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие QR-кода); простыня, хлопок 100%, по цене 400 руб., размер 147х215, производитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие достоверной и необходимой информации от производителя на ярлыке, отсутствие QR-кода); в продаже с ценником на витрине находились товары легкой промышленности в ассортименте с отсутствием средства идентификации (QR-кода): постельное белье КПБ 1,5 спальный, хлопок 100%, комплект детский; постельные принадлежности (простыни, наволочки, покрывала, комплекты); торговая деятельность организации осуществляется без применения контрольно-кассовой техники, выдачи кассового чека.
Истец просил признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по вышеуказанным фактам нарушения прав и законных интересов неопределенного круга потребителей; обязать ответчика прекратить указанные противоправные действия и довести до сведения потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста печатном издании средств массовой информации г.о. <адрес> и уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения), а в случае неисполнения обязанности по публикации решения ответчиком, предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда на сайте по адресу http://www.sudebnik-tlt.ru с взысканием с ответчика стоимости публикации в соответствии с прейскурантом.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, против иска возражал, ссылаясь на отсутствие у истца полномочий на проведение мероприятия общественного контроля и обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга потребителей, на отсутствие доказательств, подтверждающих заявленные истцом требования и их основания, а также на злоупотребление правом со стороны истца.
Представитель ответчика также пояснил, что находившийся в продаже товар имел ярлыки с указанием необходимой информации о товаре, а регистрация ответчика в системе «Честный знак» была произведена вскоре после проведенного мероприятия общественного контроля – ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика указал, что магазин ООО «Престиж» в ТЦ «Флагман» оснащен кассовым терминалом и кассовые чеки при продаже товара выдаются.
На основании изложенного ответчик просил в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Согласно ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно части 5 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза о безопасности продукции легкой промышленности, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 876 (далее - ТР ТС 017/2011), данный технический регламент устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна содержать обязательную информацию о наименованиях продукции, страны-изготовителя, изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; о юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, размере изделия, составе сырья, товарном знаке (при наличии), едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, гарантийных обязательствах изготовителя (при необходимости), дате изготовления, номере партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать дополнительную информацию, в частности, для одежды и белья из текстильных материалов информацию: - вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов; - модель; - символы по уходу за изделием; - инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Постановлением Правительства РФ № 1956 от 31.12.2019 года утверждены «Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации».
В соответствии с п.п. 2,3 указанного Постановления Правительства РФ участники оборота товаров легкой промышленности в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами:
а) осуществляют свою регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участниками оборота товаров легкой промышленности деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) розничной продажей маркированных товаров легкой промышленности;
б) в срок не позднее 30 календарных дней со дня регистрации в информационной системе мониторинга обеспечивают готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга и направляют заявку на прохождение тестирования информационного взаимодействия оператору информационной системы мониторинга;
в) после регистрации в информационной системе мониторинга направляют оператору информационной системы мониторинга заявку на предоставление удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре оператора информационной системы мониторинга (в электронной форме); ��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�Ў�?�<�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????������������������������������?j�?????????J?J?J????Й?Й??????????�?j�????????????????????J?J?J???H�?????????J?J?J???????????????????J?J?J????????????????�?�?�??Й?Й??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?��������������������?�?????¤??????�????
д) с 1 января 2021 г. в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе товаров легкой промышленности в оборот, их обороте и выводе из оборота (коды 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и коды 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза). При этом в случае, если участники оборота товаров легкой промышленности наносят средства идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку начиная с даты вступления в силу настоящего постановления, то с указанной даты они вправе представлять сведения о нанесении средств идентификации в информационную систему мониторинга;
е) при наличии по состоянию на 1 января 2021 г. нереализованных товаров легкой промышленности, введенных в оборот до 1 января 2021 г., в срок до 1 февраля 2021 г. осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;
ж) до 1 февраля 2021 г. осуществляют маркировку товаров легкой промышленности, приобретенных до 1 января 2021 г. и выпущенных таможенными органами после 1 января 2021 г. в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, до предложения этих товаров легкой промышленности для реализации (продажи) и вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Участники оборота товаров легкой промышленности в Российской Федерации вправе наносить средства идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или этикетку, или ярлык с даты вступления в силу настоящего постановления.
Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку товаров легкой промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации или произведенных на территории Российской Федерации с 1 января 2021 г., в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, является обязательным.
Судом установлено, что Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» является общественной организацией, объединением граждан, созданной с целью защиты прав и законных интересов потребителей, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Общественная организация «Щит» руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «О защите прав потребителей», иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ТОО ЗПП «Щит», действует на основании добровольности, равноправия членов самоуправления, законности и гласности.
В соответствии с Уставом истец в ходе своей деятельности осуществляет общественный контроль на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на проведение мероприятий общественного контроля в интересах неопределенного круга потребителей и обращения в суд с иском об устранении, выявленных в ходе таких мероприятий нарушений, судом отклоняется как основанный на неправильном толковании закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ членами организации ТООЗПП «ЩИТ» в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Уставом организации было проведено мероприятие общественного контроля торговой организации ООО «Престиж», расположенной по адресу: <адрес>, ТЦ «Флагман», на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей.
По результатам указанного мероприятия общественного контроля был составлен документ- Акт № о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением закона о защите прав потребителей согласно которому выявлены следующие нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей: до сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, ее юридическим адресе (на вывеске); отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения в рублях; в продаже находились и были реализованы товары легкой промышленности с отсутствием необходимой и достоверной информации от производителя/изготовителя на маркировке, с отсутствием маркировки средствами идентификации (QR-код): наволочка, хлопок 100%, размер 70х70 см, по цене 170 руб., изготовитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие достоверной и необходимой информации от производителя на ярлыке, отсутствие QR-кода); простыня на резинке, хлопок 100%, по цене 580 руб., размер 120х200, производитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие QR-кода); простыня, хлопок 100%, по цене 400 руб., размер 147х215, производитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие достоверной и необходимой информации от производителя на ярлыке, отсутствие QR-кода); в продаже с ценником на витрине находились товары легкой промышленности в ассортименте с отсутствием средства идентификации (QR-кода): постельное белье КПБ 1,5 спальный, хлопок 100%, комплект детский; постельные принадлежности (простыни, наволочки, покрывала, комплекты); торговая деятельность организации осуществляется без применения контрольно-кассовой техники, выдачи кассового чека.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить суду доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения, если иное не предусмотрено законом.
В подтверждение факта проведения мероприятия общественного контроля и факта выявленных в ходе данного мероприятия нарушений требований нормативных правовых актов и правил торговли истцом представлен акт № о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей.
Однако составляемые общественными организациями - объединениями потребителей протоколы, информации по факту выявленных нарушений не являются абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами, являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.
Представленная в материалы дела информация о проведенном мероприятии общественного контроля не является актом проверки или протоколом о выявленных нарушениях. Наоборот, в силу положений ч. 2 статьи 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" данное информационное сообщение является основанием для проведения органами государственного надзора и органы местного самоуправления проверки изложенных в них фактов нарушений прав потребителей и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.
Между тем, какие-либо доказательства направления данного информационного сообщения в компетентные органы, последующей проверки и подтверждения изложенных в нем фактов, в суд не представлены.
Фактически указанное информационное сообщение является формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших, в силу чего не может быть признано допустимым доказательством по делу.
В подтверждение своей позиции и требований истцом также представлена видеозапись и фотоматериалы.
Между тем при исследовании (просмотре) в судебном заседании диска, содержащего фотоматериалы и видеозапись мероприятия общественного контроля, было установлено, что на видеозаписи зафиксирован лишь момент вручения продавцу магазина, составленного членами ТООЗПП «Щит» акта по результатам мероприятия общественного контроля. Само мероприятие общественного контроля, приобретение товаров, расчет с продавцом, осмотр товаров на предмет наличия(отсутствия) на них ярлыков с необходимой информацией, QR-кодов, на видео не зафиксирован.
Таким образом, представленная истцом видеозапись не содержит доказательств, подтверждающих факт выявления в ходе мероприятия общественного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, указанных в иске нарушений.
С учетом вышеизложенного, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в ходе мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения по фактам нахождения в продаже и приобретения товаров легкой промышленности в отсутствии достоверной и необходимой информации о товаре, отсутствии надлежащим образом оформленных ценников, отсутствии в организации кассового аппарата и не выдаче при приобретении товаров кассового чека продавцом.
Представленные в дело фотоматериалы не могут рассматриваться как доказательства, достоверно подтверждающие указанные нарушения, поскольку не позволяют достоверно установить, что указанные фотографии были сделаны именно в магазине ООО «Престиж», а также дату и время съемки.
Наличие, выданного продавцом членам ТООЗПП «Щит», участвовавшим в проведении мероприятия общественного контроля, товарного чека само по себе не свидетельствует о том, что при продаже товара не был выдан кассовый чек и в магазине отсутствует контрольно-кассовая техника. Ответчиком же представлены доказательства, подтверждающие наличие ККТ в магазине (договора, фотоматериалы).
Вместе с тем, суд полагает установленным, что на момент проведения мероприятия общественного контроля ООО «Престиж» в магазине, расположенном в ТЦ «Флагман» ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были реализованы и находились в продаже товары с отсутствием маркировки средствами идентификации (QR-код), предусмотренной Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ: наволочка, хлопок 100%, размер 70х70 см, по цене 170 руб., изготовитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие достоверной и необходимой информации от производителя на ярлыке, отсутствие QR-кода); простыня на резинке, хлопок 100%, по цене 580 руб., размер 120х200, производитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие QR-кода); простыня, хлопок 100%, по цене 400 руб., размер 147х215, производитель ООО «НеСаДне» <адрес> (отсутствие достоверной и необходимой информации от производителя на ярлыке, отсутствие QR-кода); в продаже с ценником на витрине находились товары легкой промышленности в ассортименте с отсутствием средства идентификации (QR-кода): постельное белье КПБ 1,5 спальный, хлопок 100%, комплект детский; постельные принадлежности (простыни, наволочки, покрывала, комплекты), поскольку представитель ответчика пояснил, что ответчик был зарегистрирован в системе «Честный знак» и обеспечил наличие соответствующих QR-кодов на товарах уже после мероприятия общественного контроля- ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд считает установленным, что в момент проведения мероприятия общественного контроля на вывеске при входе в магазин отсутствовала информация о продавце товара, наличие которой на вывеске продавец должен обеспечить в силу ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», указанный факт зафиксирован на фотографии, при этом представитель ответчика пояснил, что данное нарушение устранено, однако доказательств, подтверждающих данное обстоятельство суду не представил.
Ввиду вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в части признания действий ответчика по вышеуказанным нарушениям противоправными, нарушающими права и законным интересы неопределенного круга потребителей.
Также суд полагает необходимым обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части не доведения до потребителей обязательной информации на вывеске о наименовании организации, ее юридическом адресе, предоставление которой предусмотрено ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», в части прекращения таких действий в отношении выявленного нарушения по отсутствию на товарах QR-кодов следует отказать, поскольку ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие об устранении данного нарушения, а истцом доказательств обратного не представлено.
В соответствии со ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении такого иска, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей, решение суда.
При этом, закон в данном случае не конкретизирует способ доведения решения суда до сведения потребителей, а исходя из смысла вышеуказанной нормы, ее целью является доведение сведений о факте нарушения со стороны торгующей организации до максимально широкого круга потребителей.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 53 Постановления №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем размещения его текста на стенде в «уголке потребителя» не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд полагает, что требования истца со ссылкой на ч.1 ст. 206 ГПК РФ о предоставлении истцу права, в случае неисполнения ответчиком решения суда в части доведения его до потребителей, довести решение до потребителей путем его опубликования на сайте истца с возложением расходов на ответчика, удовлетворению не подлежат, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ истцу может быть предоставлено право исполнить решение суда за счет ответчика, но только при этом истец должен исполнить решение суда в том же объеме и тем же способом, что и ответчик, а не иным образом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 45,46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ООО «Престиж» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении этих действий удовлетворить частично.
Признать действия ООО «Престиж» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей по следующим фактам: не доведения до потребителей обязательной информации на вывеске о наименовании организации, ее юридическом адресе, предоставление которой предусмотрено ст.ст. 8,9 Закона РФ «О защите прав потребителей»; продажи товаров легкой промышленности с отсутствием обязательной маркировки средствами идентификации для проверки в системе «Честный знак» в отношении следующего товара: наволочка, хлопок 100%, размер 70х70, стоимостью 170 руб., изготовитель ООО «НеСаДне» <адрес>; простыня хлопок 100% стоимостью 400 руб., размер 147х215, производитель ООО «НеСаДне» <адрес>, постельное белье КПБ 1,5 спальный, хлопок 100% стоимостью 1040 руб., комплект детский, произведен ДД.ММ.ГГГГ; постельные принадлежности (покрывала, наволочки, простыни, комплекты).
Обязать ООО «Престиж» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части не доведения до потребителей обязательной информации на вывеске о наименовании организации, ее юридическом адресе, предоставление которой предусмотрено ст.ст. 8,9 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Обязать ООО «Престиж» довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем его размещения на информационном стенде в «уголке потребителя» в срок не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в силу.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Престиж» в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: В.А. Сериков