Дело № 2- 762/2015
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации09 декабря 2015 года
Буйский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Серова Н.И.
При секретаре Тощаковой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой Ольги Владимировны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Сафонова О.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области. Свои требования мотивировала тем, что она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако ей было отказано, в связи с тем, что отсутствует требуемый специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <данные изъяты> по <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в МОУ Корежская ООШ- 2 месяца 7 дней, с <данные изъяты> <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в ОКГОУ "Буйская школа-интернат"-14 дней.
Будучи несогласной с данным решением, просит суд обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж указанные периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию с (дата) года.
В судебном заседании истец Сафонова О.В. исковые требования поддержала в соответствии с заявленными требованиями. По периоду участия в семинаре <данные изъяты> года и <данные изъяты> года пояснила, что на данный семинар она направлялась как председатель профкома, педагогическую деятельность в эти дни она не осуществляла. Но после прохождения семинара отработала учебные часы полностью.
Представитель Пенсионного Фонда РФ Ермакова М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Сафоновой О.В. не признала, поддержала выводы, изложенные в решении заседания комиссии УПФ РФ по г. Бую от (дата) года.
Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
(дата) года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии ответчика от (дата) года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого специального стажа работы по состоянию на (дата)..
Как следует из решения комиссии ответчика, в специальный трудовой стаж истца не были включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификациис <данные изъяты> по <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в МОУ Корежская ООШ- 2 месяца 7 дней, с <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в ОКГОУ "Буйская школа-интернат"-14 дней (л.д.5-6).
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в 2015 году в размере не менее 6,6 лицам, не менее 25 лет осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что истец (дата) года обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из протокола комиссии ГУ УПФ РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области от (дата) года № следует, что в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, зачтено 24 года 08 месяцев 27 дней.
В специальный стаж не зачтены указанные истцом периоды участия в семинарах нахождение на курсах повышения квалификации со ссылкой на то, что в указанное время истец не был занят педагогической деятельностью.
Выводы комиссии УПФ в протоколе заседания от (дата). суд не может признать в полной мере обоснованными.
Согласно ст.ст.167, 187 ТК РФ в командировку на курсы повышения квалификации с отрывом от работы работник направляется работодателем, за время нахождения на курсах и в командировке за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в специальный стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РСФСР.
В командировки на курсы повышения квалификации и в учебные отпуска истец направлялся работодателем, что подтверждается копиями приказов (л.д.38, 42,44,46,4853), за время нахождения на которых за ним сохранялась заработная плата и рабочее место, что подтверждается как карточками- справками, расчетными листками, справками- вызовами ( л.д. 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 47, 52,54). Следовательно, нахождение в командировках на курсах повышения квалификации, являлись частью профессиональной деятельности истца, носили обязательный характер, поэтому их нельзя считать отвлечением от работы, данные периоды работы истца - <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в МОУ Корежская ООШ- 2 месяца 7 дней, с <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в ОКГОУ "Буйская школа-интернат"-14 дней, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что в решении комиссии ответчика от (дата)., а также в Справке, уточняющую занятость в соответствующих должностях истца от (дата) года ( л.д. 25) указано том, что Сафонова О.В. в спорные периоды была на курсах повышения квалификации, данный факт сторонами не оспаривается, подтверждается представленными суду копиями приказов о направлении истца на курсы повышения квалификации, с указанием периодов их прохождения. (л.д.38, 42, 44, 46, 48, 53).
Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, это входило в его трудовые обязанности, за ним сохранялось место работы, заработная плата, то время нахождения его на курсах повышения квалификации должно быть включено в специальный трудовой стаж.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих постановлениях, что при пенсионном обеспечении граждан должны соблюдаться принципы справедливости и равенства, гарантированный ч. 1 ст. 19 Конституции РФ принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает запрет не вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, то есть действует запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Что касается периода участия в работе семинара <данные изъяты> года суд приходит к следующему:
Из приказа № от (дата) года следует, что Сафонова О.В. как председатель профкома была направлена на (дата) года в г. Буй. Сама Сафонова О.В. не отрицала в судебном заседании факт того, что на данный семинар она направлялась именно как председатель профкома, данный семинар не был связан с педагогической деятельность, соответственно суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца по данным периодам о включении их в льготный (педагогический) стаж.
В соответствии с решениями комиссии УПФ от (дата) года бесспорный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, по состоянию на (дата) года составляет 24 года 8 месяцев 27 дней. С учётом включенных судом периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации по состоянию на (дата) года истец не имеет необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж 25 лет, но согласно уточняющей справки занятость (л.д. 56) от (дата) года ей включен период работы в качестве воспитателя в ОГКОУ «Буйская школа - интернат» с (дата) года по (дата) года соответственно право истицы на получение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью наступило с (дата) года, соответственно суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части назначения пенсии именно с (дата) года.
Т.к. суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, то суд не рассматривает вопрос о признании протокола заседания комиссии ГУ- Управления Пенсионного фонда по г. Бую и Буйскому району № от (дата) года незаконным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истицыпонесенные ею судебные расходы по оплате госпошлины в сумме (сумма) руб., а также расходы, связанные с оказанием юридической помощи в сумме (сумма) рублей, с учетом требований разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сафоновой Ольги Владимировны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области назначить Сафоновой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с (дата) года, с включением в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в МОУ Корежская ООШ, с <данные изъяты> курсы повышения квалификации в период работы в ОКГОУ "Буйская школа-интернат».
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Бую и Буйскому району Костромской области в пользу Сафоновой Ольги Владимировны расходы по госпошлине в размере (сумма) рублей.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Бую и Буйскому району Костромской области в пользу Сафоновой Ольги Владимировны расходы, связанные с оказанием юридической помощи в сумме (сумма) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области.
Судья: Серова Н.И.