<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2020-000443-41
№ 2а-932/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниковой Валентины Алексеевны к ДИЗО ВО:
- о признании незаконным решения от 10.12.2019 № 52-17-19652з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества,
У с т а н о в и л :
В соответствии с заключением Воронежского облисполкома Воронежского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР от 04.03.1986 № 03-5/33 и Распоряжением Воронежского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 № 88-р был согласован выбор земельного участка совхозу «Зареченский» Новоусманского района общей площадью 4,5 га для строительства жилых домов с правом вырубки леса.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение № 269 от 05.05.1986 об обмене равновеликими участками между Новоусманским мехлесхозом и совхозом «Зареченский».
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилая зона.
На основании договора на передачу домовладения в собственность № от 24.01.2002, зарегистрированного приказом Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа № 22 от 24.01.2002, к Мельниковой В.А. перешло право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 83,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, Мельникова В.А. подготовила схему расположения земельного участка и обратилась в ДИЗО ВО для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением ДИЗО ВО, изложенным в сообщении о рассмотрении обращения от 10.12.2019 № 52-17-19652з, Мельниковой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. по двум основаниям: в связи с пересечением границ земельного участка с землями лесного фонда и в связи с тем, что при подготовке схемы не в полной мере были отражены объекты, имеющиеся на земельном участке.
Административный истец Мельникова В.А. обратилась в Центральный районный суд города Воронежа с административными исковыми требованиями к ДИЗО ВО. С учетом уточнения предмета заявленных требований (л.д. 130 том 1), просила признать незаконным решение от 10.12.2019 № 52-17-19652з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
Обосновывая заявленные требования, указала, что отказ является незаконным и нарушает ее право на приобретение земельного участка.
Административный истец Мельникова В.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие. Суду предоставлены письменные объяснения (л.д. 61-64, 131-134 том 1).
В судебном заседании представитель административного истца Мельниковой В.А., действующий на основании доверенности Скрынников Р.А., заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ДИЗО ВО, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Полагает, что решение принято уполномоченным органом, по основаниям, предусмотренным законом.
Представитель заинтересованного лица Управления лесного хозяйства Воронежской области, действующий на основании доверенности Минаков С.Г., полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, так как земельный участок пересекает земли лесного фонда выдела 15 квартала 80 Новоусманского лесничества. У управления отсутствует информация о надлежащем выводе земель в соответствии с действующим законодательством. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 177-178 том 1).
Представитель заинтересованного лица ЗАО «Зареченский» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с заключением Воронежского облисполкома Воронежского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР от 04.03.1986 № 03-5/33 и Распоряжением Воронежского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 № 88-р был согласован выбор земельного участка совхозу «Зареченский» Новоусманского района общей площадью 4,5 га для строительства жилых домов с правом вырубки леса.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение № 269 от 05.05.1986 об обмене равновеликими участками между Новоусманским мехлесхозом и совхозом «Зареченский».
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилая зона.
На основании договора на передачу домовладения в собственность № от 24.01.2002, зарегистрированного приказом Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа № 22 от 24.01.2002, к Мельниковой В.А. перешло право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 83,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности по индивидуальный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17 том 1).
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, Мельникова В.А. подготовила схему расположения земельного участка и обратилась в ДИЗО ВО для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 56 -57 том 1).
13.11.2019 Мельникова В.А. обратилась в ДИЗО ВО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 52-53 том 1).
Решением ДИЗО ВО, изложенным в сообщении о рассмотрении обращения от 10.12.2019 № 52-17-19652з (л.д. 15-16 том 1), Мельниковой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. по двум основаниям: в связи с пересечением границ земельного участка с землями лесного фонда и в связи с тем, что при подготовке схемы не в полной мере были отражены объекты, имеющиеся на земельном участке.
Решение в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества административный истец просит признать незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 5.36. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08 мая 2009 года N 365, Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плате территории.
Согласно пп. 3.3.21 пункта 3.3 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области представляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Как следует из оспариваемого решения, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в оспариваемой части основано на пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и п. 11 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 11 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого лесничества, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы (п. 3 ст. 3.5).
Так, согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ установлены ограничения в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Как следует из оспариваемой части решения, управление лесного хозяйства Воронежской области не согласовало схему расположения земельного участка площадью 800 кв.м. в связи с пересечениями с землями лесного фонда.
Суду предоставлено письмо Управления лесного хозяйства Воронежской области от 26.11.2019 № 64-12/2314 (л.д. 51 том 1) в котором указано на несогласование схемы расположения земельного участка, площадью 800 кв.м., по адресу: <адрес>.
Обосновывая заявленные требования, Мельникова В.А. указывает, что ранее обращалась в ДИЗО ВО с вопросом о подготовке схемы расположения земельного участка 14.06.2018.
ДИЗО ВО в адрес Мельниковой В.А. направлена информация о том, что приказом ДИЗО ВО от 11.10.2016 № 1938з «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории №» была утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, площадью 88760 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Одним из образованных участков является земельный участок площадью 88664 кв.м., с разрешенным использованием – жилая зона, расположенный по адресу: <адрес>
Департаментом имущественных и земельных отношений разъяснено Мельниковой В.А., что земельный участок, фактически занимаемый индивидуальным жилым домом, располагается в границах земельного участка площадью 88664 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем, Мельниковой В.А. разъяснено право обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела указанного земельного участка.
С целью подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мельникова В.А. обратилась ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов».
ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов» письмом № 52/4-03-3894 от 17.09.2018 (л.д. 68-69 том 1) разъяснило, что образование земельного участка под индивидуальным жилым домом Мельниковой В.А. будет возможно после снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учёта.
По вопросу снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета Мельникова В.А. обратилась в уполномоченный орган – ДИЗО ВО.
11.12.2018 ДИЗО информировало Мельникову В.А., что в целях рассмотрения ее обращения Департаментом сделал запрос в МБУ «Муниципальный архив городского округа город Воронеж» с целью получения копии постановления главы городского округа город Воронеж от 11.10.2006 № 1823, на основании которого были утверждены проекты границ земельных участков площадью 91592,27 кв.м. и 5691408 кв.м., расположенных по <адрес>.
09.01.2019 ДИЗО ВО сообщило, что департаментом инициированы мероприятия по снятию с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 72-73 том 1).
Мельникова В.А. обратилась в ДИЗО ВО с заявлением об утверждении границ расположения земельного участка.
Решением от 27.06.2019, изложенным в сообщении о рассмотрении обращения от 27.06.2019 № 52-17-1002з (л.д. 75-76 том 1), Мельниковой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в связи с пересечением границ земельного участка с землями лесного фонда.
Мельникова В.А. обратилась в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о внесении изменений в государственный лесной реестр в части исключения сведений о земельном участке под объектом недвижимости.
13.08.2019 Управление лесного хозяйства Воронежской области проинформировало Мельникову В.А. о том, что вопрос направлен на рассмотрение межведомственной комиссии (л.д. 77 том 1).
В судебном заседании представитель административного истца Скрынников Р.А. указывает, что земельный участок находился в составе земельного участка, выведенного из земель лесного фонда, с 1992 года относился к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного назначения, впоследствии был разделен на два участка: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов с разрешенным использованием жилая зона. На момент обращения Мельниковой В.А. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель и разрешенное использование данного участка - земли населенных пунктов, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома, ограничения и обременения в использовании только 111 кв.м. (ограничено в использовании охранными зонами сетей инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с информационным сообщением заместителя руководителя Управления главного архитектора от 28.11.2019 № 133312237 (л.д. 43) в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II, земельный участок, расположенный по адресу: ул. Совхозная 10, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (до 3х этажей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384- II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения.
Территориальная зона с индексом Ж1 в соответствии с ПЗЗ имеет общие части границ с землями лесного фонда, в том числе и часть территориальной зоны Ж1, в которой расположен рассматриваемый земельный участок. Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Согласно имеющимся данным картографического материала (планшет Э-ХI-I) на территории рассматриваемого земельного участка имеются объекты капитального строительства, и рассматриваемый участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения.
Рассматриваемый участок расположен в границах линии сложившейся застройки. Вместе с тем, на рассматриваемую территорию красные линии не разрабатывались и не утверждались, проект планировки не разрабатывался и не утверждался.
Представитель административного истца обращает внимание суда, что земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием отдельно стоящие индивидуальные жилые дома.
В судебном заседании представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области пояснил, что земельный участок пересекает земли лесного фонда выдела 15 квартала 80 Новоусманского лесничества. У управления отсутствует информация о надлежащем выводе земель квартала 80 Новоусманского лесничества из земель лесного фонда в соответствии с действующим законодательством.
Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, суд принимает во внимание следующее:
В соответствии с заключением Воронежского облисполкома Воронежского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР от 04.03.1986 № 03-5/33 (л.д. 18 том 1) и Распоряжением Воронежского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 № 88-р (л.д. 19 том 1) был согласован выбор земельного участка совхозу «Зареченский» Новоусманского района общей площадью 4,5 га для строительства жилых домов с правом вырубки леса.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение № 269 от 05.05.1986 об обмене равновеликими участками между Новоусманским мехлесхозом и совхозом «Зареченский» (л.д. 20 том 1).
В соответствии с указанным решением земельный участок, площадью 0,5 гектара, не покрытый лесом из лесов 1 группы Новоусманского лесничества (<адрес>) Новоусманского мехласхоза передан совхозу «Зареченский» Новоусманского района.
Как установлено судом совхозу «Зареченский» на праве бессрочного (постоянного пользования) был предоставлен земельный участок, площадью 592 га для сельскохозяйственного использования на основании решения от 16.12.1992 № 499, что подтверждается свидетельством № 6254 от 20.12.1992 (л.д. 135-136 том 1).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт 26.06.2006 с присвоением кадастрового номера №
На основании постановления главы городского округа город Воронеж от 11.10.2006 № 1823 (л.д. 141 том 1), указанный участок был разделен на 2 земельных участка: площадью 91591,27 кв.м. под жилую зону (кадастровый №) и площадью 569,1408 га для сельскохозяйственного назначения (выписка из реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 137-140 том 1).
Суду предоставлены выписка из ЕГРП (л.д. 147-152 том 1), из которого следует, что земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>, площадью 91591,27 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая застройка был поставлен на государственный кадастровый учёт 10.11.2006, снят с государственного кадастрового учёта 21.09.2013.
В соответствии с приказом ДИЗО ВО от 10.06.2013 № 715з постановлено образовать в результате раздела ранее учтенного земельного участка из категории земель населенных пунктов общей площадью 91591,27 кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием «жилая зона», расположенного по адресу: <адрес>, самостоятельные земельные участки: земельный участок, площадью 88760 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «жилая зона», расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок 2832 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «жилая зона», расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в общую долевую собственность за плату гражданам на основании договора купли-продажи от 17.04.2013.
Как установлено на основании сообщения ДИЗО ВО в адрес Мельниковой В.А., приказом ДИЗО ВО от 11.10.2016 № 1938з «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории № была утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, площадью 88760 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Одним из образованных участков является земельный участок, площадью 88664 кв.м., с разрешенным использованием – жилая зона, расположенный по адресу: <адрес>,б.
Земельный участок, образованный в результате раздела, поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера № площадью 88664 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилая зона (л.д. 21 том 1).
Указанный участок 23.01.2019 снят с государственного кадастрового учета, как было установлено судом ранее, на основании обращения ДИЗО ВО, в том числе, в целях решения вопроса об утверждении границ земельного участка Мельниковой В.А.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение довод административного истца и представителя о том, что земельный участок относится к землям населенных пунктов и имел разрешенное использование «жилая зона».
Доводы представителя Управления лесного хозяйства Воронежской области, предоставленные документы, подтверждающие регистрацию права собственности на участок лесного фонда 14.12.2005, не могут повлиять на выводы суда, так как судом установлено, что земельный участок, площадью 592 га для сельскохозяйственного использования на основании решения от 16.12.1992 № 499 был предоставлен совхозу «Зареченский» на праве бессрочного (постоянного пользования), сведения о праве на указанный участок, относящийся в землям поселений, содержались в государственном реестре.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
С учетом приведенных положений закона, установив, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, расположен в территориальной зоне с индексом Ж1- зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей), принимая во внимание, что суду предоставлены бесспорные доказательства, подтверждающие изъятие земельного участка (в составе которого имелся земельный участок Мельниковой В.А.) из состава земель лесного фонда и переводе его в земли населенных пунктов, у ДИЗО ВО не имелось оснований для отказа в утверждении схемы расположения указанного земельного участка.
Установив, что решение в оспариваемой в оспариваемой части нарушает права административного истца на приобретение в установленном порядке прав на земельный участок, является незаконным, как принятое без установленных законом оснований, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Восстанавливая нарушенное право, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Валентины Алексеевны от 13.11.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с учётом решения суда о незаконности основания, изложенного в решении от 10.12.2019 № 52-17-19652з, пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Мельниковой Валентины Алексеевны к ДИЗО ВО удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 10.12.2019 № 52-17-19652з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
Возложить на ДИЗО ВО обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Валентины Алексеевны от 13.11.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, с учётом решения суда о незаконности основания, изложенного в решении от 10.12.2019 № 52-17-19652з, пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 17 июля 2020 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2020-000443-41
№ 2а-932/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниковой Валентины Алексеевны к ДИЗО ВО:
- о признании незаконным решения от 10.12.2019 № 52-17-19652з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества,
У с т а н о в и л :
В соответствии с заключением Воронежского облисполкома Воронежского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР от 04.03.1986 № 03-5/33 и Распоряжением Воронежского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 № 88-р был согласован выбор земельного участка совхозу «Зареченский» Новоусманского района общей площадью 4,5 га для строительства жилых домов с правом вырубки леса.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение № 269 от 05.05.1986 об обмене равновеликими участками между Новоусманским мехлесхозом и совхозом «Зареченский».
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилая зона.
На основании договора на передачу домовладения в собственность № от 24.01.2002, зарегистрированного приказом Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа № 22 от 24.01.2002, к Мельниковой В.А. перешло право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 83,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, Мельникова В.А. подготовила схему расположения земельного участка и обратилась в ДИЗО ВО для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением ДИЗО ВО, изложенным в сообщении о рассмотрении обращения от 10.12.2019 № 52-17-19652з, Мельниковой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. по двум основаниям: в связи с пересечением границ земельного участка с землями лесного фонда и в связи с тем, что при подготовке схемы не в полной мере были отражены объекты, имеющиеся на земельном участке.
Административный истец Мельникова В.А. обратилась в Центральный районный суд города Воронежа с административными исковыми требованиями к ДИЗО ВО. С учетом уточнения предмета заявленных требований (л.д. 130 том 1), просила признать незаконным решение от 10.12.2019 № 52-17-19652з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
Обосновывая заявленные требования, указала, что отказ является незаконным и нарушает ее право на приобретение земельного участка.
Административный истец Мельникова В.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие. Суду предоставлены письменные объяснения (л.д. 61-64, 131-134 том 1).
В судебном заседании представитель административного истца Мельниковой В.А., действующий на основании доверенности Скрынников Р.А., заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ДИЗО ВО, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Полагает, что решение принято уполномоченным органом, по основаниям, предусмотренным законом.
Представитель заинтересованного лица Управления лесного хозяйства Воронежской области, действующий на основании доверенности Минаков С.Г., полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, так как земельный участок пересекает земли лесного фонда выдела 15 квартала 80 Новоусманского лесничества. У управления отсутствует информация о надлежащем выводе земель в соответствии с действующим законодательством. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 177-178 том 1).
Представитель заинтересованного лица ЗАО «Зареченский» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с заключением Воронежского облисполкома Воронежского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР от 04.03.1986 № 03-5/33 и Распоряжением Воронежского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 № 88-р был согласован выбор земельного участка совхозу «Зареченский» Новоусманского района общей площадью 4,5 га для строительства жилых домов с правом вырубки леса.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение № 269 от 05.05.1986 об обмене равновеликими участками между Новоусманским мехлесхозом и совхозом «Зареченский».
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилая зона.
На основании договора на передачу домовладения в собственность № от 24.01.2002, зарегистрированного приказом Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа № 22 от 24.01.2002, к Мельниковой В.А. перешло право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 83,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности по индивидуальный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17 том 1).
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, Мельникова В.А. подготовила схему расположения земельного участка и обратилась в ДИЗО ВО для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 56 -57 том 1).
13.11.2019 Мельникова В.А. обратилась в ДИЗО ВО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 52-53 том 1).
Решением ДИЗО ВО, изложенным в сообщении о рассмотрении обращения от 10.12.2019 № 52-17-19652з (л.д. 15-16 том 1), Мельниковой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. по двум основаниям: в связи с пересечением границ земельного участка с землями лесного фонда и в связи с тем, что при подготовке схемы не в полной мере были отражены объекты, имеющиеся на земельном участке.
Решение в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества административный истец просит признать незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 5.36. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08 мая 2009 года N 365, Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плате территории.
Согласно пп. 3.3.21 пункта 3.3 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области представляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Как следует из оспариваемого решения, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в оспариваемой части основано на пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и п. 11 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 11 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого лесничества, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы (п. 3 ст. 3.5).
Так, согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ установлены ограничения в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Как следует из оспариваемой части решения, управление лесного хозяйства Воронежской области не согласовало схему расположения земельного участка площадью 800 кв.м. в связи с пересечениями с землями лесного фонда.
Суду предоставлено письмо Управления лесного хозяйства Воронежской области от 26.11.2019 № 64-12/2314 (л.д. 51 том 1) в котором указано на несогласование схемы расположения земельного участка, площадью 800 кв.м., по адресу: <адрес>.
Обосновывая заявленные требования, Мельникова В.А. указывает, что ранее обращалась в ДИЗО ВО с вопросом о подготовке схемы расположения земельного участка 14.06.2018.
ДИЗО ВО в адрес Мельниковой В.А. направлена информация о том, что приказом ДИЗО ВО от 11.10.2016 № 1938з «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории №» была утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, площадью 88760 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Одним из образованных участков является земельный участок площадью 88664 кв.м., с разрешенным использованием – жилая зона, расположенный по адресу: <адрес>
Департаментом имущественных и земельных отношений разъяснено Мельниковой В.А., что земельный участок, фактически занимаемый индивидуальным жилым домом, располагается в границах земельного участка площадью 88664 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем, Мельниковой В.А. разъяснено право обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела указанного земельного участка.
С целью подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мельникова В.А. обратилась ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов».
ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов» письмом № 52/4-03-3894 от 17.09.2018 (л.д. 68-69 том 1) разъяснило, что образование земельного участка под индивидуальным жилым домом Мельниковой В.А. будет возможно после снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учёта.
По вопросу снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета Мельникова В.А. обратилась в уполномоченный орган – ДИЗО ВО.
11.12.2018 ДИЗО информировало Мельникову В.А., что в целях рассмотрения ее обращения Департаментом сделал запрос в МБУ «Муниципальный архив городского округа город Воронеж» с целью получения копии постановления главы городского округа город Воронеж от 11.10.2006 № 1823, на основании которого были утверждены проекты границ земельных участков площадью 91592,27 кв.м. и 5691408 кв.м., расположенных по <адрес>.
09.01.2019 ДИЗО ВО сообщило, что департаментом инициированы мероприятия по снятию с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 72-73 том 1).
Мельникова В.А. обратилась в ДИЗО ВО с заявлением об утверждении границ расположения земельного участка.
Решением от 27.06.2019, изложенным в сообщении о рассмотрении обращения от 27.06.2019 № 52-17-1002з (л.д. 75-76 том 1), Мельниковой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в связи с пересечением границ земельного участка с землями лесного фонда.
Мельникова В.А. обратилась в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о внесении изменений в государственный лесной реестр в части исключения сведений о земельном участке под объектом недвижимости.
13.08.2019 Управление лесного хозяйства Воронежской области проинформировало Мельникову В.А. о том, что вопрос направлен на рассмотрение межведомственной комиссии (л.д. 77 том 1).
В судебном заседании представитель административного истца Скрынников Р.А. указывает, что земельный участок находился в составе земельного участка, выведенного из земель лесного фонда, с 1992 года относился к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного назначения, впоследствии был разделен на два участка: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов с разрешенным использованием жилая зона. На момент обращения Мельниковой В.А. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель и разрешенное использование данного участка - земли населенных пунктов, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома, ограничения и обременения в использовании только 111 кв.м. (ограничено в использовании охранными зонами сетей инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с информационным сообщением заместителя руководителя Управления главного архитектора от 28.11.2019 № 133312237 (л.д. 43) в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II, земельный участок, расположенный по адресу: ул. Совхозная 10, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (до 3х этажей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384- II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения.
Территориальная зона с индексом Ж1 в соответствии с ПЗЗ имеет общие части границ с землями лесного фонда, в том числе и часть территориальной зоны Ж1, в которой расположен рассматриваемый земельный участок. Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Согласно имеющимся данным картографического материала (планшет Э-ХI-I) на территории рассматриваемого земельного участка имеются объекты капитального строительства, и рассматриваемый участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения.
Рассматриваемый участок расположен в границах линии сложившейся застройки. Вместе с тем, на рассматриваемую территорию красные линии не разрабатывались и не утверждались, проект планировки не разрабатывался и не утверждался.
Представитель административного истца обращает внимание суда, что земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием отдельно стоящие индивидуальные жилые дома.
В судебном заседании представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области пояснил, что земельный участок пересекает земли лесного фонда выдела 15 квартала 80 Новоусманского лесничества. У управления отсутствует информация о надлежащем выводе земель квартала 80 Новоусманского лесничества из земель лесного фонда в соответствии с действующим законодательством.
Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, суд принимает во внимание следующее:
В соответствии с заключением Воронежского облисполкома Воронежского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР от 04.03.1986 № 03-5/33 (л.д. 18 том 1) и Распоряжением Воронежского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 № 88-р (л.д. 19 том 1) был согласован выбор земельного участка совхозу «Зареченский» Новоусманского района общей площадью 4,5 га для строительства жилых домов с правом вырубки леса.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение № 269 от 05.05.1986 об обмене равновеликими участками между Новоусманским мехлесхозом и совхозом «Зареченский» (л.д. 20 том 1).
В соответствии с указанным решением земельный участок, площадью 0,5 гектара, не покрытый лесом из лесов 1 группы Новоусманского лесничества (<адрес>) Новоусманского мехласхоза передан совхозу «Зареченский» Новоусманского района.
Как установлено судом совхозу «Зареченский» на праве бессрочного (постоянного пользования) был предоставлен земельный участок, площадью 592 га для сельскохозяйственного использования на основании решения от 16.12.1992 № 499, что подтверждается свидетельством № 6254 от 20.12.1992 (л.д. 135-136 том 1).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт 26.06.2006 с присвоением кадастрового номера №
На основании постановления главы городского округа город Воронеж от 11.10.2006 № 1823 (л.д. 141 том 1), указанный участок был разделен на 2 земельных участка: площадью 91591,27 кв.м. под жилую зону (кадастровый №) и площадью 569,1408 га для сельскохозяйственного назначения (выписка из реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 137-140 том 1).
Суду предоставлены выписка из ЕГРП (л.д. 147-152 том 1), из которого следует, что земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>, площадью 91591,27 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая застройка был поставлен на государственный кадастровый учёт 10.11.2006, снят с государственного кадастрового учёта 21.09.2013.
В соответствии с приказом ДИЗО ВО от 10.06.2013 № 715з постановлено образовать в результате раздела ранее учтенного земельного участка из категории земель населенных пунктов общей площадью 91591,27 кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием «жилая зона», расположенного по адресу: <адрес>, самостоятельные земельные участки: земельный участок, площадью 88760 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «жилая зона», расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок 2832 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «жилая зона», расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в общую долевую собственность за плату гражданам на основании договора купли-продажи от 17.04.2013.
Как установлено на основании сообщения ДИЗО ВО в адрес Мельниковой В.А., приказом ДИЗО ВО от 11.10.2016 № 1938з «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории № была утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, площадью 88760 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Одним из образованных участков является земельный участок, площадью 88664 кв.м., с разрешенным использованием – жилая зона, расположенный по адресу: <адрес>,б.
Земельный участок, образованный в результате раздела, поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера № площадью 88664 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилая зона (л.д. 21 том 1).
Указанный участок 23.01.2019 снят с государственного кадастрового учета, как было установлено судом ранее, на основании обращения ДИЗО ВО, в том числе, в целях решения вопроса об утверждении границ земельного участка Мельниковой В.А.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение довод административного истца и представителя о том, что земельный участок относится к землям населенных пунктов и имел разрешенное использование «жилая зона».
Доводы представителя Управления лесного хозяйства Воронежской области, предоставленные документы, подтверждающие регистрацию права собственности на участок лесного фонда 14.12.2005, не могут повлиять на выводы суда, так как судом установлено, что земельный участок, площадью 592 га для сельскохозяйственного использования на основании решения от 16.12.1992 № 499 был предоставлен совхозу «Зареченский» на праве бессрочного (постоянного пользования), сведения о праве на указанный участок, относящийся в землям поселений, содержались в государственном реестре.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
С учетом приведенных положений закона, установив, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, расположен в территориальной зоне с индексом Ж1- зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей), принимая во внимание, что суду предоставлены бесспорные доказательства, подтверждающие изъятие земельного участка (в составе которого имелся земельный участок Мельниковой В.А.) из состава земель лесного фонда и переводе его в земли населенных пунктов, у ДИЗО ВО не имелось оснований для отказа в утверждении схемы расположения указанного земельного участка.
Установив, что решение в оспариваемой в оспариваемой части нарушает права административного истца на приобретение в установленном порядке прав на земельный участок, является незаконным, как принятое без установленных законом оснований, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Восстанавливая нарушенное право, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Валентины Алексеевны от 13.11.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с учётом решения суда о незаконности основания, изложенного в решении от 10.12.2019 № 52-17-19652з, пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Мельниковой Валентины Алексеевны к ДИЗО ВО удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 10.12.2019 № 52-17-19652з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. в части отказа по основанию пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
Возложить на ДИЗО ВО обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Валентины Алексеевны от 13.11.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, с учётом решения суда о незаконности основания, изложенного в решении от 10.12.2019 № 52-17-19652з, пересечения границ формируемого земельного участка с границами земель Новоусманского лесничества.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 17 июля 2020 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко