гр. дело №2а-6018/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2016 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Вьюкова 1ИО к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Вьюков 1ИО. обратился в суд с иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит жилой <адрес>. В целях последующего приобретения земельного участка в собственность Вьюков 1ИО. обратился к административному ответчику с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В свою очередь Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал в утверждении схемы расположения земельного участка. Не согласившись с отказом административного ответчика, Вьюков 1ИО. просит суд признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложить обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
Административный истец Вьюков 1ИО. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Толпыгин А.А. иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Алферова Е.А. административный иск не признала, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении. Поддержала приобщенные к материалам дела возражения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом, на основании свидетельств, сообщений установлено, что Вьюков 1ИО. является собственником жилого <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., о чем суду представлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 9) от 12.01.2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. Вьюков 1ИО. обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1242 кв.м., кадастровый №.
Письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1242 кв.м., кадастровый №, со ссылкой на п.1, 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Отказ мотивирован тем, что первоначальные первоотводные документы на земельный участок отсутствуют, а Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12ю2009 №384-11, установлены максимальные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства в размере 0,08 га. Вместе с тем, согласно ст.6 ПЗЗ земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие до вступления в силу ПЗЗ и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие градостроительному регламенту, за исключением случаев, когда использование этих объектов представляет опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды…В направленных документах в свидетельстве о праве на наследство площадь испрашиваемого участка указана 880 кв.м., а согласно кадастровому паспорту 1254 кв.м. Таким образом, при отсутствии первоотводных документов на вышеуказанный земельный участок затруднительно сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ испрашиваемого земельного участка, находящегося по адресу <адрес> площадью 1242 кв.м.
Данный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд считает законным, по следующим основаниям.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение). Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории …
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ч. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно ч.2 и 4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствие с ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является…несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;…разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;…разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Ст. 11.9 ЗК РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II (ред. от 22.04.2015г. утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, в которых для индивидуального жилищного строительства установлен минимальный размер земельного участка - 0,03 гектара; максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара, на землях, требующих рекультивации, - 0,1 гектара.
Так, приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г. №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее по тексту Требования).
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Ст. II Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 28.07.2015г. №1257 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками»предусматривает, что при обращении гражданина или юридического лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, строением, сооружением, с приложением подготовленной схемы департамент принимает решение об утверждении либо отказе в утверждении такой схемы. При этом департамент осуществляет проверку поступившей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным действующим законодательством. В случае, если представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, департамент в 10-дневный срок с момента ее поступления принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
После обращения Вьюкова 1ИО. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставив Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было установлено, что первоначальные первоотводные документы на земельный участок№ по <адрес> отсутствуют. В свидетельстве о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ площадь испрашиваемого земельного участка указана 880 кв.м., согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка оставляет 1254 кв.м. При этом, суд считает необходимым указать, что в приложенной копии кадастрового паспорта земельного участка (л.д.12) по <адрес>, земельный участок имеет кадастровый №, а кадастровый квартал №, при этом истец в иске указывает именно номер кадастрового квартала, а не конкретного земельного участка. Так же в кадастровом паспорте указанного, границы земельного участка не установлены в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, административный ответчиком указано, что на основании представленных документов при отсутствие первоначальных первоотводных документов затруднительно сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ испрашиваемого земельного участка. Отказ административного ответчика основан на п.п.1,3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ. Суд соглашается с указанными основаниями для отказа, так как размер испрашиваемого земельного участка превышает установленные максимальные нормы земельного участка, установленные Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, исходя из представленных самим же административным истцом документов усматривается, что какие-либо первоотводны документы на земельный участок отсутствуют, при приобретении права на испрашиваемый земельный участок в свидетельство о праве на наследство указано, что свидетельство о праве на наследство выдано в отношении жилого дома…, расположенного на земельном участке площадью 880 кв.м. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что земельный участок по адресу <адрес> имеет площадь 1254 кв.м. Согласно копии справки БТИ Железнодорожного района г.Воронежа (л.д.14) площадь испрашиваемого земельного участка неоднократно изменялась, согласно данным инвентарного дела на домовладение: в 1963 г. была 999 кв.м., 1979г. 1162 кв.м., 1995г. 1254 кв.м., 2014г. 1220 кв.м., что свидетельствует о том, что представленная в ДИЗО Воронежской области схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представлена без учета утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, что явилось законным основанием для отказа в утверждение указанной схемы, не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа город Воронежа, площадь земельного участка превышает предельные максимальные размеры, установленные нормативным актом органа местного самоуправления для зоны Ж- 1, в которой расположен жилой <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 181, 215, 216 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Вьюкова 1ИО к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый №, на кадастровом плане территории незаконным, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый №, на кадастровом плане территории, согласно схемы расположения земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. № отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
гр. дело №2а-6018/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2016 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Вьюкова 1ИО к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Вьюков 1ИО. обратился в суд с иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит жилой <адрес>. В целях последующего приобретения земельного участка в собственность Вьюков 1ИО. обратился к административному ответчику с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В свою очередь Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал в утверждении схемы расположения земельного участка. Не согласившись с отказом административного ответчика, Вьюков 1ИО. просит суд признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложить обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
Административный истец Вьюков 1ИО. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Толпыгин А.А. иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Алферова Е.А. административный иск не признала, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении. Поддержала приобщенные к материалам дела возражения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом, на основании свидетельств, сообщений установлено, что Вьюков 1ИО. является собственником жилого <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., о чем суду представлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 9) от 12.01.2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. Вьюков 1ИО. обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1242 кв.м., кадастровый №.
Письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1242 кв.м., кадастровый №, со ссылкой на п.1, 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Отказ мотивирован тем, что первоначальные первоотводные документы на земельный участок отсутствуют, а Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12ю2009 №384-11, установлены максимальные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства в размере 0,08 га. Вместе с тем, согласно ст.6 ПЗЗ земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие до вступления в силу ПЗЗ и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие градостроительному регламенту, за исключением случаев, когда использование этих объектов представляет опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды…В направленных документах в свидетельстве о праве на наследство площадь испрашиваемого участка указана 880 кв.м., а согласно кадастровому паспорту 1254 кв.м. Таким образом, при отсутствии первоотводных документов на вышеуказанный земельный участок затруднительно сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ испрашиваемого земельного участка, находящегося по адресу <адрес> площадью 1242 кв.м.
Данный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд считает законным, по следующим основаниям.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение). Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории …
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ч. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно ч.2 и 4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствие с ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является…несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;…разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;…разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Ст. 11.9 ЗК РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II (ред. от 22.04.2015г. утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, в которых для индивидуального жилищного строительства установлен минимальный размер земельного участка - 0,03 гектара; максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара, на землях, требующих рекультивации, - 0,1 гектара.
Так, приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г. №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее по тексту Требования).
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Ст. II Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 28.07.2015г. №1257 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками»предусматривает, что при обращении гражданина или юридического лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, строением, сооружением, с приложением подготовленной схемы департамент принимает решение об утверждении либо отказе в утверждении такой схемы. При этом департамент осуществляет проверку поступившей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным действующим законодательством. В случае, если представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, департамент в 10-дневный срок с момента ее поступления принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
После обращения Вьюкова 1ИО. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставив Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было установлено, что первоначальные первоотводные документы на земельный участок№ по <адрес> отсутствуют. В свидетельстве о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ площадь испрашиваемого земельного участка указана 880 кв.м., согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка оставляет 1254 кв.м. При этом, суд считает необходимым указать, что в приложенной копии кадастрового паспорта земельного участка (л.д.12) по <адрес>, земельный участок имеет кадастровый №, а кадастровый квартал №, при этом истец в иске указывает именно номер кадастрового квартала, а не конкретного земельного участка. Так же в кадастровом паспорте указанного, границы земельного участка не установлены в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, административный ответчиком указано, что на основании представленных документов при отсутствие первоначальных первоотводных документов затруднительно сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ испрашиваемого земельного участка. Отказ административного ответчика основан на п.п.1,3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ. Суд соглашается с указанными основаниями для отказа, так как размер испрашиваемого земельного участка превышает установленные максимальные нормы земельного участка, установленные Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, исходя из представленных самим же административным истцом документов усматривается, что какие-либо первоотводны документы на земельный участок отсутствуют, при приобретении права на испрашиваемый земельный участок в свидетельство о праве на наследство указано, что свидетельство о праве на наследство выдано в отношении жилого дома…, расположенного на земельном участке площадью 880 кв.м. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что земельный участок по адресу <адрес> имеет площадь 1254 кв.м. Согласно копии справки БТИ Железнодорожного района г.Воронежа (л.д.14) площадь испрашиваемого земельного участка неоднократно изменялась, согласно данным инвентарного дела на домовладение: в 1963 г. была 999 кв.м., 1979г. 1162 кв.м., 1995г. 1254 кв.м., 2014г. 1220 кв.м., что свидетельствует о том, что представленная в ДИЗО Воронежской области схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представлена без учета утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, что явилось законным основанием для отказа в утверждение указанной схемы, не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа город Воронежа, площадь земельного участка превышает предельные максимальные размеры, установленные нормативным актом органа местного самоуправления для зоны Ж- 1, в которой расположен жилой <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 181, 215, 216 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Вьюкова 1ИО к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый №, на кадастровом плане территории незаконным, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый №, на кадастровом плане территории, согласно схемы расположения земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. № отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: