Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-751/2014 (2-5253/2013;) ~ М-5253/2013 от 05.11.2013

гр. дело № 2-751/2014г.

строка № 22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«14» апреля 2014года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре                              Васильевой Н.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой <данные изъяты> к администрации городского округа город Воронеж о признании бездействия в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, признании незаконным бездействия по не совершению действий в отношении земельного участка по адресу <адрес>, действий в соответствие с ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложении обязанности по принятию в отношении <адрес> и земельного участка по адресу <адрес> решения об изъятии в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 17 кв.м., находящееся на территории городского округа город Воронеж,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа город Воронеж, указала, что на праве личной собственности ей принадлежит <адрес>, общей площадью 16,30 кв. м., жилой – 16,30 кв.м. Согласно постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, истец просит суд признать бездействия в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, признать незаконным бездействия по не совершению действий в отношении земельного участка по адресу <адрес>, действий в соответствие с ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложить обязанность по принятию в отношении квартирыв<адрес> и земельного участка по адресу <адрес> решения об изъятии в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложить обязанность предоставить другое благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 17 кв.м., находящееся на территории городского округа <адрес>.

Истец Федорова О.С. и представитель истца Главатских О.Р. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

3-е лица Федоров В.Н., Федоров К.В. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Львова И.В. с иском не согласилась, и пояснила, что данный дом подлежит расселению в рамках подпрограммы «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., переселение планируется в 2016-2017г. с привлечением средств инвесторов.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих; достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выкопировки плана квартиры, выписки из домовой книги судом установлено, что истец проживает в <адрес>, общей площадью 16,30 кв. м, жилой-16,30 кв.м. на праве собственности, указанный жилой дом находится в муниципальной собственности. Кроме собственника в указанной квартире зарегистрированы Федоров В.Н.и Федоров К.В.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого <адрес>. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж указано о необходимости переселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Ч. 8 ст. 32 указанного Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

В данном случае судом установлено и данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и считаются судом установленными на основании ч.2 ст.68 ГПК РФ, что при принятии решения о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого <адрес> орган местного управления не обратился к собственникам жилых помещений, которые проживают в данном многоквартирном доме, в том числе, и истцу, с требованиями о сносе в разумный срок данного многоквартирного жилого дома. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Суд считает, что в данном случае обращение собственника в суд является его согласием на равноценное возмещение ему взамен ранее занимаемого жилого помещения.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…

         С 1.03.2005 года был введен в действие ЖК РФ, который прямо в ст.14 указал, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся…признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;…осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства…

                Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Квартирой является структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении…Данное Положение утверждено во исполнение ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ которой установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Истец занимает жилое помещение – <адрес>, состоящую из одной комнаты жилой площадью 16,30 кв.м., общей площадью 16,30 кв.м расположенную по адресу: <адрес>, которая находится в жилом доме признанным аварийным и непригодным для проживания. В соответствии со ст.ст.57,87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как следует из пояснений представителя ответчика расселение граждан будет проводиться в рамках подпрограммы «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ., переселение планируется в 2016-2017г. с привлечением средств инвесторов.

Кроме того, представитель ответчика пояснила, что до настоящего времени администраций не направлено истцу требование о сносе или реконструкции, то есть органом местного самоуправления не исполнены требования Жилищного законодательства.

Таким образом, истец проживает длительное время в жилом помещении, находящимся в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, чем грубо нарушаются их права на жилище, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.

       Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. В данном случае решение органа местного самоуправления об установлении срока для переселения не исполнено до настоящего времени. При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия реализации ответчиком муниципальных программ длительное время, и выполнения ответчиком требований ЖК РФ применительно к собственникам жилых помещений, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика предоставить истцу в собственность другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Кроме того, Распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 21.05.2007 N 361-р, которое действовало на момент принятия постановления №181 от 7.03.2012г. до 28.06.2012г., Утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж и городской межведомственной комиссии при рассмотрении вопросов признания жилых домов (помещений) пригодными (непригодными) для проживания". Согласно п.п.11,12 Порядка решение межведомственной комиссии оформляется заключением по установленной форме. Заключение составляется в трех экземплярах, которые подписываются членами комиссии. Комиссия в 10-дневный срок направляет один экземпляр заключения в администрацию городского округа и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос. В случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, заключение направляется в администрацию городского округа не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Копия постановления главы городского округа в пятидневный срок, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, - не позднее дня, следующего за днем издания постановления, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении администрации городского округа соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

       В срок, установленный регламентом работы администрации городского округа, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, не позднее дня, следующего за днем поступления заключения комиссии в администрацию городского округа, согласно принятому решению соответствующее структурное подразделение администрации городского округа, в чью компетенцию входит реализация данного решения, готовит материал для издания главой городского округа постановления…по расселению граждан из домов, признанных непригодными для проживания (аварийными), - комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности… Постановление должно содержать указания на дальнейшее использование жилого дома (жилого помещения) и необходимые мероприятия, о сроки отселения физических и юридических лиц из жилого дома (жилого помещения), источники финансирования названных в постановлении мероприятий, в том числе и по отселению из жилого дома (жилого помещения), условия проведения конкурса (при необходимости), ответственных за исполнение постановления. П.15 указывает на то, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, постановление главы городского округа должно содержать уведомления (указания) собственникам (уполномоченным собственникам, объединению собственников и т.п.) либо находящемуся в ведении администрации городского округа подразделению (организации, предприятию) о необходимости немедленного отселения. То есть, на момент выхода постановления от ДД.ММ.ГГГГ. истец подлежала немедленному отселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома ввиду вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей.

Доводы администрации городского округа город Воронеж об отсутствии финансирования в настоящего времени, не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным обстоятельствам, кроме того, осуществление гражданами их жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ, и безопасность их жизни не могут быть положены в зависимость от финансирования ответчиком программ, по переселению граждан из аварийного жилья и отсутствия средств в бюджете муниципального образования.

          Согласно Порядка освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж, утвержденном Решением Воронежской городской Думы №250-11 от 27.11.2007г., в редакции решения №504-111 от 8.07.2011г., установлено, что граждане при переселении имеют право на предоставление равнозначного возмещения в натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения, что определено в п.5.1-5.3 Порядка…При этом, после предоставления собственникам равнозначного ранее занимаемому жилого помещения, ранее занимаемое помещение должно быть передано муниципальному образованию, так как фактически в данном случае имеет место мена.

          Вместе с тем, суд полагает, что требования истца о признании незаконным бездействия по не совершению действий в отношении земельного участка по адресу <адрес>, действий в соответствие с ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложении обязанности по принятию в отношении <адрес> и земельного участка по адресу <адрес> решения об изъятии в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ не подлежат удовлетворению в силу того, что согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, то есть изъятие жилого помещения производится только в случае выкупа, а в данном случае речь о выкупе не идет и таких требований истцом не заявлялось. Кроме того, изъятие всего земельного участка на котором расположен многоквартирный дом по требования одного истца невозможно, так как может нарушить права других граждан, проживающих в данном доме, кроме того, реализация истцом своих прав путем предоставления другого жилого помещения взамен занимаемого, никаких не связано с изъятием земельного участка и может быть произведено без изъятия земельного участка.

          Требования истца о признании бездействия в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными суд считает подлежащими удовлетворению, так как администрацией как органом местного самоуправления не были исполнены требования закона о переселении граждан из аварийного подлежащего сносу многоквартирного жилого дома.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Признать бездействия администрации городского округа город Воронеж в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными.

Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Федоровой <данные изъяты> в собственность на состав семьи три человека, благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади 16,30 кв. м, жилой – 16,30 кв.м., находящееся в границах городского округа город Воронеж.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий:

гр. дело № 2-751/2014г.

строка № 22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«14» апреля 2014года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре                              Васильевой Н.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой <данные изъяты> к администрации городского округа город Воронеж о признании бездействия в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, признании незаконным бездействия по не совершению действий в отношении земельного участка по адресу <адрес>, действий в соответствие с ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложении обязанности по принятию в отношении <адрес> и земельного участка по адресу <адрес> решения об изъятии в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 17 кв.м., находящееся на территории городского округа город Воронеж,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа город Воронеж, указала, что на праве личной собственности ей принадлежит <адрес>, общей площадью 16,30 кв. м., жилой – 16,30 кв.м. Согласно постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, истец просит суд признать бездействия в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, признать незаконным бездействия по не совершению действий в отношении земельного участка по адресу <адрес>, действий в соответствие с ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложить обязанность по принятию в отношении квартирыв<адрес> и земельного участка по адресу <адрес> решения об изъятии в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложить обязанность предоставить другое благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 17 кв.м., находящееся на территории городского округа <адрес>.

Истец Федорова О.С. и представитель истца Главатских О.Р. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

3-е лица Федоров В.Н., Федоров К.В. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Львова И.В. с иском не согласилась, и пояснила, что данный дом подлежит расселению в рамках подпрограммы «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., переселение планируется в 2016-2017г. с привлечением средств инвесторов.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих; достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выкопировки плана квартиры, выписки из домовой книги судом установлено, что истец проживает в <адрес>, общей площадью 16,30 кв. м, жилой-16,30 кв.м. на праве собственности, указанный жилой дом находится в муниципальной собственности. Кроме собственника в указанной квартире зарегистрированы Федоров В.Н.и Федоров К.В.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого <адрес>. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж указано о необходимости переселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Ч. 8 ст. 32 указанного Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

В данном случае судом установлено и данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и считаются судом установленными на основании ч.2 ст.68 ГПК РФ, что при принятии решения о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого <адрес> орган местного управления не обратился к собственникам жилых помещений, которые проживают в данном многоквартирном доме, в том числе, и истцу, с требованиями о сносе в разумный срок данного многоквартирного жилого дома. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Суд считает, что в данном случае обращение собственника в суд является его согласием на равноценное возмещение ему взамен ранее занимаемого жилого помещения.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…

         С 1.03.2005 года был введен в действие ЖК РФ, который прямо в ст.14 указал, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся…признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;…осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства…

                Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Квартирой является структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении…Данное Положение утверждено во исполнение ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ которой установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Истец занимает жилое помещение – <адрес>, состоящую из одной комнаты жилой площадью 16,30 кв.м., общей площадью 16,30 кв.м расположенную по адресу: <адрес>, которая находится в жилом доме признанным аварийным и непригодным для проживания. В соответствии со ст.ст.57,87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как следует из пояснений представителя ответчика расселение граждан будет проводиться в рамках подпрограммы «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ., переселение планируется в 2016-2017г. с привлечением средств инвесторов.

Кроме того, представитель ответчика пояснила, что до настоящего времени администраций не направлено истцу требование о сносе или реконструкции, то есть органом местного самоуправления не исполнены требования Жилищного законодательства.

Таким образом, истец проживает длительное время в жилом помещении, находящимся в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, чем грубо нарушаются их права на жилище, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.

       Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. В данном случае решение органа местного самоуправления об установлении срока для переселения не исполнено до настоящего времени. При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия реализации ответчиком муниципальных программ длительное время, и выполнения ответчиком требований ЖК РФ применительно к собственникам жилых помещений, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика предоставить истцу в собственность другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Кроме того, Распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 21.05.2007 N 361-р, которое действовало на момент принятия постановления №181 от 7.03.2012г. до 28.06.2012г., Утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж и городской межведомственной комиссии при рассмотрении вопросов признания жилых домов (помещений) пригодными (непригодными) для проживания". Согласно п.п.11,12 Порядка решение межведомственной комиссии оформляется заключением по установленной форме. Заключение составляется в трех экземплярах, которые подписываются членами комиссии. Комиссия в 10-дневный срок направляет один экземпляр заключения в администрацию городского округа и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос. В случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, заключение направляется в администрацию городского округа не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Копия постановления главы городского округа в пятидневный срок, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, - не позднее дня, следующего за днем издания постановления, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении администрации городского округа соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

       В срок, установленный регламентом работы администрации городского округа, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, не позднее дня, следующего за днем поступления заключения комиссии в администрацию городского округа, согласно принятому решению соответствующее структурное подразделение администрации городского округа, в чью компетенцию входит реализация данного решения, готовит материал для издания главой городского округа постановления…по расселению граждан из домов, признанных непригодными для проживания (аварийными), - комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности… Постановление должно содержать указания на дальнейшее использование жилого дома (жилого помещения) и необходимые мероприятия, о сроки отселения физических и юридических лиц из жилого дома (жилого помещения), источники финансирования названных в постановлении мероприятий, в том числе и по отселению из жилого дома (жилого помещения), условия проведения конкурса (при необходимости), ответственных за исполнение постановления. П.15 указывает на то, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, постановление главы городского округа должно содержать уведомления (указания) собственникам (уполномоченным собственникам, объединению собственников и т.п.) либо находящемуся в ведении администрации городского округа подразделению (организации, предприятию) о необходимости немедленного отселения. То есть, на момент выхода постановления от ДД.ММ.ГГГГ. истец подлежала немедленному отселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома ввиду вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей.

Доводы администрации городского округа город Воронеж об отсутствии финансирования в настоящего времени, не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным обстоятельствам, кроме того, осуществление гражданами их жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ, и безопасность их жизни не могут быть положены в зависимость от финансирования ответчиком программ, по переселению граждан из аварийного жилья и отсутствия средств в бюджете муниципального образования.

          Согласно Порядка освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж, утвержденном Решением Воронежской городской Думы №250-11 от 27.11.2007г., в редакции решения №504-111 от 8.07.2011г., установлено, что граждане при переселении имеют право на предоставление равнозначного возмещения в натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения, что определено в п.5.1-5.3 Порядка…При этом, после предоставления собственникам равнозначного ранее занимаемому жилого помещения, ранее занимаемое помещение должно быть передано муниципальному образованию, так как фактически в данном случае имеет место мена.

          Вместе с тем, суд полагает, что требования истца о признании незаконным бездействия по не совершению действий в отношении земельного участка по адресу <адрес>, действий в соответствие с ч.10 ст.32 ЖК РФ, возложении обязанности по принятию в отношении <адрес> и земельного участка по адресу <адрес> решения об изъятии в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ не подлежат удовлетворению в силу того, что согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, то есть изъятие жилого помещения производится только в случае выкупа, а в данном случае речь о выкупе не идет и таких требований истцом не заявлялось. Кроме того, изъятие всего земельного участка на котором расположен многоквартирный дом по требования одного истца невозможно, так как может нарушить права других граждан, проживающих в данном доме, кроме того, реализация истцом своих прав путем предоставления другого жилого помещения взамен занимаемого, никаких не связано с изъятием земельного участка и может быть произведено без изъятия земельного участка.

          Требования истца о признании бездействия в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными суд считает подлежащими удовлетворению, так как администрацией как органом местного самоуправления не были исполнены требования закона о переселении граждан из аварийного подлежащего сносу многоквартирного жилого дома.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Признать бездействия администрации городского округа город Воронеж в неисполнении постановления администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными.

Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Федоровой <данные изъяты> в собственность на состав семьи три человека, благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади 16,30 кв. м, жилой – 16,30 кв.м., находящееся в границах городского округа город Воронеж.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2-751/2014 (2-5253/2013;) ~ М-5253/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федорова Ольга Станиславовна
Ответчики
АГО
Другие
Федоров Владимир Николаевич
Федоров Константин Владимрович
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
05.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2013Передача материалов судье
07.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.01.2014Предварительное судебное заседание
15.01.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2014Предварительное судебное заседание
18.03.2014Судебное заседание
14.04.2014Судебное заседание
16.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2014Дело оформлено
22.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее