№ 2-3027/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«3» июня 2014г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Ермаковой О.А.,
с участием:
представителя заявителя Гаврилова В.А. по доверенности Чернышовой Е.Э.,
представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Прокофьевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаврилова ФИО6 о признании незаконными бездействий Администрации городского округа город Воронеж по неисполнению постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в части расселения граждан из многоквартирного жилого дома <адрес>
у с т а н о в и л:
Гаврилов В.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что, он является собственником <адрес>. Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. было утверждено заключение городской Межведомственной комиссии № от 26.02.2012г. о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу; департаменту муниципальной собственности надлежало провести расселение граждан из данного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени постановление администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. не исполнено, расселение граждан не произведено; не предложен вариант о выкупной цене жилого помещения.
Гаврилов В.А. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя Гаврилова В.А. по доверенности Чернышова Е.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Прокофьева Е.В. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению; представила письменные возражения.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Согласно указанному Положению, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42).
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, сроки сноса домов должны быть разумными. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Гаврилов В.А. является собственником <адрес> (л.д. 13).
Заключением городской межведомственной комиссии № ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. указанное заключение межведомственной комиссии утверждено. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение граждан из указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Кроме того, как следует из текста ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
Согласно материалам дела, многоквартирный жилой дом включен подпрограмму «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная программа была разработана в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, распоряжением администрации городского округа город Воронеж №851-р от 27.09.2013г. «Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа город Воронеж», в целях повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к программной структуре расходов бюджета городского округа город Воронеж.
На основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке по искам граждан или прокурора.
Необходимо учитывать, что сроки отселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, зависят от сроков строительства новых многоквартирных жилых домов для переселения указанных граждан и соответственно от наличия источников финансирования данного строительства.
Кроме того, квартира, находящаяся в указанном выше аварийном доме и является собственностью заявителя, поэтому отселение их должно производиться с соблюдением установленного законом порядка.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 ФЗ от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Из материалов дела не усматривается каким именно правом желал воспользоваться заявитель: предоставлением благоустроенного жилого помещения либо выплатой выкупной цены за изымаемое жилое помещение. Как было указано представителем ответчика в судебном заседании и не опровергнуто представителем заявителя, соглашения о выкупе жилого помещения либо расселения с заявителем не было4 поскольку дом включен в долгосрочную программу, решение о выкупной цене не принималось.
Учитывая, что дом включен в адресную программу, администрацией предпринимаются необходимые меры по обеспечению жилищных прав заявителя. Требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения заявителем заявлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Гаврилова ФИО7 о признании незаконными бездействий Администрации городского округа город Воронеж по неисполнению постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в части расселения граждан из многоквартирного жилого <адрес> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
№ 2-3027/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«3» июня 2014г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Ермаковой О.А.,
с участием:
представителя заявителя Гаврилова В.А. по доверенности Чернышовой Е.Э.,
представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Прокофьевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаврилова ФИО6 о признании незаконными бездействий Администрации городского округа город Воронеж по неисполнению постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в части расселения граждан из многоквартирного жилого дома <адрес>
у с т а н о в и л:
Гаврилов В.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что, он является собственником <адрес>. Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. было утверждено заключение городской Межведомственной комиссии № от 26.02.2012г. о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу; департаменту муниципальной собственности надлежало провести расселение граждан из данного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени постановление администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. не исполнено, расселение граждан не произведено; не предложен вариант о выкупной цене жилого помещения.
Гаврилов В.А. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя Гаврилова В.А. по доверенности Чернышова Е.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Прокофьева Е.В. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению; представила письменные возражения.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Согласно указанному Положению, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42).
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, сроки сноса домов должны быть разумными. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Гаврилов В.А. является собственником <адрес> (л.д. 13).
Заключением городской межведомственной комиссии № ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. указанное заключение межведомственной комиссии утверждено. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение граждан из указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Кроме того, как следует из текста ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
Согласно материалам дела, многоквартирный жилой дом включен подпрограмму «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная программа была разработана в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, распоряжением администрации городского округа город Воронеж №851-р от 27.09.2013г. «Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа город Воронеж», в целях повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к программной структуре расходов бюджета городского округа город Воронеж.
На основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке по искам граждан или прокурора.
Необходимо учитывать, что сроки отселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, зависят от сроков строительства новых многоквартирных жилых домов для переселения указанных граждан и соответственно от наличия источников финансирования данного строительства.
Кроме того, квартира, находящаяся в указанном выше аварийном доме и является собственностью заявителя, поэтому отселение их должно производиться с соблюдением установленного законом порядка.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 ФЗ от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Из материалов дела не усматривается каким именно правом желал воспользоваться заявитель: предоставлением благоустроенного жилого помещения либо выплатой выкупной цены за изымаемое жилое помещение. Как было указано представителем ответчика в судебном заседании и не опровергнуто представителем заявителя, соглашения о выкупе жилого помещения либо расселения с заявителем не было4 поскольку дом включен в долгосрочную программу, решение о выкупной цене не принималось.
Учитывая, что дом включен в адресную программу, администрацией предпринимаются необходимые меры по обеспечению жилищных прав заявителя. Требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения заявителем заявлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Гаврилова ФИО7 о признании незаконными бездействий Администрации городского округа город Воронеж по неисполнению постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в части расселения граждан из многоквартирного жилого <адрес> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.