Дело № 2-912/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Костровой Т. В.
при секретаре судебного заседания ЛИЦО_2
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«**.**.**** года
гражданское дело по иску ЛИЦО_1 к Администрации г. Кемерово, Департаменту социальной поддержки населения Администрации Кемеровской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ЛИЦО_1 обратилась в суд с требованиями к Администрации г. Кемерово, где просит признать ответ Администрации г. Кемерово от **.**.****. незаконным; обязать ответчика предоставить ЛИЦО_1 меры социальной поддержки как ветерану труда.
Заявленные требования мотивированны тем, что она в период с января **.**.**** года по май **.**.**** года осуществляла свою трудовую деятельность и проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой ###.
Согласно удостоверению серии ### от **.**.****, выданному ГУ ФСИН России по Кемеровской области, она является пенсионером ведомственной пенсии по выслуге лет.
Согласно удостоверению серии Т-1 ### от **.**.****., выданному Администрацией Кемеровской области, в соответствии с распоряжением ### от **.**.****. она является ветераном труда, соответственно имеет права и льготы, представленные на условиях и в порядке, установленном ФЗ «О ветеранах».
Кроме того, за период службы на основании приказа МВД России ### от **.**.****. она была награждена медалью «### лет МВД России», что подтверждается удостоверением; согласно приказу Федеральной службы исполнения наказаний России от **.**.****. ### л/с была награждена медалью «За отличие в службе» ### степени, что подтверждается удостоверением; согласно приказу Министерства юстиции РФ № ###-к от **.**.****. была награждена медалью «За службу» ### степени, что также подтверждается удостоверением.
В связи с чем, **.**.****. ею было направлено письменное обращение в Центральный отдел социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово, с просьбой о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда.
Однако, в ответ на её обращение, ей отказано в предоставлении льгот и выплат как ветерану труда, в связи с тем, что она будет иметь право на меры социальной поддержки, только после оформления пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях».
Считает, что данное разъяснение, содержащееся в письменном ответе, не соответствует действующему законодательству и основано на неверном толковании норм материального права.
Истец ссылается, что в соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 данного закона ветеранами являются: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (подп.1 п.1), награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п.###7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья ### Закона Кемеровской области от **.**.**** ### «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области **.**.**** г.) соотносится с положениями Федерального закона «О ветеранах» и четко определяет круг лиц, кто может быть признан ветераном труда.
Согласно ст.### Закона Кемеровской области от **.**.****. ### «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области **.**.**** г.) предусмотрено, что ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
2) при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
3) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в любом городе Кемеровской области независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места их жительства;
4) снижение на 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
5) денежная выплата в размере 60 рублей за пользование услугами связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания;
6) ежемесячная денежная выплата в размере 100 рублей гражданам, являющимся абонентами сети фиксированной телефонной связи, независимо от типа абонентской линии (проводной линии, или радиолинии)
7) ежегодная денежная выплата в размере 100 рублей за услугу по предоставлению проводного радиовещания.
Ветеранам труда могут предоставляться иные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с другими законами Кемеровской области.
Таким образом, субъект РФ принял норму, в которой поставил присвоение звания «Ветеран труда» в зависимость от факта установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения трудовой деятельности, а получающим пенсию по иным основаниям - от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. На что и указал Ответчик в письменном ответе от **.**.**** года.
При этом п.1 ст.7 Федерального закона от **.**.**** №###ФЗ «О ветеранах» не содержит таких требований к лицам, признаваемым ветеранами труда в Российской Федерации. Соответственно, отказ в предоставлении мне мер социальной поддержки, содержащийся в ответе Администрации г. Кемерово от **.**.****. года, основанном на нормативном правовом акте, принятом органом исполнительной власти Кемеровской области во исполнение соответствующего федерального закона и закона субъекта, установил норму, ограничивающую права неопределенного круга лиц, в том числе и меня, на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии критериев,
установленных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от **.**.**** №**.**.****-Ф «О ветеранах», что считает нарушением ее прав и законных интересов, как лица, имеющего право на получение мер социальной поддержки как ветерану труда.
Определением суда от **.**.****. к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
Истец ЛИЦО_1 заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Кемеровской области, действующая также и в интересах Департамента социальной защиты населения Кемеровской области ЛИЦО_3, действовавшая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать, в порядке ст. ### ГПК РФ представила суду мотивированные возражения, который судом приобщен к материалам дела.
Представитель Администрации г. Кемерово ЛИЦО_4, действующая на основании доверенности, также просила в иске отказать, представила суду в порядке ст. 35 ГПК РФ мотивированные возражения.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям. Судом установлено, что ЛИЦО_1 в период с января 1984 года по май 2013 года осуществляла трудовую деятельность и проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой АТ###
Согласно удостоверению серии ### от **.**.****, выданному ГУ ФСИН России по Кемеровской области, она является пенсионером ведомственной пенсии по выслуге лет.
Согласно удостоверению серии Т-1 ### от **.**.****., выданному Администрацией Кемеровской области, в соответствии с распоряжением ### от **.**.****. она является ветераном труда, соответственно имеет права и льготы, представленные на условиях и в порядке, установленном ФЗ «О ветеранах».
За период службы на основании приказа МВД России ### от **.**.****. она была награждена медалью «200 лет МВД России», что подтверждается удостоверением; согласно приказу Федеральной службы исполнения наказаний России от **.**.****. ### л/с была награждена медалью «За отличие в службе» 2 степени, что подтверждается удостоверением; согласно приказу Министерства юстиции РФ № ### **.**.****. была награждена медалью «За службу» 3 степени, что также подтверждается удостоверением.
**.**.****. ЛИЦО_1 обратилась в Администрацию г. Кемерово по вопросу предоставления мер социальной поддержки как ветерану труда.
Администрацией г. Кемерово в лице Центрального отдела Управления социальной защиты населения **.**.****. в адрес ЛИЦО_1 направлен ответ, где отказано ЛИЦО_1 в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием страхового стажа – не менее 5 лет.
Истец полагает, что имеет право на предоставление социальных льгот, которые предоставляются ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» №5-ФЗ от **.**.****. и Законом кемеровской области от **.**.****. №###-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда».
Однако, суд считает, что ЛИЦО_1 неверно толкует нормы действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется, а отказ Администрации г. Кемерово является законным и обоснованным.
Согласно ст. 7 Федерального закона от **.**.****. №###-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются, в том числе, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 13 ФЗ «О Ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг;
5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 ФЗ «О ветеранах»).
Из этого следует, что поскольку до **.**.**** ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным законодательным положением в субъектах Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы.
В статье 4 Закона Кемеровской области от **.**.****. ### «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» перечислены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсионерам силовых ведомств пенсия (страховая часть) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (мужчины - 60 лет, женщины-55 лет), и наличия страхового стажа не менее 5 лет.
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от **.**.****. № ###ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (введен Федеральным законом от **.**.****. № ###ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»), установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от **.**.****. № ### введенной Федеральным законом от **.**.****. №###-ФЗ, лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от **.**.****. № ### «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от **.**.****. право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Федеральный закон от **.**.****. № ###-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (**.**.****г.). Однако изменения, внесенные в военно-пенсионное законодательство, в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», распространяются на правоотношения, возникшие с **.**.****
Данное обстоятельство обусловлено тем, что с **.**.****г. в Российской Федерации было введено новое законодательство, регламентирующее условия, нормы установления и порядок выплаты трудовых пенсий. В соответствии с ним право на трудовую пенсию у граждан Российской Федерации возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии Федеральным законом от **.**.****г. № ###-ФЗ не все военные пенсионеры имеют право на получение страховой части трудовой пенсии, а только те, которые достигли пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), и имеющие официальный страховой стаж не менее пяти лет.
Страховой стаж – это периоды работы, когда работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за своего работника (ст. ### ФЗ от **.**.****. №###ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).
Следовательно, чтобы получать трудовую пенсию после увольнения с военной службы, необходимо не только пять лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Служба в органах МВД РФ в страховой стаж не включается, так как в соответствии с Федеральным законом ### сотрудники органов МВД РФ подлежат особому пенсионному обеспечению, не основанному на принципе страхования.
Согласно ч. ### Федерального закона ### от **.**.****. выплата пенсий военнослужащим за выслугу лет обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется федеральными органами исполнительной власти. К ним относятся, в том числе, Министерство внутренних дел РФ.
Таким образом, поскольку у ЛИЦО_1 отсутствует необходимый страховой стаж (5 лет), то и отсутствуют правовые основания для назначения трудовой пенсии по старости.
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, нормы закона, суд считает, что исковые требования ЛИЦО_1 о предоставлении ей мер социальной поддержки, которые предусмотрены для ветеранов труда, удовлетворению не подлежат, так как основаны на неверном толковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ### ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░_1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ **.**.**** ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.