Дело № 2-184/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Палатовой Т.В.
при секретаре Фомичевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кохановой П.М., Слугинной С.А., Васильева В.А., Васильевой Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Березовской Е.В., к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области о признании права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л :
Коханова П.М., Слугина С.А., Васильев В.А., Васильева Т.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Березовской Е.В., обратились в суд с иском к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, заявляя следующие требования: установить факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, в результате которой данное жилое помещение было утрачено; включить истцов в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
В обоснование заявленных требований указали, что Коханова П.М., Слугина С.А., Васильев В.А., Васильева Т.А., Березовская Е.В. постоянно без регистрации проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Кохановой П.М., другого жилья, пригодного для проживания, они не имеют. В соответствии с фактическими обстоятельствами, 05 августа 2013 года в Благовещенском районе Амурской области произошло стихийное бедствие – наводнение, в результате чего жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. На день объявления чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении постоянно проживали следующие лица: Коханова П.М., Слугина С.А., Васильев В.А., Васильева Т.А., Березовская Е.В., что подтверждается регистрацией по месту жительства и решением суда. Как лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, Коханова П.М., Слугина С.А., Василеьв В.А., Васильева Т.А., Березовская Е.В. имеют право на получение мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. Вместе с тем, отсутствие документов, подтверждающих факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации является препятствием для получения указанной социальной выплаты. Министерством социальной защиты населения было отказано Кохановой П.М. в предоставлении данной социальной выплаты, на том основании, что факт постоянного проживания ее и членов ее семьи – Слугиной С.А., Васильева В.А., Березовской Е.В., Васильевой Т.А. в утраченном жилом помещении документально не подтвержден.
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили заявленные требования, просили суд: признать право Кохановой П.М. с учетом членов ее семьи Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В. на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить на министерство социальной защиты Амурской области обязанность выдать Кохановой П.М. с учетом членов ее семьи Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
При этом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Березовский В.Б.
Истцы Слугина С.А., Васильев В.А. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.
Истцы Коханова П.М., Васильева Т.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили суд признать право Кохановой П.М. с учетом членов ее семьи Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В. на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить на министерство социальной защиты Амурской области обязанность выдать Кохановой П.М. с учетом членов ее семьи Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Дополнительно пояснили суду, что все истцы проживают в <адрес> с лета 2002 года по настоящее время.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО37 в судебном заседании пояснила, что механизм предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья урегулирован Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520. Для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья граждане должны обратиться с письменным заявлением в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по месту жительства и предоставить определенный Правилами пакет документов. Коханова П.М. обратилась с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение жилья в ГКУ-УСЗН по г. Благовещенск и Благовещенскому району в ноябре 2013 года, в заявлении указала состав семьи из 6 человек. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья министерства (далее –Комиссия) ее заявление было рассмотрено и вынесено решение об отказе в предоставлении социальной выплаты Кохановой П.М. и членам ее семьи. Основанием для отказа в предоставлении истцу социальной выплаты послужило то обстоятельство, что Кохановой П.М. не были представлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на день объявления режима ЧС в отношении себя, дочери и внуков, что противоречит требованиям пункта 2 Правил. Пунктом 2 раздела I Правил определено, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания. Согласно пункту 3 раздела I Правил, факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке. Вышеизложенные обстоятельства подтверждают, что министерство социальной защиты населения Амурской области, при рассмотрении заявления Кохановой П.М. на получение социальной выплаты на приобретение жилья действовало в соответствии с нормами действующего законодательства и принимало законные и обоснованные решения об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи социальной выплаты. В силу ст. 56 ГПК РФ, истцы должны доказать те обстоятельства, на которых они ссылаются в обосновании своих доводов, а следовательно представить в суд неопровержимые доказательства проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС, подкрепив их показаниями свидетелей. Также пояснила суду, что решение о признании права граждан на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья принимается Комиссией, в силу чего министерство социальной защиты населения возражает против удовлетворения требований истцов о признании права на получение социальной выплаты и возложении на министерство обязанности выдать свидетельство. Кроме того, пунктом 9 раздела 2 Правил предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство в течение 3 рабочих дней с момента его принятия в письменной форме запрашивает у гражданина документы, подтверждающие отказ от прав собственности на утраченное жилье (и от прав на земельный участок) (зарегистрированный в установленном порядке договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилья (земельного участка); либо справку бюро технической инвентаризации об отсутствии утраченного жилья на земельном участке и документы, подтверждающие отказ от прав на указанный земельный участок). В течение 10 дней со дня получения от гражданина запрашиваемых документов министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. В проект распоряжения не включаются граждане, не представившие запрошенные документы. Таким образом, в настоящее время истцами не соблюден установленный Правилами порядок предоставления социальной выплаты на строительство приобретение жилья. На основании изложенного, министерство социальной защиты населения Амурской области просит суд отказать истцам в удовлетворении требований.
Представитель ответчика администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области ФИО38 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, дополнительно пояснила суду, что Коханова П.М., Слугина С.А., Васильев В.А., Васильева Т.А., Березовская Е.В., Березовский С.Б. действительно проживают <адрес>
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Минстрой России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о дате и времени судебного заседания были уведомлены должным образом.
Выслушав истцов, представителя министерства социальной защиты населения Амурской области, представителя администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 520 от 28 октября 2013 года (далее по тексту – Правила), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья при условии отказа гражданами – собственниками утраченного жилья от прав на утраченное жилье и земельный участок, на котором такое жилье расположено.
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 4 установлено, что в целях настоящих Правил члены семьи, совместно проживавшие с собственником утраченного жилого помещения, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае если собственник жилого помещения не проживал по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Разделом II Правил установлено, что размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления пострадавшим гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из 2 человек и по 18 кв.м. – на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади жилья, установленной правовым актом органа местного самоуправления на территории муниципального образования, на которой проживал гражданин, но не более: 25000 рублей для сельских поселений Архаринского, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Ромненского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского и Шимановского районов и 30000 рублей для городских округов (городов), поселков городского типа, поселений Благовещенского, Ивановского и Тамбовского районов – на цели в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 2 настоящего раздела; 30000 рублей – на цели в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего раздела.
При расчете размера социальной выплаты не учитываются граждане, имеющие в собственности или на условиях социального найма иное жилье, пригодное для проживания.
Для получения социальной выплаты гражданин-собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее-заявитель), подает в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее – ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области (далее – министерство).
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении;
б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);
в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);
д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);
е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);
ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя).
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации из регистрационной службы организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее – комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством.
По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.
В случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство в течение 3 рабочих дней с момента его принятия в письменной форме запрашивает у гражданина документы, подтверждающие отказ от прав собственности на утраченное жилье (и от прав на земельный участок) (зарегистрированный в установленном порядке договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилья (земельного участка); либо справку бюро технической инвентаризации об отсутствии утраченного жилья на земельном участке и документы, подтверждающие отказ от прав на указанный земельный участок).
В течение 10 дней со дня получения от гражданина запрашиваемых документов министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. В проект распоряжения не включаются граждане, не представившие запрошенные документы.
Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются: а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I настоящих Правил; б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего раздела Правил; в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения).
Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее - свидетельство) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Таким образом, лицо, претендующее на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья должно отвечать определенным требованиям: не иметь в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения; являться собственником утраченного жилого помещения или членом семьи собственника; постоянно проживать в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты. При этом лица, претендующие на выплату должны являться членами семьи собственника жилого помещения и не иметь иного пригодного для проживания жилого помещения.
Как установлено судом, Коханова П.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для возникновения права является договор купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обследования помещения № 549/2 от ДД.ММ.ГГГГ и заключению межведомственной комиссии № 549 от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе квартира № 2 в указанном доме, признан непригодным для постоянного проживания в результате подтопления, аварийным и подлежащим сносу.
Из выписки из протокола заседания комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (далее по тексту – Комиссия), от ДД.ММ.ГГГГ, письма министерства социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ, а так же документов, предоставленных министерством социальной защиты населения <адрес>, следует, что Коханова П.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением на получение социальной выплаты на строительство жилья, с учетом членов ее семьи: Васильева Т.А. – дочь, Березовский В.Б. – зять, Слугина С.А. – внучка, Васильев В.А. – внук, Березовская Е.В. - внучка. Комиссией было принято решение об отказе в предоставлении Кохановой П.М. указанной социальной выплаты в связи с тем, что не подтвержден факт постоянного проживания заявителя и членов ее семьи в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, а так же в связи с тем, что зять и внуки не являются членами семьи собственника жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Исследуя вопрос о наличии у Кохановой П.М. права на получение социальной выплаты на строительство жилья с учетом членов ее семьи: Васильевой Т.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Васильева В.А., Березовской Е.В., суд приходит к следующему.
Как следует из копий паспортов, Васильева Т.А., Слугина С.А., Коханова П.М., Васильев В.А., зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из свидетельств о регистрации граждан по месту пребывания следует, что Васильева Т.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, совместно с детьми Слугиной С.А., Васильевым В.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по этому же адресу совместно с несовершеннолетними детьми Березовской Е.В., Слугиной С.В., Васильевым В.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совместно с Березовской Е.В. и Васильевым В.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Слугина С.А. так же была зарегистрирована по данному адресу по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Васильев В.А. – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3 года; Березовская Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3 года.
Согласно справке администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1956 Слугина С.А. фактически проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Аналогичные справки даны администрацией Гродековского сельсовета в отношении Березовской Е.В., Васильева В.А., Васильевой Т.А., Кохановой П.М.
Согласно справке администрации Гродековского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 147 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирован и постоянно проживает Березовский В.Б.; Васильева Т.А., Слугина С.А., Васильев В.А., Березовская Е.В., проживают постоянно по временной регистрации.
Сведения о регистрации указанных лиц по месту жительства и месту пребывания подтверждены так же соответствующими отметками в домовой книге.
Факт постоянного проживания Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В., Кохановой П.М. подтверждается так же показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля Емельяновой В.М., которая пояснила, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, проживают с 2002 года Васильева Т.А. с мужем Березовским В.Б., тремя детьми и матерью Кохановой П.М.
Согласно решению суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-1430/2013 по иску Кохановой П.М. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, Коханова П.М. на момент чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года на территории Гродековского сельсовета проживала по адресу: <адрес>, в силу чего она признана пострадавшей в результате вышеуказанной чрезвычайной ситуации.
Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-1783/2013 Слугина С.А., Васильев В.А., Березовский В.Б., Березовская Е.В., признаны членами семьи Кохановой П.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 00-00-4001/5001/2014-3005, № 00-00-4001/5001/2014-3015, уведомлениям Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № 00-00-4001/5001/2014-3036, № 00-00-4001/5001/2014-3043, № 00-00-4001/5001/2014-3017, и № 00-00-4001/5001/2014-3028 за Кохановой П.М., Васильевой Т.А., Березовским В.Б., Слугиной С.А., Васильевым В.А., Березовской Е.В. не зарегистрировано права собственности на какие-либо иные объекты недвижимости – жилые помещения.
Согласно информации администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, Коханова П.М., Васильева Т.А., Васильев В.А., Слугина С.А., Березовская Е.В., Березовский В.Б. не имеют в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.
Учитывая изложенное, суд считает, что истцами представлено достаточно доказательств, того, что Коханова П.М., Слугина С.А,, Васильев В.А., Васильева Т.А., Березовский В.Б., Березовская Е.В., с 2002 года проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что позволяет сделать вывод о проживании их в данном жилом помещении постоянно, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, иного пригодного для проживания жилого помещения они не имеют, являются членами одной семьи, в силу чего Коханова П.М. с учетом членов ее семьи: Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В., имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, а следовательно требования истцов о признании права Кохановой П.М. с учетом членов ее семьи Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В. на получение социальной выплаты на приобретение жилья подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 10 Правил в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство в течение 3 рабочих дней с момента его принятия в письменной форме запрашивает у гражданина документы, подтверждающие отказ от прав собственности на утраченное жилье (и от прав на земельный участок) (зарегистрированный в установленном порядке договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилья (земельного участка); либо справку бюро технической инвентаризации об отсутствии утраченного жилья на земельном участке и документы, подтверждающие отказ от прав на указанный земельный участок).
Из данных положений следует, что условием для получения социальной выплаты является предварительное отчуждение собственности гражданина.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Предусмотренное п. 10 Правил требование о предварительном отчуждении имущества является одним из условий получения социальной выплаты для обеспечения жильем в связи с утратой единственного жилого помещения, где гражданин проживал, в результате чрезвычайной ситуации. С учетом характера социальной выплаты, установленной в целях защиты жилищных прав граждан, утративших единственное жилье, данное условие по своей правовой природе носит принудительный характер. В связи с этим исходя из положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ это требование не может носить предварительной, до фактического предоставления выплаты, характер.
В связи с этим требование п. 10 Правил в части предварительного отчуждения жилого помещения и земельного участка не может препятствовать реализации права на получение социальной выплаты.
В судебном заседании Коханова П.М. подтвердила, что согласна на принятие на себя обязательства на сдачу принадлежащего ей на праве собственности жилья, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка расположенного по этому адресу, взамен на предоставление ей и членам ее семьи социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного.
В материалы дела Кохановой П.М. так же предоставлена копия договора передачи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих Кохановой П.М. на праве собственности, в собственность муниципального образования Гродековский сельсовет.
Таким образом, суд так же считает подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области выдать Кохановой П.М. с учетом членов семьи: Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского В.Б., Слугиной С.А., Березовской Е.В. свидетельство на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кохановой П.М., Слугинной С.А., Васильева В.А., Васильевой Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Березовской Е.В., к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области о признании права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – удовлетворить.
Признать право Кохановой П.М. с учетом членов семьи: Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского Вадима Борисовича, Слугинной С.А., Березовской Е.В., проживавших в утраченном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Амурской области выдать Кохановой Полине Михайловне с учетом членов ее семьи: Васильевой Т.А., Васильева В.А., Березовского Вадима Борисовича, Слугинной С.А., Березовской Е.В., свидетельство на приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: