Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 24 октября 2016 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной Т.А.
при секретаре Бурда Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-1275/2016 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц, Администрации Зябинского муниципального образования к Товариществу собственников недвижимости «Сибиряк» о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района в интересах неопределенного круга лиц, Администрации Зябинского муниципального образования (далее Администрации Зябинского МО) обратился в суд к Садоводческому некоммерческому товариществу «Сибиряк» о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства.
Определением суда от **.**.**** произведено переименование ответчика на Товарищество собственников недвижимости «Сибиряк» (далее ТСН «Сибиряк»).
В обоснование требований указали, что Прокуратурой района с привлечением специалистов Управления Росреестра по Иркутской области проведена проверка по обращению ФИО2 об использовании публичным акционерным обществом «Мобильные ТелеСистемы» земельного участка расположенного по адресу: ....
ТСН «Сибиряк» (зарегистрировано 08.07.2002, ОГРН 1023802312049).
В соответствии с Уставом ТСН «Сибиряк», товарищество создано в целях реализации членов товарищества своих прав на получение садовых или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
В ходе проверки установлено, что по сведениям автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости установлено, что земельный участок площадью 484365 кв.м., расположенный по адресу: ... поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером *** Данный земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садоводство, огородничество.
ТСН «Сибиряк» вышеназванный земельный участок предоставлен площадью 48, 52 га для коллективного садоводства, что подтверждается государственным актом на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ***, зарегистрированным в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за ***.
По сведениям единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что сведения о зарегистрированных правах либо ограничениях как в пользу ТСН «Сибиряк», так и в пользу третьих лиц на вышеуказанный земельный участок отсутствуют.
В ходе обследования установлено, что на земельном участке, расположенном у юго-западной границы земельного участка ТСН «Сибиряк», предназначенного для садоводства, огородничества, на землях сельскохозяйственного назначения, возведено антенно-мачтовое сооружение на бетонном фундаменте высотой примерно 30 м. Земельный участок по обмеру составил 73, 96 кв.м., по периметру огорожен забором, доступ ограничен.
Разрешений на строительство антенно-мачтового сооружения у собственника земельного участка, расположенного по адресу: ..., не имеется.
Часть земельного участка общего пользования членов ТСН «Сибиряк», расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** ТСН «Сибиряк» предоставило юридическому лицу – открытому акционерному обществу «Мобильные Телесистемы» для размещения оборудования базовой станции сотовой радиотелефонной связи в соответствии с договором возмездного оказания услуг по обеспечению размещения и функционирования оборудования связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» *** от **.**.****.
Указанные выше факты подтверждаются заключением заместителя главного государственного инспектора ... и ... по использованию и охране земель от **.**.****.
Согласно пп.8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1. ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способам, которые не должны наносить вред окружающей среде, в т.ч. земле как природному объекту.
Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков и землепользователями только в соответствии с установленным назначением.
Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации данные полномочия находятся в компетенции Правительства Российской федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, использование земельного участка в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении. Использование земельного участка для других целей возможно после изменения вида разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В соответствии с Уставом ТСН «Сибиряк», предметом деятельности данного товарищества является регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Целью деятельности товарищества является реализация членами товарищества своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также удовлетворение потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Для выполнения уставных целей товарищество осуществляет следующие виды деятельности:
- растениеводство, выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, иных культур, не включенных в другие группировки;
- овощеводство; декоративное садоводство, выращивание фруктов, орехов, культур для производства напитков и пряностей, выращивание плодовых и ягодных культур, выращивание посадочного материала плодовых насаждений;
- разведение крупного рогатого скота, разведение свиней, разведение сельскохозяйственной птицы, разведение пчел, разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы;
- растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство);
- подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
- сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Таким образом, размещение базовой станции сотовой радиотелефонной связи на земельном участке сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.
Следовательно, использование земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** под размещение базовой станции не соответствует его целевому назначению.
Определить круг лиц, чьи права нарушаются и могут быть нарушены в результате установки и использования базовой станции сотовой радиотелефонной связи не представляется возможным, так как ежегодно количество проживающих граждан в муниципальном образовании изменяется.
Просил с учетом уточнений обязать ТСН «Сибиряк», ОГРН 1023802312049 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения земельного законодательства, а именно освободить земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер *** предназначенный для садоводства, огородничества от возведённого антенно-мачтового сооружения на бетонном фундаменте высотой 30 метров.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям иска.
Представитель ответчика ТСН «Сибиряк» Вербовецкий А.И., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и суду пояснил, что в исковом заявлении прокурором Братского района не указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено.
Прокурором указано, что разрешение на строительство антенно-мачтового сооружения у собственника земельного участка, расположенного по адресу: ..., не имеется. При этом антенно-мачтовое сооружение объектом капитального строительства не является.
К объектам капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п. 10 ст. 1) относятся строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек. Согласно ст. I «Градостроительного кодекса РФ» под термином «строительство» понимается создание зданий, строений, сооружений; под термином «объекты капитального строительства» здание, строение, сооружение, строительство которых не завершено, кроме временных объектов.
Сборку и монтаж антенно-мачтового сооружения производил собственник ПАО «МТС», в соответствии с договором между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и СНТ «Сибиряк» от **.**.****, согласно предмета договора СНТ «Сибиряк» предоставило ОАО «Мобильные ТелеСистемы» земельный участок для размещения оборудования бесперебойной связи. Деятельность ПАО «Мобильные ТелеСистемы» по сборке «башни связи» не является градостроительной деятельностью, так как термины «строительство» и «объект капитального строительства» неприменимы к движимым и временным конструкциям. Антенные опоры базовой сотовой станции не проходят этапа инвентаризации в органе технической инвентаризации объектов недвижимости. Отсутствие инвентаризации объекта и проведение в отношении него технического учета само по себе является подтверждением не отнесения законодательством РФ этого объекта к недвижимому имуществу.
Согласно п.2 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочие связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно.
Сборно-разборные металлические башни и мачты сотовой и (или) радиорелейной связи, устанавливаемые ОАО «Мобильные ТелеСистемы» по своим характеристикам являются переносимыми (временными) постройками и не относятся к объектам капитального строительства. Какие-либо нормативно-правовые акты, относящие сборно-разборные металлические башни и мачты сотовой и/или радиорелейной связи к объектам недвижимости, отсутствуют. Таким образом, «башни связи» являются временными (переносными) постройками которые могут перемещаться без несоразмерного ущерба назначению.
Учитывая характер монтажных соединений антенно-мачтового сооружения, конструкция может быть монтирована и собрана многократно без изменения проектных качеств конструкций, без несения несоразмерного ущерба ее назначению.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению не возможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, движимые вещи - это вещи, перемещение которых в пространстве возможно без несоразмерного ущерба их назначению.
Действия по монтажу оборудования опоры связи являются законными, с точки зрения градостроительного и земельного законодательства.
Статья 260 ГК РФ определяет права собственников земельных участков, а именно лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, постольку поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Передача части земельного участка является правом собственника, а ограничение прав собственника является грубым нарушением основополагающих правовых норм Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ и ст. 35 Конституции РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Представитель ответчика ТСН «Сибиряк» Некрасов А.А., действующий по должности исковые требования не признал и поддержал пояснения представителя по доверенности Вербовецкого А.И.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управления Росреестра по Иркутской области Шпет О.Э., действующая на основании доверенности суду пояснила, что специалисты Управления Росреестра по Иркутской области совместно с прокуратурой Братского района принимали участие в проверке законности размещения на землях общего пользования ТСН «Сибиряк» вышки сотовой связи ПАО «МТС». В результате проверки было выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании части земельного участка площадью 73,96 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенному использованию. Однако, **.**.**** главным государственным инспектором г.Братска и Братского района по использованию и охране земель было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «МТС» по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее ПАО «МТС») Алексапольская Н.Л., действующая на основании доверенности суду пояснила, что *** размещена на земельном участке с кадастровым номером *** правомерно.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населенных пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с Градостроительным кодексом территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования отнесен к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Градостроительный регламент на территории Зябинского сельского поселения установлен Правилам землепользования и застройки Зябинского муниципального образования, утв. решением думы Зябинского сельского поселения от **.**.**** ***.
Согласно указанного регламента земельный участок с кадастровым номером *** относится к территориальной зоне СХ1 - зона ведения садоводства в соответствии с подразделом 7.3 ПЗЗ Зябинского муниципального образования.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть:
1) основным видом разрешенного использования;
2) условно разрешенным видом использования, требующим предоставления разрешения;
3) вспомогательным видом разрешенного использования, допустимым только в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемым совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий) выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются для каждой территориальной зоны.
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть установлены из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не включённых в основные виды разрешенного использования.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с подразделом 7.4 данного ПЗЗ Зябинского муниципального образования.
В соответствии с подразделом 7.4 ПЗЗ Зябинского муниципального образования применительно ко всем территориальным зонам устанавливаются следующие вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
объекты сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), электрических сетей, сети газоснабжения, сети связи.
В соответствии с п. 24 ст.2 Федерального закона «О связи» под сетью связи понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
А в соответствии с п.7 ст. 2 Федерального закона «О связи» под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
Линия передач — устройство, ограничивающее область распространения электромагнитных колебаний и направляющее поток радиочастотной электромагнитной энергии в заданном направлении. Термин линия передачи употребляется в радиочастотной технике, использующей электромагнитные колебания таких частот, для которых должен учитываться их волновой характер (например, если говорят о передаче электрической энергии промышленной частоты, то употребляется термин линия электропередачи. Если говорят целиком о физическом канале передачи сигнала от источника до потребителя, включающем, например, передающее антенно-фидерное устройство, среду распространения и приемное антенно-фидерное устройство, то говорят о линии связи (например, радиорелейной линии связи).
На АМС, по адресу: ..., ТСН «Сибиряк», кадастровый номер ***, установлено приемо-передающее оборудование радиорелейной линии, что подтверждает рабочая документация на строительство базовой станции ***.
Кроме того, в соответствии с аб.3 п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Данное правило указано и в п.7.1.2 ПЗЗ Зябинского муниципального образования.
01 сентября 2014 года Министерством экономического развития РФ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (приказ №540). Классификатор подразделяет земельные участки по видам использования на 13 групп, следовательно устанавливает для чего предназначены те или иные земли. Министерство экономического развития в данном классификаторе определило, что может делать собственник на своей земле.
П. 1.5 классификатора предусмотрен вид разрешенного использования -садоводство-осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В классификаторе Минэкономразвития также указало (классификатор, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540):.. .любой из перечисленных в Классификаторе видов разрешенного использования допускает... размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
БС не является капитальным объектом. В рассматриваемом деле Башня связи представляет собой модульную разборную конструкцию высотой 30 метров, предназначенную для размещения оборудования связи, принимающего и передающего сигнал в сети подвижной радиотелефонной связи ПАО «МТС», что подтверждается, в частности, имеющейся в материалах дела проектной документацией.
Иными словами, на опоре размещены линии передачи, которые организованы путем установки радиомодулей, посредством которых передается сигнал на другие базовые станции, в противном случае данная станция не может быть использована для оказания услуг связи. В свою очередь базовая станция, как единый сложный объект является составной частью линии связи.
ФЗ «О связи» устанавливает, что линейно-кабельные сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (п.27 ст.2). Базовая станция №38-668 не является объектом, созданным для размещения кабелей связи. Данная конструкция возведена для размещения на ней радиоэлектронных средств. Более полно дано понятие линейно-кабельным сооружениям, являющимся объектами недвижимого имущества и подлежащими государственной регистрации в Постановлении Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 (Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно- кабельные сооружения связи). Ни под одно из этих определений базовая станция, являющаяся предметом спора, не подпадает.
У спорного объекта отсутствуют признаки/элементы капитальности. БС представляет собой пространственную сборно-разборную конструкцию, возможен ее неоднократный демонтаж, перевозка на другое место с последующей установкой с сохранением конструктивных элементов без ухудшения эксплуатационных качеств и проектных характеристик, без потери технических свойств и технологических функций; БС не является сооружением, прочно связанным с землей, перемещение которого без нанесения несоразмерного ущерба его назначению было бы невозможно. БС является временной постройкой.
Базовая станция является социально-значимым объектом, важной частью инженерной инфраструктуры в Зябинском муниципальном образовании, обеспечивающей различные сферы жизнедеятельности общества, в т.ч. предоставляющей возможность вызовов экстренных служб и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
**.**.**** Главным государственным инспектором г. Братска и Братского района по использованию и охране земель, в чей функционал входит анализ земельного законодательства, были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении в отношении ПАО «МТС» об использовании части земельного участка площадью 73,6 кв.м., расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ***, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешённому использованию, путем установки АМС на бетонном фундаменте. Было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На стадии проектирования размещения любой Базовой станции сотовой связи проводится проектная экспертиза со стороны Роспотребнадзора и выдается соответствующее свидетельство. В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением *** от **.**.**** проект расчета санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки передающего радиотехнического объекта базовой станции сотовой связи *** филиала ПАО «МТС» в Иркутской области по адресу: Иркутская область, Братский район, сад. «Сибиряк» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов»).
После возведения Базовой станции Роспотребнадзор проводит натуральные испытания. В результате проведения натурных испытаний спорного объекта Роспотребнадзор по Иркутской области установил, что Базовая станция соответствует СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07 «Изменение 1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03», а именно:
- организация санитарно - защитной зоны для данного ПРТО не требуется;
- протяженность зоны ограничения застройки при максимальной проектной мощности, проводимой к антеннам, составит:.. .................... по азимуту излучения РРС 47 град, на расстоянии 57.3 м на высоте 26,9 м. от уровня земли в пределах ширины диаграммы направленности антенн, то есть базовая станция соответствует всем санитарным нормам.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Администрации Зябинского муниципального образования Парсегова Г.В., действующая на основании доверенности суду пояснила, что ТСН «Сибиряк» территориально находится на землях Зябинского муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 1Э7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Правила землепользования и застройки Зябинского муниципального образования утверждены решением Думы Зябинского сельского поселения от **.**.**** ***.
Земельный участок с кадастровым номером *** площадью 484365 кв.м, предоставлен ТСН «Сибиряк» в соответствии с государственным актом на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ***. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием -садоводство, огородничество. Таким образом, указанный земельный участок муниципальной собственностью Зябинского муниципального образования не является. Собственник данного участка - это ТСН «Сибиряк».
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ст. 15 Земельного кодекса РФ). Согласно ст. 206 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (ст. 261 ГК РФ).
В исковом заявлении прокурора Братского района указано: в ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном у юго-западной границы земельного участка ТСН «Сибиряк», предназначенного для садоводства, огородничества, на землях сельскохозяйственного назначения, возведено антенно-мачтовое сооружение на бетонном фундаменте высотой примерно 30 м.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» п. 1.3 классификатора предусматривает вид разрешенного использования овощеводство - осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц; п. 1.5. - садоводство - осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Кроме того, указанный приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 указывает, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По мнению Главгосэкспертизы, мачты и башни сотовой и радиорелейной связи являются сооружениями связи. Однако, зарегистрировать права удается не на все из них, поскольку было дано заключение ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи", в котором указано, что АМС, установленное на фундаменте и крепящееся к нему посредством болтового соединения, - движимое имущество. Таким образом, АМС становятся временными постройками, которые не подпадают под действие ст. 36 ЗК РФ (Статья: Актуальные проблемы создания нового объекта недвижимости (Жаркова О.А.) ("Закон", 2012, N 1) КонсультантПлюс).
Установка БС *** обусловлена тем, что в СНТ «Сибиряк» необходима телефонная связь, в том числе и для вызова экстренных служб (скорая помощь, пожарные, полиция) и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, то есть является социально-значимой для членов СНТ «Сибиряк». Базовая станция не наносит вред здоровью граждан.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, Уставу Товарищество собственников недвижимости «Сибиряк» является юридическим лицом.
Согласно Уставу ТСН «Сибиряк» является добровольным объединением граждан – собственников дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков, созданным ими для совместного использования имущества (вещей). Предметом деятельности Товарищества является совместное использование имущества (вещей), в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, и управление им в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом – дачные дома, садоводческие, огороднические или дачные земельные участки и т.п.
Согласно пп.8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1. ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Договору возмездного оказания услуг по обеспечению размещения и функционирования оборудования связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» *** от **.**.****, заключенному между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и СНТ «Сибиряк», садоводческое товарищество оказывает Обществу комплекс услуг по обеспечению бесперебойного функционирования оборудования базовой станции сотовой радиотелефонной связи (далее – БС), принадлежащей Обществу по адресу: ..., а именно: предоставляет возможность размещения оборудования БС по указанному адресу, согласно план – схеме с возможностью установки антенн на крыше указанного здания; обеспечивает условия для бесперебойной работы оборудования БС.
Из заключения заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по использованию и охране земель Шпет О.Э. о результатах проверки земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** от **.**.**** следует, что выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании части земельного участка площадью 73,96 км, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ***, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенному использованию. За данный вид нарушения предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ.
Согласно постановлению главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по использованию и охране земель о прекращении производства по делу об административном правонарушении от **.**.**** прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ПАО «Мобильные «ТелеСистемы» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием административного правонарушения.
Из справки прокуратуры Братского района о результатах исполнения ПАО «Мобильные ТелеСистемы» законодательства о землепользовании от **.**.**** следует, что использование земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** по размещению базовой станции не соответствует его целевому назначению.
Согласно п. 7.4 Правил землепользования и застройки Зябинского муниципального образования, утвержденных решением Думы Зябинского сельского поселения от **.**.**** *** применительно ко всем территориальным зонам устанавливаются следующие вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: объекты сети инженерно – технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), электрических сетей, сети газоснабжения, сети связи.
Градостроительным законодательством установлено одно существенное ограничение использования вспомогательного вида разрешенного использования – данный вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка должен использоваться как дополнительный по отношению к основному виду разрешенного использования и условному разрешенному виду использования и осуществляться совместно с ними.
Использование земельного участка исключительно для целей, определенных вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков является недопустимым и приводит к нарушению устойчивого развития территории, основанного на документах территориального планирования и градостроительного зонирования.
Базовая станция, расположенная на спорном земельном участке, является самостоятельным объектом капитального строительства, какой-либо вспомогательной функции применительно к объектам строительства на земельном участке СНТ «Сибиряк» не несет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов.
В статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 приводится понятие объекта капитального строительства – объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подсобных построек.
Базовая станция не является временной постройкой. Функциональное назначение станции – длительное использование в уставных целях. В силу статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации базовая станция сотовой связи представляет собой сложную вещь, которая состоит не из одного компонента (металлическая башня или мачта сотовой связи и (или) радиорелейной связи), а из множества различных вещей: металлическая башня или мачта; фундаменты под башню (мачту); растяжки, крепящиеся к самостоятельным фундаментам (при определённой высоте башни); сети электроснабжения для электропитания оборудования и функционирования заградительных и сигнальных огней; металлический контейнер для размещения оборудования, который устанавливается на самостоятельный фундамент; антенны.
Базовые станции имеют определённые географические координаты, при этом место установки сооружения базовой станции сотовой связи выбирается из условия совместной работы с другими базовыми станциями, уже установленными. Разработка проектной документации на установку (возведение или строительство) сооружений базовой станции сотовой связи осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
По конструктивным особенностям исполнения и видам использованных материалов базовая станция представляет собой конструкцию, неразрывно связанную с землей, которую невозможно демонтировать без соразмерного ущерба и смонтировать в другом месте.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на строительство объектов капитального строительства оформляется разрешение на строительство, подтверждающее соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, выдаваемое органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Статьёй 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определён перечень объектов капитального строительства, для которых не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации, в который сооружения станций сотовой связи не включены.
Таким образом, сооружения станций сотовой связи с установкой башен (мачт) являются объектами капитального строительства и на них оформляется вся документация в соответствии с действующим законодательством, при этом проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе.
При таких обстоятельствах суд считает, что размещение антенно – мачтового сооружения на бетонном фундаменте высотой 30 метров на земельном участке, расположенном по адресу: ..., кадастровый номер *** предназначенном для садоводства, огородничества, является незаконным, не соответствует требованиям земельного законодательства.
Постановление Управления Росреестра по Иркутской области по г.Братску и Братскому району от **.**.**** о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в связи с отсутствием состава административного правонарушения правового значения не имеет, поскольку вынесено не в отношении ТСН «Сибиряк».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников недвижимости «Сибиряк», ОГРН 1023802312049 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения земельного законодательства, а именно: освободить земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер *** предназначенный для садоводства, огородничества от возведенного антенно – мачтового сооружения на бетонном фундаменте высотой 30 метров.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Т.А. Паршина