Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5074/2020 от 13.07.2020

Производство№ 2-5074/2020

УИД 28RS0004-01-2019-013256-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 августа 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области,

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Повагиной Д.В.

с участием представителя истца Падалко А.В., Падалко О.А. - Иванова Е.В., истца Падалко О.А., представителя администрации Ивановского района Амурской области – Простокишиной С.М., представителя Министерства сельского хозяйства Амурской области – Орловой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Падалко А. В., Падалко О. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Падалко Ю. А. к Министерству сельского хозяйства Амурской области, администрации Ивановского района Амурской области об оспаривании бездействий по предоставлению единовременной социальной выплаты в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы», понуждении предоставить указанную выплату,

установил:

Падалко А.В., Падалко О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Падалко Ю.А., обратились в суд с иском, указав, что 12 августа 2011 года Падалко А.В. обратился в администрацию Ивановского района Амурской области с заявлением о включении его семьи, состоящей из трех человек, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в том числе, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Из ответа администрации Ивановского района следовало, что их семья была включена в программу на 2012 год под номером 76 по категории «Граждане». Финансирование указанной программы осуществлялось Министерством сельского хозяйства Амурской области. Все предусмотренные программой условия были соблюдены ими. Семья проживала и продолжает проживать в сельской местности, состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют собственные денежные средства в размере 30 % от стоимости планируемого дома. Падалко А.В. с 2011 года осуществляет вс. Ивановка предпринимательскую деятельность, оказывает услуги в сфере обслуживания и ремонта автомобилей. Падалко О.А. с января 2007 года работает в организациях с. Ивановка. С момента вступления в программу и до настоящего времени свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья не получено. На обращения в Комитет по управлению имуществом, администрацию Ивановского района, получили ответ о том, что их очередь отодвигается. Полагают, что должны были получить социальную выплату в 2013 году, поскольку по условиям программы выплата предоставляется по очередности, в зависимости от момента регистрации заявления на включение в программу. В связи с переименованием программы, в настоящее время состоят в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках государственной подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы», так как Падалко О.А, на момент переименования программы являлась безработной. Порядковый номер очереди Падалко О.А. в списке № 8 по категории «граждане» - категория «Д» с 2017 по 2019 года очередь по данной категории не продвигалась.

Просят суд признать незаконными бездействие Министерства сельского хозяйства Амурской области, администрации Ивановского района, связанных с нарушением прав семьи Падалко О.А. на очередность на получение единовременной социальной выплаты в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы»; обязать Министерство сельского хозяйства Амурской области, администрацию Ивановского района предоставить единовременную социальную выплату в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы».

В судебном заседании истец Падалко О.А., представитель истца Падалко А.В. на требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что в 2009 году Падалко А.В. и Падалко О.А. заключили брак. 11 февраля 2010 года родилась дочь Падалко Ю.А. В 2012 году были включены в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Вместе с тем, до настоящего времени социальная выплата ими не получена. В 2013 году была массовая застройка их микрорайона, отдельного участка с. Ивановка, абсолютно все категории программы получили сертификаты. Сертификаты получили работники сельского хозяйства, медицинские работники, педагоги. Они состояли в программе по категории «граждане». Порядковый номер их очереди в администрации Ивановского района Амурской области им не сообщали. Ежегодно до 1 марта они предоставляли в администрацию Ивановского района Амурской области документы, подтверждающие нуждаемость в строительстве жилого помещения. До настоящего времени состоят в очереди. Полагают, что должны были получить сертификат в 2013 году, неполучение сертификата связано с незаконными действиями специалиста администрации Ивановского района, которая из своих личных побуждений не включила их в список, предоставляемый в Министерство сельского хозяйства Амурской области. Граждане, позже них вступившие в программу, воспользовались своим правом. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 утверждена новая федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая пришла на смену федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». В связи с переименованием программы, в настоящее время Падалко А.В. и члены его семьи числятся в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, так как Падалко О.А. на момент переименования программы являлась безработной. Порядковый номер очереди Падалко О.А. в списке по категории «граждане» - категория «Д» № 8, с 2017 года по 2019 год очередь по данной категории не сдвигалась. Просят требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Ивановского района Амурской области не согласившись с иском, указал, что Падалко О.А. подала заявление на участие в федеральную целевую программы «Социальное развитие села до 2013 года» 12 августа 2011 года, у условиями программы была ознакомлена о чем свидетельствует заявление. На момент подачи заявления Падалко О.А. не относилась ни к одной категории лиц, имеющих преимущественное право, согласно программе, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 610 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие села Амурской области на 2012 - 2013 годы». В этой связи Падалко О.А. была включена в список участников программы в категорию «Граждане». В иске истцы указывают, что Падалко А.В. с января 2007 года по настоящее время осуществлял трудовую деятельность в организациях с. Ивановка. При этом не указано, относятся ли данные организации к агропромышленному комплексу, занимаются ли производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. При подаче заявления на внесение в список участников программы, истцом не были предоставлены документы, свидетельствующие об осуществлении своей деятельности в сфере агропромышленного комплекса, что не дает ему преимущественного права на получение социальной выплаты, поэтому в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в 2012 году семья Падалко О.А. не была включена.В 2013 году семья Падалко О.А, также не была включена в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в соответствии с пунктом 4.1.1 подпрограммы «Социальное развитие села до 20134 года» долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 24 сентября 2012 года № 516, которым предусмотрено, что преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие в организациях агропромышленного комплекса области по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в сельской местности. В Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2012, 2013 годы включались в первоочередном порядке граждане, имеющие преимущественное право. Срок действия указанной программы истек 31 декабря 2013 года. В последующем постановлением правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2017-2017 года и на период до 2020 года», по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Поскольку стороной истца не реализовано право в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», и они продолжали нуждаться в социальной выплате для строительства жилья, истца включили в список граждан (районный), изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и их семей, проживающих и работающих в сельской местности путем строительства (приобретения) жиль, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», где истец указан под № 8 по категории граждане, категория «Д». В каждой группе граждан, претендующих на получение социальных выплат по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе и в группе граждан, работающих по трудовым договорам в сельской местности, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), к числу которых относится истец, должна вестись отдельная очередь в хронологической последовательности по дате подачи заявления. Между тем, администрацией Ивановского района и Министерством сельского хозяйства Амурской области решения об отказе в предоставлении Падалко А.В. и его семье свидетельства о предоставлении социальной выплаты в рамках вышеуказанной федеральной программы не принималось, следовательно, удовлетворив требования истца, будет нарушен установленный федеральной целевой программой порядок предоставления социальных выплат. Кроме того, поскольку ранее Падалко А.В. обращался в Ивановский районный суд с исковым заявлением, содержащим аналогичные исковые требования, Ивановским районным судом 31 августа 2017 года было вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от исковых требований, на основании ст. 220 ГПК РФ производство по настоящему делу подлежит прекращению.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Амурской области, не согласившись с иском, привела доводы, аналогичные доводам представителя администрации Ивановского района Амурской области. Дополнительно пояснила, что по результатам проведенной проверки по обращению Падалко О.А., прокуратурой Амурской области установлено отсутствие нарушений в действиях должностных лиц администрации Ивановского района в части непредставления в период с 2011-2013 годы истцам социальной выплаты. В ходе проверки также установлено, что изменение порядкового номера истцов в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, связано с включением в списки граждан, имеющих трех и более детей, что не противоречит требованиям законодательства. Предоставление социальной выплаты осуществляется соответствующие муниципальным образованием, в рамках предоставленных министерством денежных средств в порядке очередности, определенной нормативными актами, и не может быть произвольным. Решение об отказе истцам в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительства жилья) в рамках федеральных целевых программ, администрацией Ивановского района не принималось. Истцы продолжают стоять в очереди на получение социальной выплаты. Удовлетворение требования о предоставлении социальной выплаты повлечет за собой нарушением порядка и очередности предоставления социальной выплаты.

В судебное заседание не явился истец Падалко А.В., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало, обеспечил явку своего представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что Падалко А.В., Падалко О.А., несовершеннолетняя Падалко Ю.А. постоянно проживают в сельской местности, вс. Ивановка Ивановского района Амурской области.

12 августа 2011 года Падалко О.А. обратилась в администрацию Ивановского района Амурской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Жилищные условия планировала улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в с. Ивановка Ивановского района. Из заявления Падалко О.В. следует, что в состав участников программы просила включить ее с учетом членов ее семьи: супруг Падалко А.В., дочь Падалко Ю.А. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признана согласно распоряжению главы Ивановского сельсовета № 265 от 11 августа 2011 года.

По результатам рассмотрения заявления, администрацией Ивановского района Амурской области принято решение о включении в список участников федеральной целевой программы с порядковым номером – 76 по категории «граждане».

Поскольку срок действия долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» истек 31 декабря 2013 года, право истцов на получение социальных выплаты в рамках указанной программы не было реализовано, Падалко О.А., и члены ее семьи Падалко А.В., Падалко Ю.А. включены в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598.

Обращаясь в суд с настоящим иском к Министерству сельского хозяйства Амурской области, администрации Ивановского района Амурской области о признании незаконным бездействия, связанного с нарушением прав на очередность получения единовременной социальной выплаты в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы», понуждении предоставить указанную выплату, истцы указали, что с момента вступления в программу до настоящего времени социальная выплата на строительство жилья ими не получена. В обоснование требований истцы ссылаются на нарушение порядка очередности предоставления социальной выплаты, указывая, что иные граждане, являющиеся участниками целевой программы, подавшие заявления о вступление в программу позже них, были обеспечены социальной выплатой.

Проверяя обоснованность требований истцов, суд пришел к следующим выводам.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ

«О развитии сельского хозяйства».

В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», основными задачами которой явилось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Приложением № 16 к федеральной целевой программе являются Правила, которые устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858.

В пункте 2 вышеуказанных Правил указано, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих: а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которыепредусмотрены Типовым положением согласно приложению № 1; б) предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения, согласно приложению № 2.

Согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.

Разделом 2 Типового положения регулируется порядок предоставления социальных выплат гражданам. Так, в пункте 4 раздела 2 указанного Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:а) постоянное проживание в сельской местности;б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Типового положения, преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлено преимущественное право на получение социальной выплаты в зависимости от сферы деятельности организации, в которой работает гражданин (для работающих граждан), или индивидуального предпринимателя, способа улучшения жилищных условий в рамках указанных в абзаце втором настоящего пункта направлений.

В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 610 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие села Амурской области на 2012 - 2013 годы». Пунктом 2.4.1.1 указанной долгосрочной целевой программы установлено, что преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие в организациях агропромышленного комплекса области по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве, а также граждане, участвующие в жилой застройке пилотных проектов.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 610 утверждены Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе и на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

Так, пунктом 10 вышеуказанных Правил установлено, что муниципальные образования, претендующие на получение субсидий, представляют в министерство сельского хозяйства области (далее - министерство) в срок до 15 августа года, предшествующего планируемому, следующие документы: заявку на год о размерах субсидий, необходимых для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;сведения о размере средств, планируемых на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам; копию утвержденной аналогичной муниципальной программы.

Постановлением Правительства Амурской области от 24 сентября 2012 года № 516утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013 - 2020 годы», Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 610 признано утратившим силу.

В рамках указанного постановления Правительства Амурской области от 24 сентября 2012 года № 516 утверждена подпрограмма «Социальное развитие села на 2013 год», основными задачами которой явилось в том числе развитие жилищного строительства в сельской местности. В соответствии с пунктом 4.1.1 Подпрограммы, преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие в организациях агропромышленного комплекса области по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве.

Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что на момент подачи заявления на участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (12 августа 2011 года) Падалко О.А. не относилась ни к одной категории лиц, имеющих преимущественное право на получение социальной выплаты. Падалко О.А. с учетом членов семьи Падалко А.В., Падалко Ю.А., состояла в программе по категории «граждане» под № 76 (номер очереди на момент включения в программу).

Исходя из вышеприведенных нормативно-правовых актов, осуществление Падалко А.В. на территории с. Ивановка Ивановского района Амурской области предпринимательской деятельности по оказанию услуг в сфере обслуживания и ремонта автомобилей, не дает истцам преимущественного права на получение социальной выплаты.

Доказательств осуществления Падалко О.А., Падалко А.В.трудовой деятельности в организациях агропромышленного комплекса области по трудовым договорам по основному месту работы либо осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, истцами суду не представлено, тогда как именно в силу вышеприведенных норм закона преимущественное право на получение социальной выплаты поставлено в зависимость именно от осуществления трудовой деятельности в сельской местности в определенных отраслях (агропромышленный комплекс, производство и переработка сельскохозяйственной продукции).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводам, что в сводный список получателей социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» включались граждане, имеющие преимущественное право на предоставление таких социальных выплат. Истцы, не представившие документы, подтверждающие преимущественно право на предоставление социальной выплаты, не могли быть обеспечены социальной выплатой ранее граждан, подтвердивших наличие у них такого преимущественного права.

Срок действия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» истек 31 декабря 2013 года.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». Граждане, включенные в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858, и не реализовавшие свои права в рамках данной программы, не утрачивают таких прав, имеют право участвовать в мероприятиях федеральной целевой программы при условии соответствия требованиям программы.

Целями программы являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544. Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

В связи с тем, что Падалко О.А. с учетом членов семьи Падалко А.В., Падалко Ю.А., не реализовано их право в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», и они продолжали нуждаться в социальной выплате для строительства жилья, они были включены в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан иих семей, проживающих и работающих в сельской местности путем строительства (приобретения) жилья, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», где Падалко О.А. учтена под № 8 по категории граждане, категория «д».

В соответствии с п. 5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся Приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598, предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:

а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.

Согласно п. 6 Типового положения, в каждой из указанных в пункте 5 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 19 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:

а) гражданам, имеющим трех и более детей;

б) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Таким образом, из смысла вышеприведенных положений следует, что в каждой группе граждан, претендующих на получение социальных выплат по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе и в группе граждан, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Типового положения), изъявившимжелание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) (пп. «д» п. 5 Типового положения), к числу которых относится Падалко О.А., должна вестись отдельная очередь в хронологической последовательности по дате подачи заявления с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей, также включенным в списки граждан на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Судом установлено, что прокуратурой Амурской области проведена проверка по обращению Падалко О.А. по вопросу непредставления ее семье социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Из ответа прокуратуры Амурской области от 20 декабря 2017 года № 7/2-205-2017/2502 следует, что по информации администрации Ивановского сельсовета в 2012 году на выполнение мероприятий федеральной целевой программы из федерального, областного и местного бюджетов выделены средства в сумме 34475893 рублей, которые израсходованы на предоставление социальных выплат 38 гражданам – участникам федеральной целевой программы. В 2013 году на реализацию указанных мероприятий выделено 38638041 рубль, социальные выплаты представлены 45 гражданам. Проверкой установлено, что в 2014 году номер очереди семьи Падалко О.А. в списках граждан на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по категории «д» - 4, в 2015 года – 3, в 2016 году – 6, в 2017 года – 8. По информации администрации Ивановского района в 2011 году выполнение мероприятий федеральной целевой программы из федерального, областного и местного бюджетов выделены средства в сумме 2338012 рублей, которые израсходованы на предоставление социальных выплат 3 гражданам. В 2015 году на реализацию указанных мероприятий выделено 4993132 рубля, социальные выплаты предоставлены 4 гражданам, в 2016 году – 1521633 рубля, выплаты предоставлены 2 гражданам. Установлено, что изменение порядкового номера в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в 2016 и 2017 году, связано с включением в списки граждан, имеющих трех и более детей, что не противоречит требованиям законодательства.

Судом также установлено, что решения об отказе Падалко О.А. об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не принималось. В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что Падалко О.А. и члены ее семьи Падалко А.В., Падалко Ю.А. продолжат состоять в очереди на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Поскольку сводные списки граждан, молодых семьей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, формируются с учетом категорий и очередности, предусмотренных п. 5 и п. 6 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьями молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 598 от 15 июля 2013 года, (Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»), суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным бездействия ответчиков, связанного с нарушением прав на очередность получения единовременной социальной выплаты, не подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что решения об отказе в предоставлении социальной выплаты администрацией Ивановского района не принималось, истцы продолжают состоять в очереди на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, требования истцов о понуждении ответчиков предоставить указанную выплату, также не подлежат удовлетворению. Право истцов на получение социальной выплаты должно быть реализовано согласно установленной федеральной целевой программой очередностью, иное повлекло бы за собой нарушение прав иных граждан, состоящих в очереди на получение социальной выплаты. Предоставление истцам во внеочередном порядке социальной выплаты нарушило бы права и законные интересы иных лиц, состоящих в указанном выше списке по категориям и очередностям, предусмотренным п. 5 и п. 6 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 598 от 15 июля 2013 года.

Заявленный иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2014-2020 ░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-5074/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Падалко Ольга Александровна в интересах несов. Падалко Юлии Алексеевны
Падалко Алексей Викторович
Ответчики
Министерство сельского хозяйства Амурской области
Администрация Ивановского района Амурской области
Другие
Иванов Евгений Викторович
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
13.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее