РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району г.Самары к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
ИФНС России по Кировскому району г.Самары обратилась в суд с административным иском к ответчику, в котором просила взыскать недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающими земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за период 2018 год в размере 76 174 рублей, пени в размере 94,70 руб. В обоснование иска указала, что на основании заявления ИФНС России по Кировскому району г.Самары о взыскании задолженности по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 мировым судьей был выдан судебный приказ № о взыскании задолженности по земельному налогу и пени в общем размере 79 010,70 рублей. На основании возражения ФИО1 определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
В ходе судебного разбирательства административным истцом были уточнены исковые требования, ИФНС России по Кировскому району г.Самары просила взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающими земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за период 2018 год в размере 71 174 рублей, пени в размере 94,70 руб.
Административный истец о дне слушания дела извещен, представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении уточненных исковых заявлений настаивал.
Административный ответчик в судебном заседании иск признал частично. Суду пояснил, что наличие задолженности по налогу не оспаривает, но считает, что размер задолженности равен 70 120 рублей. Подтверждающие документы частичную оплату налога он направил в налоговый орган, но ответа нет. От уплаты налога не отказывается, в установленный срок налог не был оплачен по причине материального положения.
Суд, выслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы дела, считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании данных органа, осуществляющего регистрацию объектов недвижимости, представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчику в налоговом периоде 2018 год принадлежал на праве собственности земельный участок с №, расположенный по адресу: <адрес>
Также судом установлено, что налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете земельного налога за 2018 года, согласно которому начислен земельный налог в размере 78 916 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается налоговым уведомлением.
Поскольку в указанный срок ФИО1 налог уплачен не был, в его адрес было направлено требование № об уплате налога по состоянию на 25.03.2020 года с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам, из которых земельный налог – 78 916 рублей, пени – 94,70 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из административного искового заявления следует, что в связи с неисполнением обязанности по оплате земельного налога и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по вышеуказанному требованию. На основании заявления налогового органа мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ № о взыскании с ФИО1 земельного налога и пени на общую сумму 79 010,70 рублей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Центрального судебного района <адрес> по заявлению ФИО1 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а- 1545/2020 был отменен. ДД.ММ.ГГГГ был подан настоящий административный иск.
В ходе рассмотрения дела административный ответчик уточнил свои требования, указав в их обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был произведен перерасчет земельного налога за 2018 год и доначислен налог в размере 78 916 руб. Сумма исчисленного земельного налога за 2018 год составила 101 174 руб., направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в счет погашения задолженности по земельному налогу за 2018 год произведена частичная оплата на общую сумму 30 000 рублей. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ФИО1 по земельному налогу с физических лиц за 2018 года составляет 71 174 руб., пени 94,70 руб.
Административный ответчик по существу заявленных требований не возражал, но указал на то, что размер его задолженности составляет 70 120 рублей, однако доказательства, подтверждающие данный довод суду не представлены, поэтому они отклоняются. Таким образом, поскольку до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на ответчика обязанность по уплате земельного налога за 2018 год г. не исполнена, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и взыскании земельного налога в размере 71 174 руб.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по земельному налогу в размере 94.70 рублей. Факт несвоевременной оплаты налогов ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела. Суд считает исковые требования налогового органа о взыскании неустойки обоснованными, расчет соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 2 338,10 руб.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> сумму недоимки по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу с физических лиц, обладающими земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за период 2018 год в размере 71 174 рублей, пени в размере 94,70 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 2 338,10 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.