Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/128/2015-2 ~ М-2/94/2015-2 от 19.03.2015

КОПИЯ

Дело № 2-2/128/2015

Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 апреля 2015 года                               г. Снежногорск                            

    Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи             Барабановой Т.К.,

при секретаре                     Агадюшиной О.В.,

с участием

представителя заявителя                Ходоровой Е.В.,

представителя заинтересованного лица    Блиновой Т.В.

заинтересованного лица                Журавлева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел по Мурманской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства внутренних дел по Мурманской области (далее по тексту УМВД по МО) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными пунктов 1.1, 2.1 постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области (далее по тексту Администрация ЗАТО Александровск МО) № 885 от 05 апреля 2013 года. В обоснование заявления указано, что на основании оспариваемого постановления Администрации ЗАТО Александровск МО, (...) квартира <адрес> отнесена к категории служебного жилого помещения, закреплена за ОМВД России по ЗАТО Александровск МО и представлена по договору найма служебного помещения Журавлеву С.В. и членам его семьи. Ранее указанная квартира находилась в пользовании Журавлева С.В. на условиях социального найма жилого помещения. Полагает, что постановление принято с нарушением требований законодательства, поскольку пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006г. (далее по тексту Правила), не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Кроме того, согласно статье 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение, относящееся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, законодательством не установлено право органов местного самоуправления, предоставлять сотрудникам ОВД служебное жильё. В связи с чем, просит признать пункты 1.1,2.1 постановления Администрации ЗАТО Александровск МО № 885 от 05 апреля 2013 года незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя Ходорова Е.В. на заявленных требованиях настаивала, дала аналогичные пояснения. Указала, что поскольку Журавлев С.В. предъявил оспариваемое постановление как основание для постановки его на учёт по распределению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30.12.2011г., принятие на учёт и расчёт размера выплаты осуществляется территориальным органом МВД России, которым является УМВД по МО, постановлением Администрации ЗАТО Александровск МО № 885 от 05 апреля 2013 года нарушены права заявителя, как органа, наделенного правом принятия решения о наличии правовых оснований для предоставления сотрудникам указанной выплаты. Обратил внимание суда на то, что Администрация ЗАТО Александровск МО вынесла обжалуемое постановление исключительно на основании ходатайства начальника ОМВД России по ЗАТО Александровск.

Представитель Администрации ЗАТО Александровск МО Блинова Т.В. в судебном заседании требования не признала, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела. Пояснила, что обжалуемое постановление принято в соответствии со статьями 93, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с поступившим ходатайством начальника ОМВД по ЗАТО Александровск № 56/9239 от 11.07.2013. Права и свободы заявителя указанное постановление не нарушает, не обязывает обеспечить сотрудника УМВД социальными гарантиями в виде постановки на учёт и получения выплаты для приобретения или строительства жилого помещении, препятствий к осуществлению прав и свобод не создает, не противоречит действующим федеральным законам или иным нормативно-правовым актам, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Кроме того, заявила о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с данным заявлением, поскольку о наличии обжалуемого постановления заявителю стало известно в ДД.ММ.ГГГГ. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Заинтересованное лицо – Журавлев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования, указал, что в данной квартире он проживает с ДД.ММ.ГГГГ и вселялся в неё на основании договора социального найма, в дальнейшем, в связи с его утерей, был заключен в ДД.ММ.ГГГГ еще один договор социального найма. Указанный договор считает заключенным незаконно, в нарушение действующего законодательства, поскольку жилое помещение перешло в собственность муниципального образования от государства на основании ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ему должен быть присвоен статус – специализированное, он не являлся лицом, нуждающимся в жилом помещении, квартира предоставлялась ему в связи с прохождением службы в органах МВД. Также его форма и содержание не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода договорам, установленным жилищным законодательством. Таким образом, при заключении договора найма служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, данное помещение являлось служебным, и его статус не изменялся.

Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Журавлев С.В. обратился с заявлением в УМВД России по МО о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 247-ФЗ от 19.07.2011г., представив документы в соответствии с пунктом 5 Правил, в том числе, постановление Администрации ЗАТО Александровск МО № 885 от 05 апреля 2013 года «О предоставлении жилья по договору найма служебного жилого помещения по территориальному округу Полярный».

Как следует из пунктов 1.1 и 2.1 указанного постановления, Администрация ЗАТО Александровск МО постановила отнести к категории служебных жилых помещений: (...) квартиру <адрес>, общей площадью (...) и закрепить её за ОМВД России по ЗАТО Александровск. Предоставить указанное служебное жилое помещение Журавлеву С. В., на состав семьи: жена- (ФИО)1, сын – (ФИО)2, дочь – (ФИО)3.

Постановление вынесено в соответствии со статьями 93, 104 Жилищного Кодекса Российской Федерации, статьей 10 Устава ЗАТО Александровск, в связи с поступившим ходатайством Врио начальника ОМВД России по ЗАТО Александровск № 56/3735 от 20.03.2013, подписано Главой администрации ЗАТО Александровск (л.д. 8).

Обосновывая свои требования, представитель заявителя в судебном заседании указал, что постановлением Администрации ЗАТО Александровск МО № 885 от 05 апреля 2013 года нарушено право УМВД России по МО, как органа наделенного правом принятия решения о наличии правовых оснований для предоставления сотрудникам указанной выплаты.

Оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и их пояснения, суд приходит к выводу, что заявитель был вправе обратиться с данными требованиями в суд, по следующим основаниям.

Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В соответствии с пунктами 2, 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30.12.2011г., принятие на учёт для получения единовременной выплаты, а также расчёт размера выплаты сотрудникам Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляется в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10). Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 15). Пунктом 20 предусмотрено, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Министром внутренних дел Российской Федерации Министерством внутренних дел России разработаны методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления, которые содержать аналогичный порядок принятия на такой учёт сотрудников.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения относятся к компетенции Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области и решение этого вопроса осуществляется при наличии необходимого пакета документов, представляемых лицом, претендующим на получение такой выплаты. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласно пункту 14 Правил комиссия, в том числе, проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, заявление УМВД России по МО направлено не только на устранение нарушений жилищного законодательства, но также и на защиту своих интересов, связанных с принятием решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, следовательно, заявитель правомерно обратился с данным заявлением.

Исследовав доводы представителя заявителя в части признания обжалуемого постановления не соответствующим жилищному законодательству, суд приходит к следующему.

Из обжалуемого постановления следует, что спорное жилое помещение представляет собой (...) квартиру <адрес>, общей площадью (...) нанимателем которой являлся на основании договора социального найма жилого помещения Журавлев С.В..

В квартире по месту жительства на момент вынесения обжалуемого постановления кроме Журавлева С.В. были зарегистрированы: жена- (ФИО)1, сын – (ФИО)2, дочь – (ФИО)3 (л.д. 10-13).

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее - Правила).

Вместе с тем нарушение требований ЖК РФ и Правил при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

В силу п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений" виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество (пункт 3).

В подп. "б" п. 13 данных Правил указано, что для отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда представляется документ, подтверждающий право собственности, либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение. Следовательно, заявитель должен являться собственником или обладать одним из указанных вещных прав на жилое помещение либо быть уполномоченным на представление интересов собственника или обладателя таких прав. Учитывая, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, то под заявителем в указанной норме понимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий от имени собственника управление государственным, муниципальным имуществом, а также государственное или муниципальное предприятие, учреждение, наделенное правом хозяйственного ведения либо оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Как следует из материалов дела, собственником указанного жилого помещения является муниципальное образование ЗАТО Александровск МО, следовательно, именно оно вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Их указанных норм права в их совокупности следует, что при реализации полномочий органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения в порядке, установленном ЖК РФ предоставляемое по такому договору жилое помещение, должно быть юридически и фактически свободным. У него не может быть других законных пользователей.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что предоставленное спорное жилое помещение было включено местной администрацией в число служебных, и, что на основании принятого решения органа местного самоуправления Журавлеву С.В. разрешено пользоваться служебным жилым помещением.

Ссылки заинтересованного лица на то, что до принятия обжалуемого постановления статус жилого помещения был определен как – служебное жилье, суд находит необоснованными, поскольку опровергаются материалами дела, а именно: договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы Журавлева С.В. о том, что указанный договор является незаконным, суд не принимает во внимание, поскольку на момент вынесения обжалуемого постановления вопрос о правомерности заключения указанного договора не рассматривался, сторонами не оспаривался.

Таким образом, на момент принятия постановления № 885 от 05 апреля 2013 года Журавлев С.В. и члены его семьи занимали указанное жилое помещение на основании договора социального найма, оно было юридически и фактически не свободно, что в соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду исключало право органа местного самоуправления изменять его статус на служебное.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что действия Администрации ЗАТО Александровск МО при принятии постановления № 885 от 05 апреля 2013 года «О предоставлении жилья по договору найма служебного жилого помещения по территориальному округу Полярный» являются незаконными и необоснованными, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленного требования.

Доводы представителя заинтересованного лица о пропуске заявителем срока обращения в суд, суд находит необоснованными, поскольку в данном случае оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, о несоответствии которого закону и ставит вопрос УМВД России по МО, в связи с чем, исходя из положений главы 24 «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срок для обжалования в суде нормативного правового акта, который действует, законом не предусмотрен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Управления Министерства внутренних дел по Мурманской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области – удовлетворить

Признать незаконными пункты 1.1 и 2.1 Постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области № 885 от 05.04.2013 о предоставлении жилья по договору найма служебного жилого помещения по территориальному округу Полярный и недействующими с момента вынесения.

Администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области отнести к категории жилых помещений социального найма (...) квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Об исполнении решения суда сообщить Полярному районному суду Мурманской области не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             Т.К. Барабанова

2-2/128/2015-2 ~ М-2/94/2015-2

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области
Другие
Администрация муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области
Журавлев Сергей Владимирович
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Барабанова Татьяна Константиновна
Дело на странице суда
pol--mrm.sudrf.ru
19.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2015Передача материалов судье
24.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2015Предварительное судебное заседание
30.04.2015Судебное заседание
22.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее