Полный текст решения изготовлен 20.09.2016 года
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Подольский городской суд <адрес>
в составе судьи Екимовой Т.А.,
при секретаре Ткаченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании решения Межведомственной комиссии по вопросам земельных имущественных отношений в <адрес> незаконным, обязании заключить договор купли- продажи земельного участка,-
УСТАНОВИЛ
ФИО4 уточнив исковые требования обратился в суд с иском к <адрес> Подольск с требованиями о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно - имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании проекта договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1361 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязании заключить с ним договор купли - продажи земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания автостоянки, с кадастровым номером №, площадью 1361 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>, за плату в размере равном 15% кадастровой стоимости по цене на 1 января текущего календарного года, мотивировав это тем, что ему принадлежит на праве собственности объект недвижимости: здание, кадастровый №, и сооружение дорожного транспорта, кадастровый №. адрес: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Данные строения, сооружения расположены в границах земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания автостоянки, с кадастровым № площадью 1361 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровым паспортом, договором аренды, справкой, актом.
Ранее указанные объекты недвижимости принадлежали ООО «Ольга», им же выделялся спорный земельный участок на праве аренды.
В 2015 году истец обращался неоднократно с заявлениями на имя Главы <адрес> с просьбой предоставить указанный земельный участок в собственность за плату.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация направила письмо об отказе в предоставлении участка в связи с тем,что объекты недвижимости не являются недвижимыми и цель предоставления земельного участка не достигнута.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца-ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания гражданского дел извещен надлежащим образом ( л.д.66) об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении производства по делу не ходатайствовал.
Представитель ответчика ФИО10о. ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик - представитель Министерства имущественных отношений МО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С согласия представителя Администрации городского округа Подольска ФИО8, возражавшей противотложении производства по делу и настаивавшей на рассмотрении дела по существу, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание, кадастровый №, и сооружение дорожного транспорта, кадастровый №., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.( л.д.15, л.д.16)
Данные строения, сооружения расположены в границах земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания автостоянки, с кадастровым № площадью 1361 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного в аренду, что подтверждается кадастровым паспортом ( л.д.12), договором аренды,( л.д.6-7) справкой( л.д.9), актами №, №( л.д.8, л.д.16)
Ранее указанные объекты недвижимости принадлежали ООО «Ольга», им же выделялся спорный земельный участок на праве аренды.
В 2015 году истец обратился с заявлениями на имя Главы <адрес> с просьбой предоставить указанный земельный участок в собственность за плату.( л.д.19)
ДД.ММ.ГГГГ гола Администрация направила письмо об отказе в предоставлении участка в связи с тем,что объекты недвижимости не являются недвижимыми и цель предоставления земельного участка не достигнута ( л.д.24-25)
Разрешая иск, суд не усматривает оснований к его удовлетворению.
Так, в силу положений ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п.п. 6 п. 2 указанной статьи, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с п. 3.1. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ цена продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается <адрес>.
В соответствии со ст. 10. 1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании п. 10 ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>» правительство <адрес> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п. 3 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>» органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 вышеуказанного закона органы местного самоуправления обязаны при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ после вступления в действие вышеуказанного Закона предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием проектов договоров с Министерством имущественных отношений <адрес>.
В данном случае проект договора купли - продажи земельного участка Истцу не согласован Министерством имущественных отношений <адрес>.
Согласно Выписке из протокола № заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка отказано в виду того что, объект недвижимости расположенный на земельном участке является плоскостным сооружением (автостоянка), цель предоставления земельного участка не достигнута.
На основании ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение-результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно п. 6 ч.2 ст. 2 указанного Регламента здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, -земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
При этом, как отмечено в Пленуме Верховного Суда РФ в абз. 5 п. 38 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п. 1 ст. 133 ГК РФ).
В силу п. 6 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) в случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
Также Верховный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КГ15-222 указал, что при решении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.
Таким образом, судом также установлено, что расположенные на спорном земельном участке здание КПП на мелкозаглубленном фундаменте и площадка безгаражного хранения автотранспорта не имеют признаков, на основании которых в силу природных свойств или на основании закона их можно отнести к недвижимым объектам, а поэтому суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО4 к Администрации городского округа Подольск, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании решения Межведомственной комиссии по вопросам земельных имущественных отношений в <адрес> незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Т.А. Екимова