Дело № 2-196/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Безозерное к Администрации Райчихинского сельсовета Бурейского района о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, устранить последствия розлива хозяйственно-бытовых сточных вод от септика, расположенного по <адрес>, провести дезинфекционные мероприятия территории, прилегающей к септику по <адрес>, принять меры по недопущению розлива канализации в дальнейшем,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, действующего в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, устранить последствия розлива хозяйственно-бытовых сточных вод от септика, расположенного по <адрес>, провести дезинфекционные мероприятия территории, прилегающей к септику по <адрес>, принять меры по недопущению розлива канализации в дальнейшем.
В обоснование иска указав, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Амурской области поступили обращения ФИО4 и ФИО3, указывающие на нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоотведения, содержании территории сельского поселения, переполнение выгреба по <адрес> жидкими бытовыми отходами и излитии на поверхность земельного участка канализационных вод, на протяжении трех лет. Из обращений следует, что летом канализационный ручей бежит вдоль дороги по всей улице, жители близлежащих домов задыхаются от вони. Зимой это стало последствием образования наледи по <адрес> оборудованы внутридомовыми инженерными сетями водоотведения, при этом отсутствует их подключение к централизованной системе водоотведения, слив жидких бытовых отходов производится в канализационный выгреб (септик), находящийся в районе <адрес>. В рамках проверки, проведенной 24.01.2020 года, установлено, что дорога покрыта сильной наледью, разлива стоков на момент проверки не видно, так как место размещения септика покрыто снегом. Розлив канализации из септика не осуществляется. Из информации, представленной в рамках рассмотрения обращений, ООО «БУК ДВ», договорные отношения между собственниками дома по <адрес> отсутствуют, откачка ЖБО осуществляется разово, согласно заявкам собственника. Из информации, представленной администрацией Райчихинского сельсовета следует, что для устранения пролива ЖБО на территорию сельского поселения было составлено обращение в ООО «БУК ДВ» для проведения дополнительной откачки. Территория розлива будет очищена и обработана дезинфицирующими средствами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами. Полномочия по организации водоотведения закреплены за сельскими поселениями, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для органов местного самоуправления. В п. 3.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 указано, что хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления ЖБО, в том числе вывоз ЖБО. Канализационные сети и септик для сбора ЖБО по <адрес> на праве собственности принадлежат сельскому поселению Райчихинский сельсовет. Загрязнение территории по <адрес> создает потенциальную угрозу жизни и здоровью населения, способствует возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний, передающихся водным путем и через загрязненную почву среди населения. Содержащиеся в сточных водах органические вещества, скапливаясь в почве, быстро загнивают и ухудшают санитарное состояние почвы, способствуя распространению различных заболеваний среди населения. Таким образом, администрацией Райчихинского сельсовета не исполняются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не принимаются действенные меры по надлежащему содержанию территории сельского поселения по <адрес>, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан.
просило суд:
возложить на администрацию Райчихинкого сельсовета Бурейского района обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, устранить последствия розлива хозяйственно-бытовых сточных вод от септика, расположенного по <адрес>, провести дезинфекционные мероприятия территории, прилегающей к септику по <адрес>, принять меры по недопущению розлива канализации в дальнейшем.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Амурской области – участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрация Райчихинского сельсовета, в судебное заседание не явилась, с исковыми требованиями согласилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика, третьих лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, возражений относительно заявленных требований не предоставивших.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу п.2 ч.1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 03.03.1999, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Положением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» установлено, что Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно п. 1 Положения об управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденного Приказом от 10 июля 2012 года № 752 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Амурской области является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу п. 1, 2 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, утвержденного приказом Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 25.10.2017 № 171, Территориальный отдел является обособленным структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области исполняющий функции и полномочия Управления в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах.
Согласно п.11.13.4 Положения, территориальный отдел в пределах своей компетенции, осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе: обращается в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти, наделенным правом обращения в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарного законодательства.
Из содержания поданного истцом искового заявления следует, что настоящий иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Безозерное Бурейского района Амурской области, в отношении которых допущены нарушения норм санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, обращение в суд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области с данным иском является законным и обоснованным.
Статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 39 ч.ч. 1 и 2 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В данном случае доводы иска объективно подтверждаются материалами дела. Кроме того, в силу ст. 68 ч. 2 ГПК РФ признание ответчиком фактических обстоятельств дела, положенных в основу заявленного требования, освобождает истца от необходимости последующего доказывания этих обстоятельств.
Совершенное ответчиком признание иска суд находит не противоречащим закону, не нарушающим прав и законных интересов других лиц, а поэтому полагает возможным принять такое признание в порядке ст. 39 ч. 2 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, обстоятельства дела, что полномочия администрации Райчихинского сельсовета по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, заявленный истцом, как разумный и достаточный, в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию Райчихинского сельсовета Бурейского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекратить нарушения санитарного законодательства при содержании территории сельского поселения; устранить последствия розлива хозяйственно-бытовых сточных вод от септика, расположенного по <адрес>; провести дезинфекционные мероприятия территории, прилегающей к септику по <адрес>; принять меры по недопущению розлива канализации в дальнейшем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха