Гражданское дело № 2-4925/2018
Решение
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,
при секретаре Донских М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартьяновой С.А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о выплате денежной компенсации за коммунальные услуги,
установил:
Мартьянова С.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что работает в ГБУЗ «Новосергиевская районная больница» с 01.08.1990 года по настоящее время в должности фельдшера-лаборанта, Проживает в сельской местности и пользуется до 01.01.2005 года льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством: часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года. За период с 01.04.2016 года по 01.07.2018 года ей в счет оплаты за отопление и освещение была выплачена компенсация в сумме 4 340 рублей. Тогда как фактически за отопление и освещение было уплачено – 67 962,37 рублей, из которых отопление – 51 690,56 рублей освещение – 16 271,81 рубль.
Просит суд взыскать с ответчика расходы в пользу истца, затраченные на оплату освещения и отопления жилого помещения в размере 63 622,37 рублей.
В судебное заседание истец, представитель ответчика, представитель третьего лица ГБУЗ «Новосергиевская РБ» не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, в порядке статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы, приходит к следующему.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
В соответствии с ч.2 ст.72 ФЗ от 21.11.2011г. №23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» №1772/301/-11-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10.01.2007г. №913/196-1У-03) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01.01.2007г. - 155 рублей является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.
В соответствии со ст.35 ФЗ №122 от 22.08.2004г. решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09.09.2010г. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности Министерства здравоохранения Оренбургской области» Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом, исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора - доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).
Учредителем ГБУЗ «Новосергиевская РБ» Оренбургской области является Оренбургская область, а функции и полномочия учредителя возложены на Министерство здравоохранения Оренбургской области.
Следовательно, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников ГБУЗ «Новосергиевская РБ» Оренбургской области, в том числе и Мартьяновой С.А., находится в ведении Министерства здравоохранения Оренбургской области, которое является надлежащим ответчиком по настоящему иску в части заявленных требований о взыскании компенсации расходов по оплате жилья с отоплением и освещением медицинскому работнику, в связи с проживанием в сельской местности и осуществлением трудовой деятельности в сельской местности.
Согласно справке, выданной администрацией <адрес> области от 06.08.2018 года, копии паспорта, Мартьянова С.А. с 17.12.1997 года зарегистрирована в сельской местности и фактически проживает по адресу: <адрес> вместе с членами семьи.
Из представленной трудовой книжки следует, что Мартьянова С.А. начала свою трудовую деятельность в сельской местности с 01.08.1990 года была принята на должность фельдшера-лаборанта, где продолжает работать по настоящее время в должности фельдшера-лаборанта.
Таким образом, поскольку Мартьянова С.А. является медицинским работником, проживающим в сельской местности и по состоянию на 01.01.2005г. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1 имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, данное право сохранено за ней и в настоящее время.
Согласно справке, выданной ГБУЗ «Новосергиевская РБ»Мартьяновой С.А. производятся компенсационные выплаты на частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки в размере 155 рублей с 01.04.2016 года по 31.07.2018 года. Общая сумма – 4 340 рублей.
Согласно сведениям ОАО «Энергосбыт Плюс» по представленному расчету сумм, подлежащих взысканию с 30.04.2016 года по 31.07.2018 года, начислено за потребленную электроэнергию 15 078,31 рублей.
Согласно представленных сведений ООО «Газпром межрегион газ Оренбург» за период с апрель 2016 года по июль 2018 года начислено за потребленное отопление – 51 690,56 рублей.
Поскольку Мартьянова С.А. является медицинским работником и относится к категории лиц, которым по состоянию на 01.01.2005 года предоставлялось право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, разница между стоимостью потребленных Мартьяновой С.А. «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения и выплаченной ей и членам её семьи компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанных с оплатой «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего «возмещения», формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, суд находит требования Мартьяновой С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представленный Мартьяновой С.А. расчет суд признает верным и считает, что сумма подлежащая взысканию с ответчика за период с 01.04.2016 года по 31.07.2018 года составляет 63 622,37 рублей (из расчета 15 078,31 рублей (за электроэнергию) + 51 690,56 рублей (за теплоснабжение) – 4 340 (сумма выплаченной компенсации)).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мартьяновой С.А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение) удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Мартьяновой С.А. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, связанных с оплатой отопления и электроэнергии (освещения) за период с 01.04.2016 года по 31.07.2018 года в размере 63 622,37 рублей за счет средств бюджета субъекта РФ - Оренбургской области.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10 октября 2018 года
Судья Е.В. Лабузова