Судья Лехтина В.В. 44у-81
Судебная коллегия:
Белозеров В.А.
Хайрова P.M. (докладчик), Айвазян С.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Пермского краевого суда
г. Пермь 29 марта 2013 года
Президиум Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Куницына А.В,
членов президиума Гилевой М.Б, Елисеевой Е.Н, Красноперовой Г.В, Суркова П.Н,
при секретаре Полянской И.И,
рассмотрев надзорное представление заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л.Н. о пересмотре приговора Губахинского городского Пермского края от 18 августа 2011 года, которым
Миков М.В., дата рождения, уроженец ****, не судимый,
- осужден по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 232 УК РФ с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ к 2 годам лишения свободы. В силу ч. 3 ст. 69 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По данному приговору также осуждена Вшивцева А.В.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 20 октября 2011 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Турицыной Л.П, изложившей обстоятельства дела, содержание приговора, доводы надзорного представления и мотивы вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя прокурора Пермского края Дерышева А.И. в поддержание доводов представления, осужденного Микова М.В. и адвоката Зверевой Т.Н. о пересмотре приговора, президиум
УСТАНОВИЛ:
Миков М.В. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства - дезоморфина - в особо крупном размере массой 3,499 грамма, совершенном 17 апреля 2011 года; организации и содержании притона для потребления наркотических средств в период времени с декабря 2010 года по 17 апреля 2011 года.
В надзорном представлении заместителем прокурора Пермского края поставлен вопрос об изменении приговора в части квалификации действий осужденного Микова М.В. по ч. 1 ст. 232 УК РФ, поскольку признаков состава преступления, предусматривающего ответственность за организацию притона, судом не установлено, не усматривается таковых и из материалов дела, из которых не следует, что квартира, в которой Миков М.В. проживал, изначально приобреталась, обустраивалась либо ремонтировалась для целей потребления в ней наркотических средств другими лицами. Просит исключить осуждение Микова М.В. за организацию притона для потребления наркотических средств, назначенное наказание снизить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления, президиум считает, что приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
По приговору суда Миков М.В. осужден за покушение 17 апреля 2011 года на незаконный сбыт наркотического средства - дезоморфина в особо крупном размере, массой 3,499 грамма. Данные выводы суда основаны на совокупности собранных по делу и нашедших свое подтверждение в ходе судебного разбирательства доказательств: показаниях осужденного Микова М.В. о том, что он в своей квартире изготовлял дезоморфин и передавал его знакомым, в том числе и 17 апреля 2011 года; показаниях сотрудников полиции и лица под псевдонимом «С.» об обстоятельствах проведения «проверочной закупки» у Микова М.В; протоколе выдачи «С.» полученного у осужденного шприца с жидкостью; заключении эксперта о том, что данная жидкость является наркотическим средством - смесью, в состав которой входит дезоморфин массой 2,870 гр., что является особо крупным размером.
На момент постановления приговора преступные действия Микова М.В. были правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
Вместе с тем, 1 января 2013 года в законную силу вступило постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», которым утверждены новые размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного наказания.
Кроме того, список 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, дополнен примечанием, согласно которому для всех жидкостей и растворов, содержащих хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество из перечисленных в списке 1, их количество определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы при температуре +70...ПО градусов Цельсия.
Согласно выводам эксперта изъятое 17 апреля 2011 года вещество в шприце представляет собой жидкость, являющуюся наркотическим средством - смесью, в состав которой входит дезоморфин, массой 2,870 грамма (л.д. 24 - 25). В материалах дела отсутствуют данные о массе сухого остатка наркотического средства. В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
Поскольку часть первая ст. 228.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за действия с наркотическими средствами без указания их размера, действия осужденного Микова М.В., квалифицированные по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотического средства в особо крупном размере, подлежат переквалификации на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона № 18-ФЗ от 1 марта 2012 года) как покушение на незаконный сбыт наркотического средства.
Кроме того, как установлено судом и изложено в приговоре, в период с декабря 2010 года по 17 апреля 2011 года Миков М.В. систематически предоставлял свою квартиру посторонним лицам для употребления наркотических средств, изготавливал совместно с Вшивцевой А.В. наркотическое средство - дезоморфин, используя находящуюся в квартире газовую плиту и кухонную посуду, регулировал посещаемость своей квартиры, осуществлял уборку помещения после употребления наркотических средств, получал вознаграждение в виде ингредиентов для изготовления наркотических средств.
Таким образом, Миков М.В. совершал умышленные действия по поддержанию функционирования (использования) квартиры, в которой проживал, для употребления дезоморфина лицами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств, создавая для этого условия, что правильно расценено судом как содержание притона для потребления наркотических средств.
Вместе с тем, осуждение Микова М.В. по ч. 1 ст. 232 УК РФ за организацию притона нельзя признать обоснованным.
По смыслу уголовного закона под организацией притона понимается подыскание, приобретение или наем жилого или нежилого помещения, финансирование, ремонт, обустройство помещения различными приспособлениями и тому подобные действия, совершенные в целях последующего использования указанного помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несколькими лицами.
Использование уже имеющегося у виновного помещения (например, собственной квартиры) для потребления наркотических средств является организацией притона только в том случае, если лицо осуществило целенаправленные конкретные действия по приспособлению такого помещения под притон (произвело ремонт, переделало помещение, оборудовало его вытяжными, вентиляционными системами, установило в нем технику, приборы, приспособления для приготовления и потребления наркотических средств, технику для обеспечения «безопасности» и конспирации клиентов, мебель и т.п.).
Однако описание преступного деяния, вмененного осужденному, не содержит сведений о том, что квартира, в которой он проживал, изначально приобреталась, обустраивалась либо ремонтировалась с целью потребления в ней наркотических средств.
При таких обстоятельствах из приговора подлежит исключению осуждение Микова М.В. по ч. 1 ст. 232 УК РФ за организацию им притона для потребления наркотических средств.
В связи с внесенными в приговор суда изменениями, улучшающими положение осужденного, назначенное ему наказание подлежит снижению.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ местом отбывания наказания Микову М.В. следует назначить исправительную колонию общего режима, поскольку он осужден за совершение тяжкого преступления и ранее не отбывал лишение свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 408-410 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
надзорное представление заместителя прокурора Пермского края Л.Н. Малышевой удовлетворить.
Приговор Губахинского городского Пермского края от 18 августа 2011 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 20 октября 2011 года в отношении осужденного Микова М.В. изменить:
- исключить осуждение Микова М.В. за организацию притона для потребления наркотических средств, наказание, назначенное по ч. 1 ст. 232 УК РФ, снизить до 1 года 11 месяцев лишения свободы;
- переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона № 18-ФЗ от 1 марта 2012 года), назначив наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде 3 лет 9 месяцев лишения свободы;
- на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 232 УК РФ и ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона № 18-ФЗ от 1 марта 2012 года), путем частичного сложения наказаний, назначить 4 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;
В остальной части приговор оставить без изменения.
Председательствующий А.В.КУНИЦЫН