Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4711/2020 ~ М-4142/2020 от 16.10.2020

дело № 2-4711/2020

УИД: 50RS0036-01-2020-005832-73

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2020 года

г.Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе

председательствующего судьи             Чуткиной Ю.Р.,

с участием прокурора                            Макаревич Л.Н.,

при секретаре                                          Крестининой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Захарову Сергею Васильевичу, Захарову Глебу Сергеевичу, Захаровой Эльвире Геннадьевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета,

установил:

ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились в Пушкинский городской суд <адрес> с требованиями признать Захарова С.В., Захарова Г.С., Захарову Э.Г. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-1, <адрес>; выселить Захарова С.В., Захарова Г.С., Захарову Э.Г. из жилого помещения по адресу: <адрес>-1, <адрес>; снять Захарова С.В., Захарова Г.С., Захарову Э.Г. с регистрационного учета по адресу: <адрес>-1, <адрес>.

В обоснование иска указано, что в соответствии с решением заместителя председателя исполкома Пушкинского городского совета народных депутатов <адрес> от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> имеет статус «служебного». <дата> спорное жилое помещение предоставлено военнослужащему Захарову С.В. на основании ордера на состав семьи три человека, в том числе супругу Захарову Э.Г. Единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение до <дата> являлся ордер, который выдавался на основании решения о предоставлении жилого помещения (ст. 47 ЖК РСФСР). Согласно выписке из приказа Главнокомандующего Войсками ПВО от <дата> лейтенант Захаров С.В. уволен с действительной военной службы в запас по ст. 49 части 2 пункту «г» (в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих»). В Вооруженных Силах с 1987 года. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 48701 от <дата> лейтенант Захаров С.В., с <дата> исключен из списков личного состава части. При таких обстоятельствах выслуга лет Захарова С.В. в Вооруженных Силах составила менее 10 лет. Захаров С.В. не относится к указанным категориям военнослужащих, подлежащих обеспечению жилым помещением в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а значит, имеются основания для призвания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-1, <адрес>, выселения и снятия с регистрационного учета. <дата> в ходе проверки правомерного использования жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес> установлено, что Захаров С.В., Захарова Э.Г., Захаров Г.С. фактически проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении в отсутствие законных на то оснований. До настоящего времени ответчики спорную квартиру не освободили и продолжают незаконно ее удерживать, нарушая тем самым права и охраняемые законом интересы, а также имущественные интересы государства-Российской Федерации, в чьей собственности находится упомянутое имущество. Спорное жилое помещение подлежит перераспределению военнослужащим, состоящим в списках на предоставление служебного жилого помещения в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от <дата> № 76-ФЗ и Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны от <дата> . Наличие зарегистрированных в квартире лиц, утративших право на проживание в служебном жилом помещении, создает препятствие в распоряжении жилым фондом и реализации права собственника в полном объеме, что также нарушает права неопределенного круга лиц (военнослужащих) на предоставление жилого помещения на время прохождения ими военной службы, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата>, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. За 1-м отделом закреплена территория субъектов Российской Федерации - Москва и <адрес>. Задачами и функциям 1-го отдела является, в том числе принятие всех необходимых мер для фактического освобождения жилых помещений, в том числе, в судебном порядке. Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ) образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от <дата> в результате переименования федерального государственного учреждения «Московская центральная квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации и реорганизации путем присоединения к нему 65 федеральных учреждений согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от <дата> . Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, что подтверждается приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от <дата> . При изложенных обстоятельствах последовало обращение в суд.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Сергачева А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчики Захаров С.В., Захаров Г.С., Захарова Э.Г. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены по правилам ст.113 ГПК РФ.

Представитель третьих лиц МУ МВД России «Пушкинское» в лице Отдела по вопросам миграции, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены по правилам ст.113 ГПК РФ.

Прокурор Макаревич Л.Н. в заключении требования иска полагала законными, обоснованными.

С учетом мнения представителя истца, гражданское дело рассмотрено в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ.

    Суд, выслушав представителя истцов, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

    Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

    Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).

    В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от <дата> №76-ФЗ (ред. от <дата>) "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

    Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

    Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 названной статьи.

    Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

    В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

    Статьей 108 ЖК РСФСР был предусмотрен перечень лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, содержащий аналогичные категории из указанных в ст. 103 ЖК РФ.

    Согласно ст. 13 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу предписаний статьи 13 Вводного закона, предусматривающей дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 43).

    Следовательно, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данными нормами, то к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; если же лицо до <дата> не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

    В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Исполкома Пушкинского городского совета народных депутатов <адрес> от <дата> была утверждена служебная жилая площадь войсковой части по адресу: <адрес>-1, <адрес> (л.д.15).

    <дата> на основании ордера Захарову С.В. было предоставлено указанное служебное жилье, общей площадью 16,12 кв.м., в том числе на супругу Захарову Э.Г.

    По предоставлению Захарову С.В. служебного жилья на спорной жилой площади была зарегистрирована супруга – Захарова Э.Г., <дата> был зарегистрирован сын Захаров Г.С. (л.д.23).

    Согласно предоставленной Выписке из Приказа главнокомандующего войсками противовоздушной обороны по личному составу лейтенант Захаров С.В., старший оператор группы противоракетного комплекса в/ч 48701 в Вооруженных силах с 1987 года, <дата> досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, на основании ст. 49, ч. 2, пункт «Г» (в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих).(л.д.20).

В соответствии со ст. 214, 215 ГК РФ и п. 12 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указа Президента РФ от <дата> «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.

    На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от <дата> данная жилая площадь закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (л.д.13).

    Согласно представленным в материалы дела выписке из домовой книги от <дата>, выписке с лицевого счета от <дата>, акту о фактическом проживании граждан в жилом помещении от <дата> – ответчики по настоящее время проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>-1, <адрес>, никаких сведений об отношении к военной службе ответчиков указанные документы не содержат (л.д. 22, 23, 25).

    Семья Захарова С.В. социальной выплатой на приобретение (строительство) жилого помещения, либо жилого помещения в собственность не обеспечивалась, в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Пушкинского городского округа <адрес> не состоит (не состояла), таких условий по делу не установлено, данной семье жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось (л.д.26).

    <дата> в адрес ответчиков направлено уведомление о необходимости освобождения (прекращении пользования) специализированного жилого помещения по адресу: <адрес>-1, <адрес>, однако до настоящего времени ответчики спорную квартиру не освободили (л.д.21).

Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме, поскольку спорная квартира является служебным жилым помещением, собственником решение об исключении жилого помещения, о котором возник спор, из числа служебных не принималось, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что ответчики состоят или имеют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, и относятся к категории граждан, выселение которых из служебных жилых помещений не допускалось до введения в действие ЖК РФ, законных оснований для проживания в спорном жилом помещении ответчики не имеют.

В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход та муниципального образования «Пушкинский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб. по 2 000 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194-198, Главой 22 ГПК РФ, суд

    решил:

Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Захарову С. В., Захарову Г. С., Захаровой Э. Г. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать Захарова С. В., Захарова Г. С., Захарову Э. Г. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-1, <адрес>.

Выселить Захарова С. В., Захарова Г. С., Захарову Э. Г. из жилого помещения по адресу: <адрес>-1, <адрес>.

Снять Захарова С. В., Захарова Г. С., Захарову Э. Г. с регистрационного учета по адресу: <адрес>-1, <адрес>.

Взыскать с Захарова С. В., Захарова Г. С., Захаровой Э. Г. в доход муниципального образования «Пушкинский городской округ» государственную пошлину в размере 6000 рублей по 2000 рублей с каждого.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 25.01.2021

                                   Судья:

2-4711/2020 ~ М-4142/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКУ "ЦТУИО"
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Мин-ва обороны РФ"
ПРОКУРОР
Ответчики
Захарова Эльвира Геннадьевна
Захаров Сергей Васильевич
Захаров Глеб Сергеевич
Другие
Отдел по вопросеам миграции МУ МВД России Пушкинское
Министерство обороны РФ
Департамент Жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Чуткина Юлия Рафековна
Дело на сайте суда
pushkino--mo.sudrf.ru
16.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2020Передача материалов судье
21.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Подготовка дела (собеседование)
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
25.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
21.04.2021Дело оформлено
21.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее