Дело № 2-1-426/2019
64RS0008-01-2019-000491-45
Решение
Именем Российской Федерации
01 июля 2019 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием истца Юхминой Л.Л.,
представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) - Симулкина А.Н., действующего по доверенности от 11 апреля 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юхминой Л.Л. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, о включении периодов работы в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение и о признании права на трудовую пенсию,
установил:
Юхмина Л.Л. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. Заявленные требования (с учетом уточнений) мотивирует тем, что 28 декабря 2018 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с осуществлением лечебной деятельности с приложением всех необходимых документов.
Согласно решению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) № 790101/18 от 17 января 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом не включены в стаж на соответствующих видах работ: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 января 2018 года по 22 февраля 2018 года (01 месяцев 00 дней).
С принятым решением она не согласна, считает его незаконным.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, в указанные временные промежутки работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области № 790101/18 от 17 января 2019 года об отказе в назначении пенсии незаконным, указанные выше периоды включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, обязать ответчика назначить выплату пенсии с момента обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области, то есть с 28 декабря 2018 года.
В судебном заседании истец Юхмина Л.Л. исковые требования поддержала полностью, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Симулкин А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, в удовлетворении исковых требований Юхминой Л.Л. просил отказать в полном объеме, поскольку Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов такой работы. Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено применение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в части, не урегулированной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Так как в Правилах идет речь о специальном трудовом стаже, дающем право на назначение досрочной страховой пенсии, подлежащие включению в специальный стаж, периоды нахождения на курсах повышения квалификации рассматриваются во взаимосвязи с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими основание и порядок их предоставления.
Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, не сопряженных с воздействием неблагоприятных факторов, - при том, что такие периоды, в том числе, время нахождения на курсах повышения квалификации учитываются в страховом стаже, - относится к полномочиям законодателя и Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что законодатель реализовал свои полномочия в постановлении Совета Министров от 06 сентября 1991 года № 464, в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которыми не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, то у пенсионного фонда как у правоприменительного органа, отсутствуют законные основания для включения Юхминой Л.Л. в специальный стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 23 января 2018 года по 22 февраля 2018 года (1 месяц 00 дней) в календарном исчислении.
Третье лицо – Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Базарно-Карабулакская районная больница» надлежаще извещенное о дне слушания дела в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просило.
Третье лицо – государственное автономное учреждение Саратовской области «Адоевщинский психоневрологический интернат» надлежаще извещенное о дне слушания дела в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просило.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьёй 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно конституционным принципам, новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. Принимая во внимание статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.
В соответствии со статьями 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, а суд оценивает допустимость каждого доказательства, которая, прежде всего, относится к соблюдению процессуальной формы доказывания. Допустимость доказательств - это их соответствие требованиям закона относительно источника, способа собирания и вовлечения в гражданский процесс сведений о фактах, а смысл допустимости- побудить стороны соответствующим образом оформлять свои правовые отношения.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Со дня вступления в силу указанного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3 и 4 статьи 36 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 указанного Федерального закона устанавливается страховая пенсия по старости как вид страховых пенсий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Вышеперечисленные Списки содержат исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, и расширенному толкованию не подлежат.
При этом частями 2-4 вышеуказанной статьи установлено, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым определен следующий порядок применения нормативно – правовых актов при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» применяются для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года; Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которое применяется для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, которые применяются для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно. С 01 января 2002 года применяется Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Кроме этого наряду с вышеуказанными нормативно – правовыми актами применяются Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 ноября 1999 года № 395; Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональном образованием в учреждениях здравоохранения утвержденная приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377; Разъяснение Министерства труда от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Суд считает, что требования истца о включении в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Юхмина Л.Л. <данные изъяты> (л.д. 13).
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, Юхмина Л.Л. 16 апреля 1991 года принята на должность акушерки а Казанлинскую участковую больницу, где работала до 10 октября 2006 года; с 16 июля 2007 года и по настоящее время – медицинская сестра палатная круглосуточного поста государственного учреждения «Адоевщинский психоневрологический интернат» (л.д. 10-11).
Таким образом, истец по своей должности и месту работы относится к лицам, имеющим право на получение пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что подтверждается письменными доказательствами, и не оспаривалось представителем ответчика.
Поскольку Юхмина Л.Л. осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в селе, для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста (55 лет) ей необходим специальный стаж не менее 25 лет.
28 декабря 2018 года Юхмина Л.Л. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д. 20-23).
17 января 2019 года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) № 790101/18 Юхминой Л.Л отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указано, что Юхмина Л.Л. имеет 24 года 11 месяцев 04 дня стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 8-9).
Как усматривается из указанного решения, в специальный стаж работы, с учетом которого назначается досрочная страховая пенсия в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, Юхминой Л.Л., не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 23 января по 22 февраля 2018 года (01 месяц 00 дней) (л.д.8-9).
Отказ ответчика о включении в специальный страховой стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 23 января по 22 февраля 2018 года (01 месяц 00 дней), суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Согласно Удостоверения о повышении квалификации, выданного 22 февраля 2018 года (л.д. 12), Юхмина Л.Л. с 23 января 2018 года по 22 февраля 2018 года прошла обучение в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Саратовской области «Саратовский областной базовый центр повышения квалификации работников здравоохранения».
В судебном заседании Юхмина Л.Л. пояснила, что обучение на курсах повышения квалификации для неё является обязательным, поскольку она является медицинским работником, наличие свидетельства об окончании курсов является основанием для допуска её к работе. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и заработная плата.
Доводы истца подтверждаются представленными материалами и не опровергнуты представителем ответчика, который указал, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено действующим законодательством.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Аналогичное положение содержалось в Кодексе законов о труде РСФСР.
Согласно статье 184 Кодекса законов о труде РСФСР и действующей в настоящее время статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Кроме того, согласно действующему законодательству (Федеральному закону от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности", Положению о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденному Приказом Минздравмедпрома России от 19 декабря 1994 N 286) повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.
Таким образом, работодатель обязан проводить повышение квалификации медицинских работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что период нахождения Юхминой Л.Л. с 23 января по 22 февраля 2018 года (01 месяц 00 дней) на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку периоды работы истца, непосредственно предшествующие направлению на курсы повышения квалификации, также засчитываются в специальный стаж, обучение на данных курсах явилось не личной инициативой истца, а имело место по направлению работодателя с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, обучение на курсах повышения квалификации является условием дальнейшей профессиональной деятельности медицинского работника.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено, что Юхмина Л.Л. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 28 декабря 2018 года.
С учетом представленных доказательств, а также включенных ответчиком в бесспорном порядке периодов работы истца - 24 года 11 месяцев 04 дня и включенного судом периода нахождения на курсах повышения квалификации (01 месяц 00 дней), специальный стаж работы Юхминой Л.Л. составит 25 лет 00 месяцев 04 дня по состоянию на 28 декабря 2018 года. Таким образом, Юхмина Л.Л. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 28 декабря 2018 года, при этом отказ пенсионного фонда в назначении такой пенсии, является необоснованным.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Расходы истца по оплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика в размере 300 рублей, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и подтверждается чеком-ордером от 21 мая 2019 года (л.д. 4).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе (межрайонное) от 17 января 2019 года № 790101/18 об отказе Юхминой Л.Л. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Юхминой Л.Л. период нахождения на курсах повышения квалификации с 23 января по 22 февраля 2018 года (01 месяц 00 дней).
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области назначить Юхминой Л.Л. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения, то есть, с 28 декабря 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области в пользу Юхминой Л.Л. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Т.В.Карпачева