Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8017/2021 ~ М-7123/2021 от 09.09.2021

Производство № 2а-8017/2021

УИД 28RS0004-01-2021-010528-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    11 октября 2021 года    г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Матвеевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указав, что некоммерческая организация «Амурский областной правозащитный центр» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции по Амурской области (далее - Управление) 03.11.2009 и внесена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области 19.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1092800001117, ведомственный номер 477. В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, полученными с официального сайта Федеральной налоговой службы России по состоянию на текущую дату, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является Председатель - ВВ, который также остался единственным учредителем организации, юридический адрес организации: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, дом 300, офис 36.

Управлением, в соответствии с распоряжением от 12.01.2021 № 6-р в период с 01.02.2021 по 01.03.2021 была проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и задачам, а также за соблюдением ею законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения плановой проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся; в нарушении ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; не представлены сведения об избрании Председателя правления организации на новый срок, не представлены сведения об избрании Контрольноревизионной комиссии организации, протоколы заседаний Правления, а также контрольно - ревизионной комиссии организации, результаты проверок финансово - хозяйственной деятельности организации за 2017- 2020 годы; проверке не представлены сведения о переизбрании руководящих органов организации. Контрольно-ревизионная комиссия не избиралась; нарушение п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; положения устава организации не соответствуют п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; нарушение п. 7 ст. 123.24 ГК РФ; устав организации противоречит требованиям абз. 2 п. 6 ст. 123.24 ГК РФ,

По данным фактам Управлением вынесены письменные предупреждения; 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/35, от 08.04.2021 № 28/03-29/61, от 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/36 и от 08.04.2021 № 28/03-29/60, которые, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта «Почта России» организацией получены не были, нарушения до настоящего времени не устранены.

Вышеуказанные факты, свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.

Согласно мониторингу средств массовой информации, в том числе в сети Интернет, сведения о деятельности организации отсутствуют.

На основании изложенного, административный истец просит вынести решение о ликвидации некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), федеральные законы от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Федеральный закон № 129-ФЗ), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ).

Из материалов дела следует, что некоммерческая организация «Амурский областной правозащитный центр» зарегистрирована Управлением 03.11.2009 и внесена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области 19.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1092800001117, ведомственный номер 477. В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, полученными с официального сайта Федеральной налоговой службы России по состоянию на текущую дату, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является Председатель - ВВ, который также остался единственным учредителем организации, юридический адрес организации: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, дом 300, офис 36.

Управлением, в соответствии с распоряжением от 12.01.2021 № 6-р в период с 01.02.2021 по 01.03.2021 была проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и задачам, а также за соблюдением ею законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения плановой проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем.

В нарушение ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверке не представлены документы, указанные в распоряжении Управления от 12.01.2021 № 6-р.

В соответствии с уведомлением Управления от 12.01.2021 № 28/03-29/30, в целях обеспечения проверки организации необходимо было предоставить в срок до 15.02.2021 документы, отсутствующие в номенклатурном деле некоммерческой организации, необходимые для изучения и проведения проверки, в соответствии с вышеуказанным распоряжением Управления. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России», документы о проведении плановой проверки организацией не получены.

Также в ходе проведения плановой проверки установлено, что организацией не исполняются требования собственного устава в части периодичности проведения заседаний Правления организации и работы Контрольно - ревизионной комиссии организации. Проверке не представлены сведения об избрании Председателя правления организации на новый срок, не представлены сведения об избрании Контрольно-ревизионной комиссии организации, протоколы заседаний Правления, а также контрольно - ревизионной комиссии организации, результаты проверок финансово - хозяйственной деятельности организации за 2017- 2020 годы, что является нарушением п. 4.1, п. 4.7, п. 4.10, п. 4.11, й. 5.8, п. 5.10 устава организации в редакции от 14.10.2013.

В соответствии с п. 4.1. раздела 4 устава организации высшим органом управления является Правление, которое собирается не реже 1 раза в год.

Согласно п. 4.7 Устава Заседания Правления собираются Председателем Правления и проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Согласно п. 4.10 Устава Председатель правления автономной некоммерческой организации является единоличным исполнительным органом управления. Председатель правления Организации назначается и освобождается от должности по решению Правления сроком на 3 года и подотчетен Правлению организации.

Согласно п. 4.11 Устава для контроля финансовой и хозяйственной деятельности, осуществления ревизии расходования денежных средств и материальных ценностей, проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности не реже одного раза в год проводятся проверки специализированной ревизионной комиссией.

Согласно требованиям п. 3 ст. 10 Закон № 7-ФЗ надзор за деятельностью АНО осуществляется ее учредителями в порядке, предусмотренном уставом. Надзор может осуществляться как непосредственно учредителями, например, путем утверждения отчетов о деятельности Организации, подготавливаемых органами АНО, так и посредством избрания ревизионных органов.

В соответствии с п. 5.8, п. 5.10 раздела 5 устава организации Председатель организации и ревизор избирается сроком на 4 года.

Председатель правления ВВ, избран на должность протоколом № 1 Общего собрания участников от 14.11.2009, Правление избрано на учредительном собрании от 15.10.2009 в количестве двух человек: ЕП, СМ. Срок полномочий указанных лиц истек в 2013 году. Вместе с тем проверке не представлены сведения о переизбрании руководящих органов организации. Контрольно-ревизионная комиссия не избиралась.

Согласно требованиям п. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

По данному факту Управлением были вынесены письменные предупреждения от 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/35 и от 08.04.2021 № 28/03-29/61, которые согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России» организацией получены не были, нарушения до настоящего времени не устранены.

Также, Управлением в ходе проведения плановой проверки установлено не соответствие устава требованиям действующего законодательства.

Организация действует на основании собственного устава от 15.02.2009, утвержденного протоколом № 1 общего собрания учредителей, с изменениями и дополнениями, утвержденными решением Общего собрания от 14.10.2013, по результатам анализа которого установлено следующее.

Согласно п. 1.3 Устава, данным ЕГРЮЛ, отчету о деятельности АНО от 25.02.2021 учредителями организации являются ВВ и Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Багира», тогда как в ходе проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Багира» 06.12.2012 исключено из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) номер записи 2122801129229.

Согласно требованиям п.п. «д» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об учредителях (участниках) юридического лица.

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям п. 2.2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение указанных норм права, соответствующие документы проверке не представлены.

Указание в п. 1.9 раздела 1 устава организации на необходимость зарегистрировать в установленном законом порядке символику в настоящее время не актуально, и противоречит действующему законодательству в связи с изданием Приказа Минюста России от 07.10.2014 № 206 о признании утратившим силу Приказа Минюста России от 01.02.2012 № 10 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений».

Данные положения устава организации не соответствуют п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ, в соответствие с которым некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Пунктом п. 2.3.1 Устава организации предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности непосредственно организацией, что противоречит требованиям п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, согласно положениям которого автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской, деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Указание в п. 2.2.13 раздела 2 Устава организации на ведение профилактической работы, направленной на предотвращение роста детской и молодежной преступности за счет создания центров, клубов по интересам, позволяющих социально адаптировать и дать профессиональные навыки подросткам с девиантным поведением, противоречит требованиям Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающего порядок осуществления социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и исчерпывающий перечень соответствующих органов и учреждений, осуществляющих данные виды деятельности, а также не соответствует характеру деятельности организации и ее целям.

В нарушение п. 7 ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации в п. 7.1 ст. 7 Устава организации содержатся положения о том, что организация по решению своих учредителей может быть преобразована кроме фонда еще и в общественную организацию.

Исключительная компетенция высшего органа управления организацией Правления, указанная в п. 4.3 Устава, не в полной мере соответствует требованиям и. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом требований норм Гражданского кодекса регулирующих деятельность АНО.

Также распределение полномочий между учредителями и органами управления согласно разделу 4 Устава, не соответствует ст.ст. 123.24, 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ.

Кроме того устав организации противоречит требованиям абз. 2 п. 6 ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не содержит положений о том, что прием новых лиц в состав учредителей АНО может быть произведен по единогласному решению всех учредителей АНО.

Разделы 6 и 7 устава АНО не содержат положений о порядке принятия решений о внесении изменений и дополнений в устав и о реорганизации и ликвидации АНО единогласно по решению всех учредителей АНО согласно требованиям ст.ст. 123.24-123.25 ГК РФ и п. 3 ст. 10 Закона № 7-ФЗ.

В п. 4.11 Устава содержатся положения о наличии в организации контрольно-ревизионной комиссии, вместе с тем порядок ее образования и полномочия уставом не установлены, что является нарушением п. 2 ст. 123. 24 Закона № 7-ФЗ, согласно требованиям, которого структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

По данному факту Управлением были вынесены письменные предупреждения от 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/36 и от 08.04.2021 № 28/03-29/60, которые, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта «Почта России» организацией получены не были, нарушения до настоящего времени не устранены.

Указанные факты свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией норм действующего законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Принимая во внимание, что организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ликвидировать некоммерческую организацию «Амурский областной правозащитный центр» (ОГРН 1092800001117) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                        Т.А. Коршунова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2021 года.

2а-8017/2021 ~ М-7123/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство юстиции Амурской области
Ответчики
Автономная некомерческая организация Амурский областной правозащитный центр
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Коршунова Т.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
14.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее