Именем Российской Федерации
30 ноября 2012 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Щербакова Л.В.,
при секретаре судебного заседания Приговоровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4748/12 по исковому заявлению Шитовой В. В. к администрации городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области о признании права собственности на доли жилого дома,
у с т а н о в и л :
Истица Шитова В.В. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области о признании за Шитовой В.В. право собственности на 10/200 доли жилого дома <адрес>. В обоснование исковых требований указала, что <дата> между ФИО1 и Шитовой В.В. был заключен договор дарения доли жилого дома (далее - договор дарения), по условиям которого ФИО1 подарил ей принадлежащие ему на праве собственности 10/200 доли вышеуказанного жилого дома. Договор дарения был заключен в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Однако не был зарегистрирован в установленном законом порядке по причине смерти дарителя ФИО1, последовавшей <дата> По мнению истицы договор дарения соответствует требованиям закона по форме и содержанию, поскольку стороны в соответствующей этому договору форме выразили волеизъявление на создание правовых последствий, определенных для договора дарения.
Истица Шитова В.В. в судебном заседании исковые требования и их основания поддержала в объеме заявленных требований.
Ответчик администрация городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области в лице своего представителя Чертковой И.Н., действующей по доверенности (л.д. 47) в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Суд, проверив и изучив материалы, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, ФИО1 на основании решения мирового судьи судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области от <дата> на праве собственности принадлежали 10/200 доли жилого дома <адрес> (л.д.16-17). Право собственности ФИО1 на указанные доли было зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 14).
В судебном заседании установлено, что <дата> между ФИО1 и Шитовой В.В. в простой письменной форме был заключен договор дарения доли жилого дома, по условиям которого ФИО1 подарил принадлежащие ему на праве собственности 10/200 доли вышеуказанного жилого дома Шитовой В.В. (л.д. 19). После чего стороны по договору дарения доли дома <дата> составили передаточный акт, согласно которому ФИО1 безвозмездно передал в собственность Шитовой В.В. 10/200 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, а Шитова В.В.в свою очередь приняла указанную долю дома полностью в таком виде, в каком она была на момент подписания договора дарения доли дома (л.д. 20).
Техническая инвентаризация указанного домовладения произведена Раменским филиалом ГУУП МО «МОБТИ» по состоянию на <дата> Домовладению присвоен инвентарный номер <номер> (л.д. 22-33).
Согласно выписке из домовой книги ФИО1 и Шитова В.В. постоянно были зарегистрированы в указанном домовладении с <дата> (л.д. 21).
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер <дата> (л.д.13). Из ответа нотариуса Раменского нотариального округа Московской области ФИО2 от <дата> следует, что заявлений о принятии и выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу ФИО1, умершего <дата> прожившего по адресу: <адрес> к нему не поступало. Наследственное дело нотариусом не заводилось (л.д. 51).
Статья 574 ГК РФ предусматривает требования к форме договора дарения и последствия ее несоблюдения.
Так, в пункте 2 указанной нормы предусмотрено, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда: дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда; договор содержит обещание дарения в будущем. В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
Согласно пункту 3 указанной статьи договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Поскольку вышеприведенной нормой ГК РФ не предусмотрена недействительность договора дарения недвижимого имущества в случае несоблюдения требования о государственной регистрации такого договора, поэтому правовых оснований полагать, что в данном случае договор дарения является недействительным или незаключенным не имеется.
Кроме того, действующее законодательство, в том числе ГК РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, не предусматривает сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.
Статья 20 вышеназванного федерального закона, устанавливающая основания для отказа в государственной регистрации прав, не содержит такого основания для отказа в регистрации как смерть одной из сторон договора.
Исходя из смысла п. 3 ст. 165 ГК РФ, с учетом необходимости применения в данном споре названной нормы по аналогии, суд может принять решение о регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от регистрации сделки, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателям, по независящим от воли данной стороны причинам.
В данном случае обстоятельством, повлекшим невозможность регистрации сделки дарения в установленном порядке, явилась смерть дарителя.
Суд может принять решение о регистрации сделки также и в случае невозможности дарителя совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателям, ввиду его смерти.
В данном случае регистрация договора дарения напрямую зависела от волеизъявления дарителя, которое могло быть выражено в форме подачи заявления о государственной регистрации договора или в форме подачи заявления о государственной регистрации договора или в форме выдачи доверенности на право совершения такого действия. И такое препятствие для выражения данного волеизъявления, как смерть дарителя, которое не зависит от воли ни одной из сторон по сделке не может являться основанием для отказа в приобретении одаряемым права собственности на недвижимое имущество, в противном случае его права будут нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 165, 574 Гражданского кодекса РФ; Федеральным законом "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗи ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Шитовой В. В. удовлетворить.
Признать за Шитовой В. В. право общей долевой собственности на 10/200 доли жилого дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья подпись Л.В. Щербаков
<...><...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>