Гр.дело № 2-4292/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года гор. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Березиной О.В., с участием помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Волченкова Н.А. с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Лусниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с иском к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда расселить физических и юридических лиц проживающих в многоквартирном (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и организовать снос дома. В обосновании требований указывая, что заключением городской межведомственной комиссии (№) от (дата) указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем администрацией г.Комсомольска-на-Амуре принято постановление (№)-па от (дата) «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) в связи с признанием указанного МКД аварийным и подлежащим сносу срок расселения установлен до (дата), срок сноса МКД установлен до (дата). Данным распоряжением предусмотрены задачи связанные с проведением работ по подготовке списков лиц, выселяемых из жилых помещений указанного МКД, с подбором жилых помещений муниципального жилищного фонда для предоставления по договорам социального найма выселяемым лицам, с подготовкой документов необходимых для оформления договоров социального найма жилых помещений, при этом снос спорного МКД невозможен до срока расселения. Определение срока сноса МКД, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Вместе с тем прокурор полагает, что принятое решение органа местного самоуправления об определении срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, принято без учета положений п.п.33, 34 постановления Правительства РФ от (дата) (№), которым утверждено Положение о признании ж помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения, расположенные в таком доме, являются непригодными для проживания. А потому прокурор полагает, что в любое время имеется опасность обрушения спорного МКД, в связи с чем, создается реальная угроза жизни и здоровья граждан, как проживающих, находящихся внутри здания, так и возможно находившихся в непосредственной близости в момент полного и частичного разрушения. Между тем, администрация города, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение срока сноса такого дома. Подача прокурором настоящего иска в суд заключается в необходимости защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, так как состояние спорного МКД ставит под угрозу жизнь и здоровье не только проживающих в нем жителей, но и неопределенного круга лиц: прохожих, представителей организаций, посещающих дом в связи с выполнением им контролирующих и организационных функций. Просит суд возложить на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по расселению физических и юридических лиц, проживающих в вышеуказанном МКД, и организовать его снос.
Исковое заявление приято к производству суда, возбуждено производство по гражданскому делу №2-4292/2020.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 02 декабря 2020 к участию в указанном гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
Кроме того, прокурор г.Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с иском к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда расселить физических и юридических лиц проживающих в многоквартирном (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и организовать снос дома. В обосновании требований указывая, что заключением городской межведомственной комиссии (№) от (дата) указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем администрацией г.Комсомольска-на-Амуре принято постановление (№)-па от (дата) «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) в связи с признанием указанного МКД аварийным и подлежащим сносу срок расселения установлен до (дата), срок сноса МКД установлен до (дата). Данным распоряжением предусмотрены задачи связанные с проведением работ по подготовке списков лиц, выселяемых из жилых помещений указанного МКД, с подбором жилых помещений муниципального жилищного фонда для предоставления по договорам социального найма выселяемым лицам, с подготовкой документов необходимых для оформления договоров социального найма жилых помещений, при этом снос спорного МКД невозможен до срока расселения. Определение срока сноса МКД, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Вместе с тем прокурор полагает, что принятое решение органа местного самоуправления об определении срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, принято без учета положений п.п.33, 34 постановления Правительства РФ от (дата) (№), которым утверждено Положение о признании ж помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения, расположенные в таком доме, являются непригодными для проживания. А потому прокурор полагает, что в любое время имеется опасность обрушения спорного МКД, в связи с чем, создается реальная угроза жизни и здоровья граждан, как проживающих, находящихся внутри здания, так и возможно находившихся в непосредственной близости в момент полного и частичного разрушения. Между тем, администрация города, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение срока сноса такого дома. Подача прокурором настоящего иска в суд заключается в необходимости защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, так как состояние спорного МКД ставит под угрозу жизнь и здоровье не только проживающих в нем жителей, но и неопределенного круга лиц: прохожих, представителей организаций, посещающих дом в связи с выполнением им контролирующих и организационных функций. Просит суд возложить на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по расселению физических и юридических лиц,
Исковое заявление приято к производству суда, возбуждено производство по гражданскому делу №2-4293/2020.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 02 декабря 2020 к участию в указанном гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 02 декабря 2020 года указанные гражданские дела соединены в одно производство, делу присвоен номер 2-4292/2020.
В судебном заседании помощник прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Волченков Н.А. на заявленных исковых требованиях настаивал по обстоятельствам изложенным в иске. Просил суд исковые требования прокурора удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г.Комсомольска-на-Амуре, третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г.Комсомольска-на-Амуре Гордеева Н.П., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым в силу положения п.49 Положения о признании ж помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата) (№), определение срока сноса многоквартирного жилого дома признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится исключительно к компетенции органа местного самоуправления. Как следует из п.2 ч.2 ст.16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из МКД при наличии угрозы их обрушения. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86-89 ЖК РФ. Полагает, что сроки расселения и сноса спорных МКД обоснованы, обратного не доказано. По состоянию на (дата) в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре 18 квартир, 5 квартир муниципальных; зарегистрировано 20 семей – 47 человек. В (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре 16 квартир, 3 квартиры муниципальных; зарегистрировано 16 семей - 32 человека. Кроме того, по состоянию на (дата) в г.Комсомольске-на-Амуре признано непригодными 83 МКД, из которых признаны аварийными и подлежащими сносу в результате ЧС 2019 года – 7 МКД; признаны аварийными и подлежащими сносу до (дата) и включены в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр- 16 МКД; признаны аварийными и подлежащими сносу после января 2017 – 60 МКД, в которых расположено 640 квартир, из них 406 квартир находится в муниципальной собственности, 234 квартиры в частной, зарегистрировано 640 семей, 1739 человек. Обращает внимание суда, что по состоянию на (дата) в муниципальном маневренном фонде г.Комсомольска-на-Амуре находится 17 единиц свободных благоустроенных жилых помещений в 13 квартирах. Кроме того распоряжения администрации г.Комсомольска-на-Амуре в установленном законом порядке не оспаривались, и в соответствии с постановлением Главы (адрес) от (дата) (№) «О муниципальных правовых актах главы (адрес) и муниципальных правовых актах администрации г.Комсомольска-на-Амуре» считаются вступившими в законную силу с момента его подписания. С учетом изложенного просила суд в удовлетворении иска прокурора г.Комсомольска-на-Амуре отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заключениями городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений и жилищного фонда РФ многоквартирных домов, находящихся в федерального собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, (№) от (дата), (№) от (дата), приняты решения о выявлении оснований для признания многоквартирных домов (№), (№) по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре аварийными и подлежащими сносу, соответственно. Основанием для принятия указанных решений являлось: по результатам проведенного обследования конструкций многоквартирного дома специализированной организацией установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилых помещений, в том числе входящие в состав общего имущества указанных МКД не соответствуют требованиям, установленным Положением о признании ж помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата) (№).
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (№)-па от (дата) многоквартирный (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) (п.п.1.5, 1.8) в связи с признанием указанного МКД аварийным и подлежащим сносу срок расселения граждан, проживающим в данном доме, установлен до (дата), срок организации сноса МКД установлен до (дата).
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (№)-па от (дата) многоквартирный (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) (п.п.1.5, 1.8) в связи с признанием указанного МКД аварийным и подлежащим сносу срок расселения граждан, проживающим в данном доме, установлен до (дата), срок организации сноса МКД установлен до (дата).
Судом также установлено и сторонами спора в суде не оспаривалось, что вышеуказанные МКД являются кирпичными домами, 1950-1952 годов постройки.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от (дата) (№) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Далее Положение).
Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. При этом определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года).
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплен принцип обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
На основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно письменного отзыва на исковое заявление, по состоянию на (дата) в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре 18 квартир, 5 квартир муниципальных; зарегистрировано 20 семей – 47 человек. В (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре 16 квартир, 3 квартиры муниципальных; зарегистрировано 16 семей - 32 человека.
Судом установлено, что в результате проведенных обследований спорных объектов имеется угроза их обрушения, так как несущие и ограждающие конструкции не соответствуют установленным требованиям, в связи с чем, нахождение в указанных МКД является опасным для граждан, так как создает реальную опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, по мнению суда, срок расселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, установленный ответчиком, нельзя признать разумным, поскольку в этом случае не обеспечиваются как жилищные права проживающих в них лиц на безопасное и благоприятное проживание, так и права третьих лиц, посещающих спорные МКД в связи с выполнением ими контролирующих, организационных функций, а также обязанности по содержанию общего имущества МКД, а потому суд приходит к выводу о возложении на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре приняты меры по отселению жильцов домов (№), (№) по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и организации сноса МКД в разумный срок.
Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу и не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч.1,3,5 ст.6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частью третьей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора с возложением на ответчика обязанности принять меры к расселению спорных МКД в отношении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а также являющихся собственниками жилых помещений в указанных домах, с последующим сносом МКД, и определяет срок для исполнения настоящего решения суда в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, полагая, что указанный срок отвечает требованиям разумности и достаточности.
Доводы ответчика, третьего лица о том, что по состоянию на (дата) признаны аварийными и подлежащими сносу в г.Комсомольске-на-Амуре после января 2017 – 60 МКД, в которых расположено 640 квартир, из них 406 квартир находится в муниципальной собственности, 234 квартиры в частной, зарегистрировано 640 семей, 1739 человек, при этом в муниципальном маневренном фонде г.Комсомольска-на-Амуре находится всего семнадцать единиц свободных благоустроенных жилых помещений в 13 квартирах, что явно недостаточно для расселения граждан, проживающих в МКД признанных аварийными и подлежащими сносу, а вышеуказанные распоряжения администрации г.Комсомольска-на-Амуре об установлении срока расселения и сноса домов в установленном законом порядке не оспаривались, считаются вступившими в законную силу с момента их подписания, суд не принимает во внимание, поскольку указанные доводы правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, ибо установленный ответчиком срок расселения проживающих лиц в спорных МКД до (дата), по мнению суда, нельзя признать законным, ибо проживание в аварийных многоквартирных жилых домах до указанного срока создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в них.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре - удовлетворить.
Возложить на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда расселить граждан из многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и организовать снос указанного многоквартирного жилого дома.
Возложить на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда расселить граждан из многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и организовать снос указанного многоквартирного жилого дома.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья О.В.Березина
Мотивированное решение суда изготовлено 12.01.2021