УИД 63RS0031-01-2023-001611-17
номер производства 2а-2337/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 27 июня 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием: административного истца Шарипова О.Г. (посредством видеоконференц-связи),
представителей административных ответчиков Овчинникова В.А., Старостиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2337/2023 по административному исковому заявлению Шарипова Олега Гасымовича к ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-63 УФСИН России, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании действий по наложению взысканий незаконными,
установил:
Шарипов О.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-63 УФСИН России, УФСИН России по Самарской области в котором указал, что является инвалидом <данные изъяты>, передвигается на костылях в связи с открытым переломом <данные изъяты>, также имеет ряд хронических заболеваний, в том числе <данные изъяты>, в связи с чем ему должны быть предоставлены улучшенные условия содержания. С 15.02.2018 отбывает наказание в ИК-29, неоднократно за нарушение правил внутреннего распорядка помещался в штрафной изолятор и единое помещение камерного типа, в которых отсутствуют надлежащие условия, необходимые для инвалидов и лиц, имеющих заболевания, считает, что наложенные взыскания в виде помещения в ШИЗО и ЕПКП с учетом состояния его здоровья не соразмерны тяжести проступков.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Федеральная служба исполнения наказаний России, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - начальник филиала «Медицинская часть № 10» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России Мчедлидзе А.О.
Административный истец Шарипов О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что ему, как инвалиду <данные изъяты>, имеющему ряд хронических заболеваний, том числе <данные изъяты>, передвигающемуся на костылях, не обеспечены надлежащие условия содержания в штрафном изоляторе и едином помещении камерного типа, куда он помещался при нарушениях внутреннего распорядка в качестве меры дисциплинарного взыскания. Считает, что указанные меры взыскания с учетом состояния его здоровья несоразмерны совершенным им проступкам. Ему как инвалиду <данные изъяты> должны быть предоставлены улучшенные условия содержания, он также не должен по утрам ходить на зарядку. Действиями сотрудников администрации исправительного учреждения ему причинены нравственные страдания, так как в камере установлена камера видеонаблюдения, а также физические страдания, поскольку в связи с ненадлежащими условиями у него возникает головная боль и лихорадка. Кроме того, не отрицал факт предложения ему со стороны сотрудников учреждения перейти в другую камеру, однако он специально не делал этого, с целью фотофиксации условий содержания именно в той камере, где он находился на тот момент.
Представитель административных ответчиков: ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России Овчинников В.В., действующий на основании доверенностей, с административным иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и указал, что Шарипов О.Г. прибыл в ИК-29 15.02.2018, в связи с имеющимися заболеваниями, на основании рапорта медицинского персонала, он был поставлен на повышенную норму питания. Для обеспечения и оказания медицинской помощи, на территории ИК-29 действует МЧ-10 МСЧ-63 ФСИН России, осужденные обеспечиваются необходимыми медицинскими препаратами. Шарипов О.Г. состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к доставке запрещенных продуктов, как лицо, склонное к суициду и членовредительству, как лицо, систематически нарушающее правила внутреннего распорядка. Согласно имеющихся индивидуальных программ реабилитации инвалида, выданных 08.08.2017, 27.08.2019, 01.09.2020, какие-либо ограничения Шарипову О.Г. не установлены. Шарипов О.Г. неоднократно нарушал правила внутреннего распорядка учреждения, за что привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде водворения в штрафной изолятор и единое помещении камерного типа, которое производится только после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Ни одно решение о применении меры дисциплинарного взыскания Шариповым О.Г. в установленный законом срок оспорено не было, по установленным правилам видеонаблюдение в камере, где содержался Шарипов О.Г., производилось ввиду ее психологического состояния, так как он склонен к суициду. Кроме того, Шарипову О.Г. предлагалось перейти в другую камеру, когда он содержался в ШИЗО, но он отказался. Просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-63 УФСИН России Старостина А.В., действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указала, что Шарипов О.Г. прибыл в ИК-29 в феврале 2018 года, в период отбытия наказания к нему неоднократно применялись дисциплинарные взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и единое помещением камерного типа, при этом в соответствии с Приказом Минюста РФ от 09.08.2011 № 282 перед водворением в отношении Шарипова О.Г. осуществлялся медицинский осмотр для дачи заключения о его возможности находиться в данных помещениях. Шарипов О.Г. неоднократно обращался по вопросу его освобождения от прохождения проверок до конца срока отбытия наказания ввиду наличия инвалидности, с ним проводились разъяснительные беседы. Шарипов О.Н. неоднократно проходит стационарное лечение в связи с переломом <данные изъяты> и его последствиями, а также по вопросу лечения <данные изъяты>. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо начальник филиала «Медицинская часть № 10» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России Мчедлидзе А.О. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, суд считает административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1 статьи 17).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Специальным законом о порядке и условиях исполнения и отбывания наказаний, правовом положении и средствах исправления осужденных является УИК РФ, который закрепляет, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 10, часть 2 статьи 11).
К одному из основных средств исправления осужденных, часть 2 статьи 9 УИК РФ относит порядок исполнения и отбывания наказания (режим), под которым понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что приговор суда - это не только формальное основание для лишения лица свободы, но и главный непосредственный источник его специального правового статуса как осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Этот статус предполагает, что лица, которые лишены свободы в установленном законом порядке, в целом обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы. При этом режим и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы устанавливаются с тем, чтобы обеспечить изоляцию и охрану осужденных, постоянный надзор за ними, их личную безопасность, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, их исправление и предупреждение новых преступлений, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и при необходимости - изменение данных условий (постановления от 19 апреля 2016 N 12-П, от 8 июня 2021. N 27-П, определение от 30 ноября 2021 N 2640-О и др.).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1314, предусмотрено, что одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Положениями части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В статье 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации изложено, что осужденные, в том числе имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона; право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14 названного выше постановления).
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела 15.02.2018 Шарипов О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл для отбытия наказания в ФКУ «Исправительная колония № 29» УФСИН России по Самарской области из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области.
Согласно справки МСЭ от 01.09.2020, Шарипов О.Г. с 31.08.2020 является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно.
Согласно выписки из амбулаторной карты Шарипова О.Г., последний имеет ряд заболеваний: <данные изъяты>, неоднократно проходил стационарное обследование и лечение проходил амбулаторное лечение вследствие перелома <данные изъяты>.
Согласно индивидуальных программ реабилитации по состоянию на 08.08.2018, 01.09.2020 Шарипов О.Г. не нуждается в оборудовании помещения, занимаемого им, специальными средствами и приспособлениями.
Решениями административной комиссии ФКУ ИК-29, принятыми на основании пункта 24 Приказа Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» Шарипов О.Г. состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к доставке запрещенных продуктов (протокол № 44 от 30.03.1018), как лицо, склонное к суициду и членовредительству (протокол № 45 от 28.04.2018), как лицо, систематически нарушающее правила внутреннего распорядка (протокол № 54 от 01.03.2019).
За время отбытия наказания с 05.07.2017 Шарипов О.Г. имеет 82 действующих взыскания, неоднократно водворялся в штрафной изолятор и единое помещение камерного типа в связи с периодическими нарушениями правил внутреннего распорядка, что подтверждается представленной суду характеристикой осужденного, а также копиями постановлений о наложении дисциплинарных взысканий. За систематические нарушения установленных правил отбывания наказания 25.02.2019 признан злостным нарушителем и переведен в строгие условия отбывания наказания.
Шарипов О.Г. факт совершения им нарушений правил внутреннего распорядка не оспорил, однако считает, что примененные к нему взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и помещение камерного типа с учетом наличия инвалидности и состояния его здоровья не соразмерны допущенным им нарушениям.
Указанные доводы административного истца суд считает несостоятельными.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным; являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора, в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В силу положений статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в которых закреплены права и основные обязанности осужденных к лишению свободы (в том числе: выполнение требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил; соблюдение распорядка дня, установленного в ИУ; выполнение законных требований работников УИС; ношение одежды установленного образца; выполнение во время физической зарядки единого комплекса физических упражнений, разработанного в ИУ по согласованию с медицинской организацией УИС и утвержденного начальником ИУ или лицом, его замещающим, за исключением случаев освобождения от выполнения указанного комплекса физических упражнений по медицинским показаниям; по требованию администрации ИУ указание своих полных установочных данных и т.д.), а также определен круг действий, которые запрещены осужденным к лишению свободы (в том числе, запрет использования нецензурной брани, а также жаргонных слов и выражений, применяемых в криминальной среде, при общении с другими людьми; запрет закрывать объективы камер видеонаблюдения, воздействовать на их работу; курение в не отведенных для этого местах и т.д.). Осужденные к лишению свободы, находящиеся за пределами жилых помещений ИУ, обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ, другими лицами, посещающими ИУ, вставать при встрече, обращаться к ним по имени и отчеству (при наличии), используя слово «Вы». Осужденные к лишению свободы, находящиеся внутри жилых помещений ИУ, обязаны вставать при встрече с работниками ИУ, другими лицами, посещающими ИУ, обращаться к ним по имени и отчеству (при наличии), используя слово «Вы».
Как следует из справки о взысканиях, Шарипов О.Г. неоднократно был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение вышеуказанных положений Правил внутреннего распорядка. Примененные к осужденному меры взыскания (выговор, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток, в одиночную камеру на срок до шести месяцев, в единое помещение камерного типа на срок до одного года) предусмотрены ст. 115 УИК РФ.
Согласно ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка- со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья.
Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения утвержден Приказом Минюста РФ от 09.08.2011 № 282 и определяет процедуру проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится только после проведения медицинского осмотра осужденного и выдачи врачом, а при его отсутствии фельдшером медицинского заключения.
Ознакомившись с представленными суду постановлениями о наложении на Шарипова О.Г. взысканий, суд установил, что порядок применения указанных мер взыскания нарушен не был, сроки наложения взысканий соблюдены, помещение осужденного в штрафной изолятор, единое помещение камерного типа, а также в отдельную камеру было произведено после проведения медицинского обследования осужденного и получения соответствующего заключения медицинского работника о возможности нахождения осужденного в указанных помещения по состоянию здоровья.
В силу части 7 ст. 117 УИК РФ не подлежат переводу в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа осужденные, являющиеся инвалидами I группы. Шарипов О.Г. имеет <данные изъяты> группу инвалидности, следовательно, к нему могут применять меры взыскания.
Согласно положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров (пункт 1).
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин) (пункт 2).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (пункт 3).
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец, указывает на нарушения условий содержания, в виду небольшого размера помещений, в которых он содержится, а также непредставление условий содержания, соответствующих его состоянию здоровья, что негативно сказывается на состоянии его здоровья.
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).
Суд, проверяя доводы административного истца применительно к вышеуказанным правовым нормам и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, проанализировал представленные в материалы дела доказательства: справки, составленные должностными лицами ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, выписку из медицинской карты Шарипова О.Г., фотоматериалы помещений мест принудительного содержания в том числе, помещений отряда, пришел к выводу об отсутствии нарушений условий содержания административного истца.
Как установлено судом и не оспорено административным истцом, последний за время пребывания в ФКУ ИК-29 содержался в том числе, в камерах: № 2 (единое помещение камерного типа), № 6 (единое помещение камерного типа), № 9 (штрафной изолятор), № 21 (штрафной изолятор), № 22 (штрафной изолятор), № 23 (штрафной изолятор), № 25 (Штрафной изолятор).
Из представленных в материалы дела справок ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, фотоматериалов следует, что оборудование всех камер соответствует положениям, установленным ст. 99 УИК РФ.
Согласно выписок из истории болезни, Шарипову О.Г. рекомендовано использование подмышечных костылей, ограничение нагрузок на нижние конечности, прием АРВТ, питание согласно приказу № 189 от 17.09.2018.
Согласно справки начальника МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-63 УФСИН России по состоянию на 06.04.2023, общее состояние Шарипова О.Г. удовлетворительное, может содержаться в ШИЗО, ОСУОН, ЕПКТ на общих основаниях. Все необходимые группы препаратов для оказания медицинской помощи имеются. Фактов отказа в предоставлении Шарипову О.Г. необходимой медицинской помощи не допускалось.
Согласно индивидуальных программ реабилитации по состоянию на 08.08.2018, 01.09.2020 Шарипов О.Г. не нуждается в оборудовании помещения, занимаемого им, специальными средствами и приспособлениями.
В силу части 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, имеющие заболевание ВИЧ, содержатся на общих основаниях с другими осужденными.
Суд отмечает, что представленные в отношении Шарипова О.Г. медицинские документы не содержат информации о необходимости освобождения последнего от физических нагрузок, имеется лишь ссылка на ограничение данных нагрузок, в связи с чем доводы Шарипова О.Г. о том, что он по состоянию здоровья должен быть освобожден от утренних зарядок и осмотров, несостоятельны.
Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 №189 установлены повышенные нормы питания, рационы питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемые при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
В соответствии с пунктом 1 Приложения №5 к указанному приказу, по повышенной норме питания обеспечиваются, в том числе больные <данные изъяты> и больные, наблюдающиеся по поводу <данные изъяты>, не зависимости от места содержания. Указанным больным в силу п. 2 приложения № 5 дополнительно к данной норме выдается на одного человека в сутки: хлеба пшеничного из муки 2 сорта - 50 г; макаронных изделий - 10 г; овощей - 50 г; сахара - 5 г; мяса - 50 г; мяса птицы - 20 г; молока питьевого - 250 мл; сока - 100 мл; масла коровьего - 20 г; творога - 50г.
Как явствует из представленных суду документов, Шарипов О.Г. включен в список осужденных ФКУ ИК-29, получающих повышенную норму питания по Приложению № 5 Примечание п. 2а к приказу № 189 Минюста России от 17.09.3018.
Таким образом, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии вышеуказанных административным истцом нарушений, поскольку со стороны администрации исправительного учреждения ему предоставлено наличие надлежащих жилищно-бытовых условий для поддержания осужденным удовлетворительной степени жизнедеятельности, предоставление надлежащего медицинского обслуживания и лечения, повышенных норм питания, а также дополнительных продуктов питания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-29 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░-10 ░░░░ ░░░-63 ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-63 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11.07.2023
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░