Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2015 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Прокофичева Д.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя ФИО1 – ФИО4 об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель ФИО1. – ФИО4, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 3215.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> администрация <адрес> отказала в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок накладывается на земельный участок для малоэтажного жилищного строительства, схема которого утверждена постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2232. Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему, в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 удовлетворены, на администрацию <адрес> возложена обязанность, рассмотреть заявление ФИО1 <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 01-14/685, администрация <адрес> отказала ей в утверждении схемы расположения земельного участка. Согласно указанного письма, основанием для отказа является наложение запрашиваемого мной земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 28:10:013013:1894. Считает, что отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> незаконным. Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, полученной с сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) земельный участок с кадастровым номером 28:10:013013:1894 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, а снят с учета ДД.ММ.ГГГГ. Для определения законности действий администрации <адрес> установим цепочку событий с момента подачи ФИО1 заявления об утверждении схемы расположения земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ) до написания оспариваемого отказа (10.02.2015г.). ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> ею подано Заявление о согласовании схемы расположения земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> администрация <адрес> отказала в согласовании схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано исковое заявление в Благовещенский районный суд. ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским районным судом вынесено решение об удовлетворении иска, решение обжаловано не было и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала ей в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку имеется наложение запрашиваемого участка на земельный участок с кадастровым номером 28:10:013013:1894. Таким образом, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 28:10:013013:1894 (ДД.ММ.ГГГГ), администрация <адрес> знала об имеющемся земельном споре. Несмотря на это обратилась с заявлением о постановке указанного выше земельного участка на кадастровый учет. После написания оспариваемого отказа (от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 28:10:013013:1894 был снят с кадастрового учета. Из изложенного можно сделать вывод, что постановка земельного участка с кадастровым номером 28:10:013013:1894 на кадастровый учет нужна была администрации <адрес> только в целях подготовки якобы законного отказа. Таким образом, заведомо зная о существовании земельного спора, администрация <адрес> препятствует ФИО1 в законном получении земельного участка, т.е. недобросовестно осуществляет право по распоряжению земельными участками, установленное Федеральным законом 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, просила признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 3215.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Ответчик администрация <адрес> в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, предоставили суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
По итогам рассмотрения указанного заявления, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> дан ответ № 01-14/5509, согласно которому истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на том основании, что при сопоставлении представленных им координат к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с информационной базой МБУ «ИЦБР» установлено наложение испрашиваемого участка на границы земельного участка для малоэтажного строительства, ранее утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2232.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратилась в суд с настоящими требованиями.
Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 были удовлетворены в полном объеме. Отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, признан незаконным. На администрацию <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, входящий номер 3215.
ДД.ММ.ГГГГ, повторно рассмотрев заявление ФИО1 администрация <адрес> отказала ей в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с информационной базой МБУ «ИЦБР» установлено наложение испрашиваемого участка на границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:013013:1894.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратилась в суд с настоящими требованиями.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Несмотря на то, что истец обратился в суд с исковым заявлением, учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящий иск в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Рассматривая доводы ФИО1 изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется нормами Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку спорные правоотношения сторон возникли до внесения изменений в Земельный кодекс РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>» утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией <адрес> в лице отдела муниципальной собственности администрации <адрес>.
Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр <адрес>» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес> на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
При этом, в соответствии с п. 2.6. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации, установленной пунктом 2.2. настоящего регламента; при непредставлении определенных пунктом 2.2. настоящего административного регламента документов; отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес> в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, правилам землепользования и застройки района, в случае, если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка; обращение за предоставлением муниципальной услуги ненадлежащего лица.
Как было установлено судом, ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
Отказывая в согласовании схемы, администрация <адрес> со ссылкой на пункт 2.6 Административного регламента в качестве причины отказа указала, что запрашиваемый ФИО1 земельный участок налагается на земельный участок, ранее утвержденный на кадастровом плане территории постановлением администрации <адрес>.
Не согласившись с данным отказом ФИО1 обратилась в суд.
Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 были удовлетворены в полном объеме. Отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, признан незаконным. На администрацию <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, входящий номер 3215.
ДД.ММ.ГГГГ, повторно рассмотрев заявление ФИО1 администрация <адрес> отказала ей в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с информационной базой МБУ «ИЦБР» установлено наложение испрашиваемого участка на границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:013013:1894.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратилась в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В качестве подтверждения обоснованности отказа ФИО1 администрацией <адрес> не было предоставлено никаких доказательств.
Более того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> ФИО1 подано заявление о согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013.
ДД.ММ.ГГГГ <номер> администрация <адрес> отказала ФИО1 в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок накладывается на земельный участок для малоэтажного жилищного строительства, схема которого утверждена постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2232.
Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему, в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 удовлетворены, на администрацию <адрес> возложена обязанность, рассмотреть заявление ФИО1 <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ № 01-14/685, администрация <адрес> отказала ей в утверждении схемы расположения земельного участка. Согласно указанного письма, основанием для отказа является наложение запрашиваемого ФИО1 земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 28:10:013013:1894, заявительница ФИО5
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ <номер> земельный участок с кадастровым номером 28:10:013013:1894 был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 28:10:013013:1894, администрация <адрес> знала об имеющимся земельном споре. Несмотря на это администрация <адрес> согласовала схему земельного участка ФИО5, которая ДД.ММ.ГГГГ, поставила на государственный кадастровый учет, земельный участок площадью 420 678 кв.м., разрешенным использованием – для комплексного освоения в целях жилищного строительства, категория земель- земли населенных пунктов.
Согласно п.1. ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть при подачи заявления ФИО1) утверждение схемы расположения земельного участка является промежуточным этапом предоставления земельного участка заявителю ФИО1
Соответственно ФИО1 не может воспользоваться своим правом на предоставление ей земельного участка.
Таким образом, со стороны администрации <адрес> в ходе судебного разбирательства по делу не было представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого отказа.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 01-14/685, является незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая право истца, подлежащее защите, суд считает верным избранный заявителем способ защиты нарушенного права, заключающийся в возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № 3215.
Указанный способ восстановления нарушенных прав принимается судом так же в связи с тем, что администрацией <адрес> фактически по существу не было рассмотрено заявление ФИО1, так как заявителю было отказано только на том основании, что испрашиваемый заявителем земельный участок накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:013013:1894.
Данный способ защиты нарушенного права истца согласуется так же с разъяснениями, данными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить.
Признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 3 000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал 28:10:013013, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, входящий номер 3215.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: