гр. дело № 2-2045/2014г.
строка № 38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» мая 2014г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И. А.
с участием истца Отрешко А.А., представителя истца Отрешко А.А., по доверенности Давыдовой Л.Н., представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Степановой О.С., представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Поповой Э.В., представителя КУВО «Лесная Охрана» по доверенности Красовой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отрешко ФИО13, Отрешко ФИО14, Отрешко ФИО15 к Правительству Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указали, что на основании протокола № заседания профсоюзного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> была предоставлена <данные изъяты> ФИО8, умершему ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истцы зарегистрированы в квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности <адрес>. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана». Занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно акта № проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. «неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений <адрес>, инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии».
На основании экспертного заключения, выполненного ОАО «<данные изъяты> по заказу ДИЗО Воронежской области рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания.
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ФИО5 <адрес>, квартира признана непригодной для проживания.
В связи с изложенным истцы просят обязать Правительство Воронежской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО) предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Отрешко А.А., представитель истца по доверенности Давыдова Л.Н. иск поддержали, пояснили изложенное.
Истцы Отрешко М.Г., Отрешко А.Г. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления.
Представитель Правительства Воронежской обл. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеется уведомление.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Степанова О.С. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.85-87).
Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Попова Э.В. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель КУВО «Лесная Охрана» по доверенности Красова Е.В. считает иск незаконным, представлены письменные пояснения (л.д.89-90).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснении сторон, сообщений, свидетельства, имеющихся в деле, судом установлено, что истцы зарегистрированы в спорной квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности ФИО5 <адрес>. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана».
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ. проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, так как неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений <адрес>, инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии (л.д.22-23).
Согласно представленного истцами экспертного заключения ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания (л.д.24-33).
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес>, квартира признана непригодной для проживания (л.д.54-55).
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ст. 51 ЖК РФ относит, в том числе, граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).
В соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан, в том числе, граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 1). Жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом (ст. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года", исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления (ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ).
Постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 г. № 1083 «О мерах по реализации закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определен исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, - Главное управление государственного имущества (в настоящее время ДИЗО). Исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управление социального развития Воронежской области (в настоящее время Департамент социальной защиты Воронежской обл.).
Вышеназванным Постановлением также установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.
Приказом департаментом труда и социального развития Воронежской области от 10.03.2011г. № 420/ОД утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма (в ред. приказа ДТиСР Воронежской области от 04.05.2012г. № 1324/ОД). Указанное Положение регламентирует порядок предоставления гражданам из числа категорий, указанных в статье 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ, проживающим на территории Воронежской области, жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Воронежской области.
Согласно п. 2.1. – 2.2.4 указанного Положения постановка на учет и ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области, осуществляются департаментом труда и социального развития Воронежской области как уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области, который осуществляет следующие полномочия: принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма в уполномоченном органе; формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации; представление в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма конкретному лицу.
Названное Положение также предусматривает порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области (п. п. 3.1. - 3.17) и порядок предоставления жилого помещения
по договорам социального найма, в частности, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4 Закона (п.4.1). Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований действующего законодательства, является основанием для заключения департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области соответствующего договора социального найма с гражданами в срок, установленный указанным решением (п. 4.2).
Согласно Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013г. № 1132, которым признано утратившим силу постановление правительства Воронежской области от 23.04.2009г. № 285 «Об утверждении Положения о департаменте труда и социального развития Воронежской области», (п.3.1., 3.2.) департамент исполняет государственные функции, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Ранее указанные функции исполнял департамент труда и социального развития Воронежской области согласно п. 3.1.8. Положения о Департаменте труда и социального развития Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009г. № 285.
Согласно Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, ДИЗО является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Основными задачами департамента являются, в том числе, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Воронежской области; управление жилищным фондом Воронежской области социального использования. Департамент имеет право (п.4.11.) заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений.
Таким образом, ни Правительство, ни ДИЗО не являются органом, который вправе принимать решения о предоставлении жилого помещения при всех прочих равных условиях. ДИЗО является органом, который заключает договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений на основании принятого департаментом соцзащиты решения.
Кроме того, судом установлено, что истцы не стоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, отсутствуют законные основания для предоставлениям им вне очереди жилого помещения по договору социального найма. При этом суд учитывает следующее.
В соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или неподлежащими реконструкции (п. 1 ч. 2 данной статьи).
По смыслу приведенной нормы закона предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, при этом и не исключает необходимости их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении № 376-О-П от 05.03.2009 г. (ч. 2 абз. 5 и 6), федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, гражданин должен быть признан малоимущим и нуждаться в улучшении жилищных условий в силу обеспеченности жильем ниже установленной нормы либо ввиду отсутствия жилья. Эти условия должны быть установлены в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Отрешко ФИО16, Отрешко ФИО17, Отрешко ФИО18 к Правительству Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья
гр. дело № 2-2045/2014г.
строка № 38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» мая 2014г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И. А.
с участием истца Отрешко А.А., представителя истца Отрешко А.А., по доверенности Давыдовой Л.Н., представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Степановой О.С., представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Поповой Э.В., представителя КУВО «Лесная Охрана» по доверенности Красовой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отрешко ФИО13, Отрешко ФИО14, Отрешко ФИО15 к Правительству Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указали, что на основании протокола № заседания профсоюзного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> была предоставлена <данные изъяты> ФИО8, умершему ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истцы зарегистрированы в квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности <адрес>. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана». Занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно акта № проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. «неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений <адрес>, инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии».
На основании экспертного заключения, выполненного ОАО «<данные изъяты> по заказу ДИЗО Воронежской области рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания.
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ФИО5 <адрес>, квартира признана непригодной для проживания.
В связи с изложенным истцы просят обязать Правительство Воронежской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО) предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Отрешко А.А., представитель истца по доверенности Давыдова Л.Н. иск поддержали, пояснили изложенное.
Истцы Отрешко М.Г., Отрешко А.Г. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления.
Представитель Правительства Воронежской обл. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеется уведомление.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Степанова О.С. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.85-87).
Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Попова Э.В. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель КУВО «Лесная Охрана» по доверенности Красова Е.В. считает иск незаконным, представлены письменные пояснения (л.д.89-90).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснении сторон, сообщений, свидетельства, имеющихся в деле, судом установлено, что истцы зарегистрированы в спорной квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности ФИО5 <адрес>. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана».
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ. проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, так как неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений <адрес>, инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии (л.д.22-23).
Согласно представленного истцами экспертного заключения ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания (л.д.24-33).
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес>, квартира признана непригодной для проживания (л.д.54-55).
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ст. 51 ЖК РФ относит, в том числе, граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).
В соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан, в том числе, граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 1). Жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом (ст. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года", исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления (ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ).
Постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 г. № 1083 «О мерах по реализации закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определен исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, - Главное управление государственного имущества (в настоящее время ДИЗО). Исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управление социального развития Воронежской области (в настоящее время Департамент социальной защиты Воронежской обл.).
Вышеназванным Постановлением также установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.
Приказом департаментом труда и социального развития Воронежской области от 10.03.2011г. № 420/ОД утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма (в ред. приказа ДТиСР Воронежской области от 04.05.2012г. № 1324/ОД). Указанное Положение регламентирует порядок предоставления гражданам из числа категорий, указанных в статье 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ, проживающим на территории Воронежской области, жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Воронежской области.
Согласно п. 2.1. – 2.2.4 указанного Положения постановка на учет и ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области, осуществляются департаментом труда и социального развития Воронежской области как уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области, который осуществляет следующие полномочия: принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма в уполномоченном органе; формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации; представление в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма конкретному лицу.
Названное Положение также предусматривает порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области (п. п. 3.1. - 3.17) и порядок предоставления жилого помещения
по договорам социального найма, в частности, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4 Закона (п.4.1). Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований действующего законодательства, является основанием для заключения департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области соответствующего договора социального найма с гражданами в срок, установленный указанным решением (п. 4.2).
Согласно Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013г. № 1132, которым признано утратившим силу постановление правительства Воронежской области от 23.04.2009г. № 285 «Об утверждении Положения о департаменте труда и социального развития Воронежской области», (п.3.1., 3.2.) департамент исполняет государственные функции, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Ранее указанные функции исполнял департамент труда и социального развития Воронежской области согласно п. 3.1.8. Положения о Департаменте труда и социального развития Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009г. № 285.
Согласно Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, ДИЗО является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Основными задачами департамента являются, в том числе, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Воронежской области; управление жилищным фондом Воронежской области социального использования. Департамент имеет право (п.4.11.) заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений.
Таким образом, ни Правительство, ни ДИЗО не являются органом, который вправе принимать решения о предоставлении жилого помещения при всех прочих равных условиях. ДИЗО является органом, который заключает договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений на основании принятого департаментом соцзащиты решения.
Кроме того, судом установлено, что истцы не стоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, отсутствуют законные основания для предоставлениям им вне очереди жилого помещения по договору социального найма. При этом суд учитывает следующее.
В соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или неподлежащими реконструкции (п. 1 ч. 2 данной статьи).
По смыслу приведенной нормы закона предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, при этом и не исключает необходимости их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении № 376-О-П от 05.03.2009 г. (ч. 2 абз. 5 и 6), федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, гражданин должен быть признан малоимущим и нуждаться в улучшении жилищных условий в силу обеспеченности жильем ниже установленной нормы либо ввиду отсутствия жилья. Эти условия должны быть установлены в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Отрешко ФИО16, Отрешко ФИО17, Отрешко ФИО18 к Правительству Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья