Производство № 2а-3861/2020
УИД 28RS0004-01-2020-004052-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием административного истца Красюк И.А., представителей административного ответчика администрации г. Благовещенска – Горшовой А.А., Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска – Малых К.Н., представителей заинтересованных лиц МУ «ГУКС» - Гурьяновой С.В., МКП г. Благовещенска «ГСТК» - Кузменковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красюк И. А. к администрации г. Благовещенска, Управлению ЖКХ администрации г. Благовещенска, МКП «ДЭУ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Красюк И.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что она неоднократно обращалась в различные органы власти г. Благовещенска и Амурской области с просьбой о выполнении комплекса работ капитального ремонта участка дороги по ул. Ленина от ул. Нагорная до с. Верхнеблаговещенское и ул. Карьерная. В настоящее время частично выполнен ремонт дорожного полотна, при этом на протяжении всей дороги отсутствует освещение, дорожная разметка, отсутствуют необходимые автобусные остановки, тротуары, дорожки для пешеходов и велосипедистов, туалеты, площадки для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения и иных элементов дороги. В обоснование заявления привела положения Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в силу которых осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, контроль за их сохранностью, обеспечение безопасности дорожного движения на них, текущий и капитальный ремонт, содержание возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления. Требования ГОСТ Р 52766-2007, 52289-2004, 50597-2017 являются обязательными, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья, имущества населения, охрану окружающей среды. По мнению истицы, ответчиками допущено бездействие, связанное с непринятием своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги по ул. Ленина от ул. Нагорная до с. Верхнеблаговещенское и ул. Карьерная, а именно: на указанных участках не выполнен в полном объёме ремонт дорожного полотна, на всей протяжённости проезжей части отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки, пешеходные переходы, велосипедные дорожки, дорога не обустроена тротуарами, остановками для общественного транспорта, туалетами, освещением, на покрытии обочин посторонние предметы, не имеющие отношения к их обустройству, отсутствуют дорожные знаки приоритета и т.д. Отсутствие указанных элементов дороги и ненадлежащие состояние дорожного полотна создают угрозу жизни и здоровью пешеходам и водителям.
На основании изложенного просит суд, признать бездействие администрации г. Благовещенска, Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска, МКП «ДЭУ» незаконным, обязать ответчиков в соответствии с полномочиями выполнить капитальный ремонт дороги по ул. Ленина от ул. Нагорная до с. Верхнеблаговещенское и ул. Карьерная в срок до 01.10.2020г., в соответствии с требованиями действующего законодательств, с необходимыми элементами.
В судебном заседании административный истец настаивала на удовлетворении заявленных требованиях, полагала, что непринятие мер по приведению указанной дороги в надлежащее состояние нарушает ее права и неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, может привести к аварийной ситуации, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Спорные участки автодороги не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93, на дорожном покрытии имеются выбоины более 5 см, не скошена трава и кустарники, отсутствуют автобусные остановки, освещение, тротуары или пешеходные дорожки, наименование населенного пункта «Верхнеблаговещенское» на знаке 5.23.1 не соответствует официальному, опоры искусственного освещения не соответствуют ГОСТу 32947, имеющие осветительные приборы неисправны, сроки устранения неисправностей не соблюдаются.
В судебном заседании представители административных ответчиков возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения относится к компетенции Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска. В соответствии с решением Благовещенской городской Думы от 30.11.2017 № 39/88 «О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» по ведомственной структуре расходов городского бюджета главным распорядителем средств местного бюджета по статье «субсидии казенным предприятиям на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети» определено УЖКХ администрации г. Благовещенска. 15.01.2018г. Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска заключен договор с МПК «ГСТК» на предоставление субсидии казенным предприятиям города Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска. Таким образом, МПК «ГСТК» осуществляет содержание улично-дорожной сети (УДС) города Благовещенска. В рамках заключенных договоров МПК «ГСТК» выполнены работы по содержанию и ремонтному профилированию грунтового полотна по ул. Карьерная и ямочный ремонт автомобильных дорог «Благовещенск - Верхнеблаговещенское», ул. Ленина (с. Верхнеблаговещенское), что подтверждается выкопировками из отчетов о фактическом выполнении работ МПК «ГСТК» по содержанию и ремонту УДС г. Благовещенска. В 2019 г. в рамках муниципального контракта от 25.06.2019 г. № 2019.0270 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети г. Благовещенска, заключенного между МУ «ГУКС» и ООО «Сервер» выполнялся ремонт улично-дорожной сети ул. Ленина от ул. Нагорной в сторону ООТ «Конечная (Верхнеблаговещенское)» (участок 2-3). 14.05.2020 г. между МУ «ГУКС» и ООО Строительно Транспортная компания «ТРОЯ» заключен муниципальный контракт № 0129/2020 на выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия по ул. Ленина от ул. Нагорная в сторону ООТ «Конечная (Верхнеблаговещенское)». Истец не обосновал срок исполнения решения суда, кроме того указанный истцом срок является заведомо не исполнимым, кроме того, в соответствии с Положением по производству земляных работ на территории муниципального образования г. Благовещенска, утвержденным постановлением администрации города Благовещенска от 05.02.2014 № 589, производство земляных работ возможно только в период с 15.04.2020 по 15.10.2020г. Истец не доказал бездействие администрации г. Благовещенска в решении вопросов местного значения при осуществлении дорожной деятельности, как и не доказал того, что спорный участок дороги требует проведения капитального ремонта.
В судебном заседании представитель МКП г. Благовещенска «ГСТК» возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что Управление ЖКХ города Благовещенска является главным распорядителем средств местного бюджета по статье «субсидии казенным предприятиям на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети». В целях организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, на основании «Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска», утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от 10.12.2015 № 4391 (далее - Порядок) между Управлением ЖКХ города Благовещенска и МКП «ГСТК» заключен договор на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска от 09.01.2020 № 03-08/1. В рамках заключенного договора по ул. Карьерная, МКП «ГСТК» выполняется ремонтное профилирование гравийных дорог с устранением выбоин, провалов на проезжай части, путем подсыпки, выполняется ямочный ремонт дорожного полотна, в соответствии с планами-графиками выполнения работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска. Автомобильная дорога «Благовещенск-Верхнеблаговещенское» и ул. Карьерная находятся в надлежащем состоянии, МКП «ГСТК» осуществляется своевременное содержание спорных участков. Работы по содержанию и ремонту выполняются в полном объеме. Работы по созданию новых объектов, а не ремонт уже существующих, относятся к капитальному ремонту автомобильных дорог. Субсидия, предоставляемая МКП «ГСТК» не включает в себя работы по проведению капитального ремонта дороги. Истец не представила доказательств, что указанный участок дороги требует капитального ремонта.
В судебном заседании представитель МУ «ГУКС» возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что доказательств нарушения требований и стандартов по содержанию указанных участков дороги и того, что спорный участок дороги требует проведения капитального ремонта, истцом не представлено. В целях обеспечения выполнения функции в области содержания автомобильных дорог Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска заключен договор с МПК «ГСТК» на предоставление субсидии казенным предприятиям города Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска. Таким образом, МПК «ГСТК» осуществляет содержание уличнодорожной сети города Благовещенска. Для выполнения работ по капитальному ремонту дороги, необходимо предусмотреть бюджетные средства, обосновать необходимость выполнения работ по капитальному ремонту, составить локально-сметный расчет, изготовить проектную документацию которая в последующем должна будет получить положительное заключение государственной экспертизы, а затем довести лимиты бюджетных средств, подготовить конкурсную документацию на выполнение работ, провести аукцион, и заключить муниципальный контракт. Для выполнения такого объема работы необходимо длительное время. Требования истца об обязании ответчиков в соответствии с полномочиями выполнить капитальный ремонт дороги по ул. Ленина от ул. Нагорная до с. Верхнеблаговещенское и ул. Карьерная в срок до 01.10.2020, противоречат ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную ст. 10 Конституции РФ.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п. 3.53 СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружении или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005г. № 62/89, к вопросам местного значения, решение которых осуществляется населением городского округа непосредственно и (или) органами местного самоуправления городского округа, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к дорожной деятельности отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 32 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005 № 62/89, в структуру администрации города Благовещенска входят мэр города Благовещенска, заместители мэра города Благовещенска, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Благовещенска могут наделяться правами юридического лица.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.3 положения об Управлении ЖКХ администрации города Благовещенска, утвержденного Постановлением мэра города Благовещенска от 19.09.2006 года № 3061, Управление ЖКХ администрации города Благовещенска является структурным подразделением администрации города, осуществляющим координационную и организационно-методологическую работу по реализации государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства в города Благовещенске.
Организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения относится к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска.
В соответствии с решением Благовещенской городской Думы от 30.11.2017 № 39/88 «О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» по ведомственной структуре расходов городского бюджета главным распорядителем средств местного бюджета по статье «субсидии казенным предприятиям на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети» определено Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Благовещенска от 30.06.2016г. № 2000 утверждено Положение о межведомственной комиссии по обследованию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и ее состава, в полномочия которой входит, в том числе проверка соответствия технического состояния и уровня содержания дорог, определение соответствия автомобильных дорог требованиям безопасности движения.
29.12.2018г. Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска заключен договор с МПК г. Благовещенска «ГСТК» на предоставление субсидии казенным предприятиям города Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска. Аналогичный договор между указанными сторонами заключен 09.01.2020г.
Согласно технических паспортов имеются сооружения дорожного хозяйства: – ул. Карьерная с. Верхнеблаговещенское, длиной 938,1 п.м, автомобильная дорога Благовещенск – Верхнеблаговещенское (0,0-0,6 км) Амурской области, длиной 6 км.
Межведомственной комиссией по обследованию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования в 2019 году проведено обследование автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, по результатам чего составлен акт от 03.04.2019г., согласно которому выявлены несоответствия улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения. Комиссией установлены сроки устранения недостатков, в том числе по ул. Ленина – отсыпка и профилирование обочин а/д «Благовещенск-Верхнеблаговещенское», ликвидация выбоин на проезжей части в с. Верхнеблаговещенское - май июнь 2019 года. Иных недостатков, которые бы свидетельствовали о необходимости проведения капитального ремонта дорог, комиссией не установлено. В число улиц, для которых комиссией рекомендовано первоочередное проведение ремонта, указанные истцом участки дороги не вошли.
В рамках заключенных договоров МПК «ГСТК» за периоды с мая 2019 года по май 2020 года выполнены работы по содержанию улично-дорожной сети г. Благовещенска, в том числе и на спорных участках дороги, что подтверждается представленными отчетами о фактическом выполнении работ.
В рамках муниципального контракта от *** № 2019.0270 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети г. Благовещенска, заключенного между МУ «ГУКС» и ООО «Сервер», выполнялся ремонт улично-дорожной сети ул. Ленина от ул. Нагорной в сторону ООТ «Конечная (Верхнеблаговещенское)» (участок 2-3).
14.05.2020г. между МУ «ГУКС» и ООО СТК «ТРОЯ» заключен муниципальный контракт от № 0129/2020 на выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия по ул. Ленина от ул. Нагорная в сторону ООТ «Конечная (Верхнеблаговещенское)».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства, факт бездействия администрации г. Благовещенска и Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска по не принятию мер по надлежащему содержанию и ремонту спорных участков автомобильных дорог не нашел своего подтверждения, достоверных доказательств того, что указанные истцом участки дороги требуют проведения капитального ремонта в деле не имеется.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Закрепленное в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, в том числе недопустимость произвольного вмешательства судебной власти в исключительную компетенцию органов законодательной и исполнительной власти.
Административный истец в рамках настоящего дела требует обязать администрацию г. Благовещенска и Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска выполнить капитальный ремонт дороги по ул. Ленина от ул. Нагорная до с. Верхнеблаговещенское и ул. Карьерная, то есть совершить действия, которые относятся к дискреционным полномочиям данных лиц, как участников рассматриваемых правоотношений, в пределах которых они имеет возможность по своему усмотрению принять необходимое решение.
Возложение обязанности совершить такое действие в судебном порядке в отсутствие оснований для признания незаконным бездействия ответчиков будет свидетельствовать о неправомерном и произвольном ограничении исключительной компетенции администрации города Благовещенска и Управления ЖКХ администрации города Благовещенска.
Кроме того, истец заявляет в качестве ответчика МКП г. Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», но согласно данным ЕГРЮЛ данное предприятие прекратило свою деятельность с 30.03.2015г., в связи с чем, предприятие не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Заявленные Красюк И. А. к администрации г. Благовещенска, Управлению ЖКХ администрации г. Благовещенска, МКП «ДЭУ» требования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить капитальный ремонт дороги по ул. Ленина от ул. Нагорная до с. Верхнеблаговещенское и ул. Карьерная в срок до 01.10.2020г., в соответствии с требованиями действующего законодательств, с необходимыми элементами - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2020 года.