Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5298/2019 ~ М-4715/2019 от 17.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Потаповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области о признании права на досрочную пенсию по старости согласно п.п.20 п.1ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании истец, представитель истца ФИО5, действующая на основании устного ходатайства исковые требования поддержали и пояснили, что 18.02.2019г. истец обратилась в пенсионный орган для назначения пенсии по старости согласно п.п.20 п.1ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г № 400-ФЗ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В августе 2019г. истцом было получено решение от 17.05.2019г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, поскольку специальный стаж на дату обращения составляет 29лет 09 месяца 15 дней. С решением истец не согласна, в том числе и в части подсчета специального стажа, который считает неправильным. Период работы с <данные изъяты>, был засчитан в календарном исчислении т.к. данное структурное подразделение относится к отделениям хирургического профиля работа в которых до 01.11.1999г. в соответствии с ранее действующим законодательством исчислялась в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, данный стаж подтверждается трудовой книжкой, справкой, уточняющей периоды работы и справкой о реорганизации Ставропольской ЦРБ. На дату вынесения решения УПФ РФ 17.05.2019г. стаж истицы был более 30 лет, а именно стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составлял 30 лет 2 месяца 12 дней. На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж составил 30 лет. С 01.01.2019г. вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которому при наличии специального стаже продолжительностью 30 лет, приобретенного в 2019 году, досрочная пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ назначается не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения права. Таким образом, право у истца возникло уже на 06.09.2019г. Просят признать периоды работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и включить в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за год работы и шесть месяцев: ДД.ММ.ГГГГ. (отпуск о беременности и родам) в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения Ставропольской ЦРБ, обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном <данные изъяты> (межрайонное) назначить пенсию истице со дня возникновения права.

Представитель ответчика ФИО6 действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в исковых требованиях отказать в полном объеме, поскольку после подачи искового заявления ФИО1 27.09.2019г. вынесено решение во изменение решения от 17.05.2019г. где засчитал период с 08.12.1998г. по 12.05.1999г. (отпуск о беременности и родам) в должности <данные изъяты> в льготном исчислении как один год работы, за один год и шесть месяцев. С повторным заявлением о назначении пенсии ФИО1 не обращалась.

Проверив материалы дела, выслушав истцу, представителя истца, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Подпунктом 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Данным Постановлением утверждены и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно п. 2 вышеуказанных Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Согласно п.3 вышеуказанных Правил, стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

То есть, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с п. 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Этим постановлением предусмотрено то, что один год работы в отделениях хирургического профиля (стационарных) засчитывается в льготном исчислении, как один год работы за год и шесть месяцев до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж работы определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П, постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П при исчислении специального стажа могут применяться правовые акты, действующие на момент вступления в законную силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений», утвержденных Постановлением Совета Министров СФСР от 06.09.1991г. № 464, Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1066.

В соответствии с п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, в специальный стаж включается работа в должностях: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В судебном заседании установлено, что 18.02.2019г. истец обратилась в пенсионный орган для назначения пенсии по старости согласно п.п.20 п.1ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г № 400-ФЗ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

17.05.2019г. решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа работы 30 лет, поскольку специальный стаж на дату обращения в пенсионный фонд составил 29 лет 09 месяца 15 дней.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) следует, что в специальный трудовой стаж не засчитаны в льготном исчислении период работы <данные изъяты> данный период засчитан календарно.

С решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласилась, в том числе и в части подсчета специального стажа, ДД.ММ.ГГГГ подан настоящий иск.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке. Списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений здравоохранения, с учетом которого назначаются соответствующие страховые пенсии по старости, что исключает возможность их расширительного толкования. В разделе "Наименование должностей" и в разделе "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из материалов дела видно, что указанные периоды работы засчитаны в специальный трудовой стаж истца в календарном исчислении.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ответчиком представлено решение от 27.09.2019г. в котором ответчиком засчитан период в льготном исчислении, решение от 17.05.2019г. изменено.

Из материалов дела видно, что отпуск по беременности и родам с <данные изъяты> засчитан в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Разрешая вопрос о порядке зачета в стаж периодов отпусков по беременности и родам необходимо исходить из того, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам, истец сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждениях, работа в которых дает право на льготное исчисление данных периодов, ей выплачивалось соответствующее пособие исходя из заработка, что свидетельствует о сохранении всех гарантий, в том числе, гарантии исчисления стажа работы в льготном исчислении.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Истица указывает, что период с <данные изъяты> который фактически является периодом нетрудоспособности и оформляется не приказом на предоставление отпуска, а листком нетрудоспособности, за этот период оплачивается не средний заработок, а пособие по государственному социальному страхованию. Согласно абз. 2 п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, поэтому данный период подлежит включению в медицинский стаж в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 6 мес.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 ноября 2002 года, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Следовательно отпуск по беременности и родам подлежит включению в подсчет специального стажа. Таким образом, требования о признании периодов работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и включении в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за год работы и 6 месяцев с 08.12.1998г. по 12.05.1999г. (отпуск о беременности и родам) в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения Ставропольской ЦРБ подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу п.1 ст.19 ФЗ от 17.12.2011г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения ФИО1 за назначением пенсии является ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 работала в <данные изъяты> отвлечений от работы не было, что подтверждается льготной справкой, приложенной истцом к исковому заявлению. Отпуска без содержания не предоставлялись, ранее предшествующий период работы в этой должности в этом учреждении был засчитан ГУ УПФ РФ в специальный стаж работы.

Учитывая, что у истицы на момент обращения в суд с учетом стажа, засчитанного судом, имеется необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд считает необходимым обязать ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) назначить ей пенсию со дня возникновения права.

Руководствуясь ст.ст. 6,12,56,194-199 ГПК, суд,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать периоды работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и включить ФИО1 в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за год работы и шесть месяцев: <данные изъяты>

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. о.Тольятти Самарской области (межрайонное) назначить пенсию ФИО1 со дня возникновения права.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Соболева Ж.В.

2-5298/2019 ~ М-4715/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новак Г.Н.
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
18.09.2019Передача материалов судье
17.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2019Подготовка дела (собеседование)
10.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2019Судебное заседание
06.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.02.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.09.2020Дело оформлено
01.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее