№ М-7148/2020
УИД 28RS0004-01-2020-010121-25
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 ноября 2020 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Матюханова Н.Н., изучив материалы искового заявления Бирюковой Светланы Славомировны, Сухоруковой Татьяны Владимировны к Управлению занятости населения Амурской области об оспаривании заключения по результатам государственной экспертизы условий труда оценки качества проведения специальной оценки условий труда, понуждении провести государственную экспертизу условий труда,
установил:
Бирюкова С.С., Сухорукова Т.В. обратились в суд с исковыми требованиями к Управлению занятости населения Амурской области об оспаривании заключения по результатам государственной экспертизы условий труда оценки качества проведения специальной оценки условий труда, понуждении провести государственную экспертизу условий труда.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Статьей 216.1 Трудового кодекса РФ работникам предоставлено право подавать обращения о проведении государственной экспертизы условий труда.
В соответствии с ч. 11 ст. 209 ТК РФ государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации (ч. 1).
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (ч. 2).
Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ч. 4).
Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда. Заключение о рассмотрении разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда является обязательным к исполнению всеми сторонами разногласий (п. 5.6.41).
В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н.
В силу пунктов 44 - 46 Порядка проведения государственной экспертизы к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отнесено рассмотрение разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке.
Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, и объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2016 года № 501н.
Приказом Минтруда России от 08.07.2016 года № 350н (ред. От 18.02.2019г.) утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 49 данного Административного регламента в случае признания содержащихся в заключении государственной экспертизы выводов необоснованными в заключении о рассмотрении разногласий (несогласия) указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда.
В случае признания содержащихся в заключении государственной экспертизы выводов обоснованными и отсутствия по результатам рассмотрения заявления правовых оснований для проведения повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда указанный вывод включается в заключение о рассмотрении разногласий (несогласия).
Таким образом, действующим законодательством четко регламентирован порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Вопросы рассмотрения разногласий по результатам государственной экспертизы условий труда оценки качества проведения специальной оценки условий труда отнесены к исключительной компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Поскольку разрешение судом рассматриваемого вопроса отнесено к исключительной компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, заявленное требование не может быть разрешено в порядке искового производства, в связи с чем не может быть принято к производству суда в силу норм права, предусмотренных ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 134, 224, 225 ГПК РФ,
определил:
Бирюковой СветланеСлавомировне, Сухоруковой Татьяне Владимировнеотказать в принятии искового заявления к Управлению занятости населения Амурской области об оспаривании заключения по результатам государственной экспертизы условий труда оценки качества проведения специальной оценки условий труда, понуждении провести государственную экспертизу условий труда.
На определение может быть подана частная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 15 дней.
Судья Н.Н. Матюханова