15 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Селивановой А.В.,
с участием:
прокурора Бородиной О.В.,
представителя истца Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Божковой С.Н.,
представителей ответчика ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» по доверенностям Похва В.Н. и Юдиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц в лице Управления лесного хозяйства Воронежской области к ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» об устранении нарушений природоохранного законодательства путем возложения обязанности разработать проект освоения лесов в отношении лесных участков,
установил:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» (далее – ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех») при использовании лесных участков с кадастровыми номерами № (площадью 5 га), расположенного в квартале №<адрес>, и № (площадью 93,6 га), расположенного в выделе № квартале № <адрес>, предоставленных ответчику на основании приказов управления лесного хозяйства Воронежской области от 14.05.2018 № 469, № 470 в постоянное бессрочное пользование для использования в целях научной исследовательской деятельности; в соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов; согласно приказам Управления лесного хозяйства Воронежской области №№ 469, 470 от 14.05.2018 ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» обязано не позднее 6 месяцев с даты предоставления участков разработать проекты освоения лесов и представить их для проведения государственной экспертизы (п. 2.4), а также обязано ежегодно подавать лесную декларацию (п. 2.5). Однако до настоящего времени ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» лесные участки используются при отсутствии проекта освоения лесов, разработанного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом Пригородного лесничества, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд (л.д. 4-8).
В судебном заседании прокурор Бородина О.В., исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Божкова С.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просит суд их удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» по доверенностям Похва В.Н. и Юдина А.Ю. признали исковые требования; представили суду письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд считает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.
В силу требований ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.
На основании приказов Управления лесного хозяйства Воронежской области от 14.05.2018 № 469, № 470 в постоянное бессрочное пользование для использования в целях научной исследовательской деятельности ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» предоставлены лесные участки с кадастровыми номерами № (площадью 5 га), расположенный в квартале № <адрес>, и № (площадью 93,6 га), расположенный в выделе <адрес> (л.д. 48-50, 53-55).
Участки эксплуатируются в целях научной исследовательской деятельности.
Лесное хозяйство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (ст.1 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.
Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований п. 8 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 23.12.2011 № 548 при осуществлении использования лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности государственные учреждения, муниципальные учреждения, другие научные организации, образовательные организации, использующие леса для научно-исследовательской и образовательной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ; осуществлять использование лесов и выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах и пр.
В соответствии с ч. 1 ст. 51, ст. 53 ЛК РФ меры пожарной и санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, законодателем предусмотрена императивная обязанность по разработке проекта освоения лесов, независимо от их целевого использования.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (п. 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).
Лесохозяйственный регламент Пригородного лесничества Воронежской области утвержден приказом управления лесного хозяйства Воронежской области №1035 от 17.10.2018.
Согласно приказам управления лесного хозяйства №№ 469, 470 от 14.05.2018 о принятии решения о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» учреждение обязано не позднее 6 месяцев с даты предоставления участков разработать проекты освоения лесов и представить их для проведения государственной экспертизы (п.2.4). Также, согласно п. 2.5 названного приказа учреждение обязано ежегодно подавать лесную декларацию. Пунктами 2.9, 2.11, 2.12 Приказа на учреждение возложены обязанности по осуществлению мер по предупреждению лесных пожаров, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по воспроизводству лесов, осуществлению расчистки квартальных просек и замены квартальных столбов. Указанные мероприятия должны производиться в соответствии с проектом освоения лесов.
Однако до настоящего времени ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» лесные участки используются при отсутствии проекта освоения лесов, разработанного в соответствии с действующим законодательства Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом Пригородного лесничества.
Согласно исковому заявлению устранить нарушения путем принятия иных мер прокурорского реагирования (представление) не представилось возможным.
В силу ч. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.
Таким образом, проект освоения лесов соответствует требования законодательства только после прохождения государственной экспертизы.
Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов в Воронежской области осуществляет Управление лесного хозяйства Воронежской области (п. 3.2.5 Положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2009 №379).
По результатам проведенной государственной экспертизы проектов освоения лесов на рассматриваемые лесные участки, предоставленные ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех», управлением лесного хозяйства утверждены отрицательные заключения государственной экспертизы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» проектов освоения лесов на лесные участки.
ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» эксплуатирует лесные участки в целях научной исследовательской деятельности.
Лесной участок с кадастровым номером № (площадью 93,6 га) входит в состав памятника природы регионального значения «Лесопарковый участок НИИЛГиС», утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 21.02.2018 №180.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» указанные участки относятся к объектам общенационального достояния.
Право на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, лесные участки в составе лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ).
Эксплуатация лесных участков без проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, влечет их не целевое использование и ненадлежащие проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству, что является нарушением интересов Российской Федерации.
Таким образом, использование лесных участков ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» без проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований и возражений. Представители ответчика в судебном заседании признали исковые требования.
Принимая во внимание отсутствие у ответчика проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, с учетом требований ст. 12 ГК РФ, предусматривающей один из способов защиты права пресечение действий, нарушающих право, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» обязанность разработать проекты освоения лесов в отношении спорных лесных участков и направить для прохождения государственной экспертизы в Управление лесного хозяйства Воронежской области.
Сучетом удовлетворения иска Воронежского межрайонного природоохранного прокурора суд на основании положений ст. 204 ГПК РФ устанавливает срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 6000 руб.
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика следует руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 РФ для юридических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором иск был заявлен, в том числе, в интересах Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства Воронежской области.
Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц в лице Управления лесного хозяйства Воронежской области удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» разработать проекты освоения лесов в отношении лесных участков: с кадастровым номером № расположенного в квартале <адрес>, с кадастровым номером № расположенного в выделе <адрес> в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и направить для прохождения государственной экспертизы в Управление лесного хозяйства Воронежской области.
Взыскать с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 22 сентября 2020 года.
15 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Селивановой А.В.,
с участием:
прокурора Бородиной О.В.,
представителя истца Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Божковой С.Н.,
представителей ответчика ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» по доверенностям Похва В.Н. и Юдиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц в лице Управления лесного хозяйства Воронежской области к ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» об устранении нарушений природоохранного законодательства путем возложения обязанности разработать проект освоения лесов в отношении лесных участков,
установил:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» (далее – ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех») при использовании лесных участков с кадастровыми номерами № (площадью 5 га), расположенного в квартале №<адрес>, и № (площадью 93,6 га), расположенного в выделе № квартале № <адрес>, предоставленных ответчику на основании приказов управления лесного хозяйства Воронежской области от 14.05.2018 № 469, № 470 в постоянное бессрочное пользование для использования в целях научной исследовательской деятельности; в соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов; согласно приказам Управления лесного хозяйства Воронежской области №№ 469, 470 от 14.05.2018 ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» обязано не позднее 6 месяцев с даты предоставления участков разработать проекты освоения лесов и представить их для проведения государственной экспертизы (п. 2.4), а также обязано ежегодно подавать лесную декларацию (п. 2.5). Однако до настоящего времени ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» лесные участки используются при отсутствии проекта освоения лесов, разработанного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом Пригородного лесничества, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд (л.д. 4-8).
В судебном заседании прокурор Бородина О.В., исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Божкова С.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просит суд их удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» по доверенностям Похва В.Н. и Юдина А.Ю. признали исковые требования; представили суду письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд считает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.
В силу требований ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.
На основании приказов Управления лесного хозяйства Воронежской области от 14.05.2018 № 469, № 470 в постоянное бессрочное пользование для использования в целях научной исследовательской деятельности ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» предоставлены лесные участки с кадастровыми номерами № (площадью 5 га), расположенный в квартале № <адрес>, и № (площадью 93,6 га), расположенный в выделе <адрес> (л.д. 48-50, 53-55).
Участки эксплуатируются в целях научной исследовательской деятельности.
Лесное хозяйство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (ст.1 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.
Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований п. 8 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 23.12.2011 № 548 при осуществлении использования лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности государственные учреждения, муниципальные учреждения, другие научные организации, образовательные организации, использующие леса для научно-исследовательской и образовательной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ; осуществлять использование лесов и выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах и пр.
В соответствии с ч. 1 ст. 51, ст. 53 ЛК РФ меры пожарной и санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, законодателем предусмотрена императивная обязанность по разработке проекта освоения лесов, независимо от их целевого использования.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (п. 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).
Лесохозяйственный регламент Пригородного лесничества Воронежской области утвержден приказом управления лесного хозяйства Воронежской области №1035 от 17.10.2018.
Согласно приказам управления лесного хозяйства №№ 469, 470 от 14.05.2018 о принятии решения о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» учреждение обязано не позднее 6 месяцев с даты предоставления участков разработать проекты освоения лесов и представить их для проведения государственной экспертизы (п.2.4). Также, согласно п. 2.5 названного приказа учреждение обязано ежегодно подавать лесную декларацию. Пунктами 2.9, 2.11, 2.12 Приказа на учреждение возложены обязанности по осуществлению мер по предупреждению лесных пожаров, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по воспроизводству лесов, осуществлению расчистки квартальных просек и замены квартальных столбов. Указанные мероприятия должны производиться в соответствии с проектом освоения лесов.
Однако до настоящего времени ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» лесные участки используются при отсутствии проекта освоения лесов, разработанного в соответствии с действующим законодательства Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом Пригородного лесничества.
Согласно исковому заявлению устранить нарушения путем принятия иных мер прокурорского реагирования (представление) не представилось возможным.
В силу ч. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.
Таким образом, проект освоения лесов соответствует требования законодательства только после прохождения государственной экспертизы.
Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов в Воронежской области осуществляет Управление лесного хозяйства Воронежской области (п. 3.2.5 Положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2009 №379).
По результатам проведенной государственной экспертизы проектов освоения лесов на рассматриваемые лесные участки, предоставленные ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех», управлением лесного хозяйства утверждены отрицательные заключения государственной экспертизы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» проектов освоения лесов на лесные участки.
ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» эксплуатирует лесные участки в целях научной исследовательской деятельности.
Лесной участок с кадастровым номером № (площадью 93,6 га) входит в состав памятника природы регионального значения «Лесопарковый участок НИИЛГиС», утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 21.02.2018 №180.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» указанные участки относятся к объектам общенационального достояния.
Право на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, лесные участки в составе лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ).
Эксплуатация лесных участков без проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, влечет их не целевое использование и ненадлежащие проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству, что является нарушением интересов Российской Федерации.
Таким образом, использование лесных участков ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех» без проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований и возражений. Представители ответчика в судебном заседании признали исковые требования.
Принимая во внимание отсутствие у ответчика проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, с учетом требований ст. 12 ГК РФ, предусматривающей один из способов защиты права пресечение действий, нарушающих право, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» обязанность разработать проекты освоения лесов в отношении спорных лесных участков и направить для прохождения государственной экспертизы в Управление лесного хозяйства Воронежской области.
Сучетом удовлетворения иска Воронежского межрайонного природоохранного прокурора суд на основании положений ст. 204 ГПК РФ устанавливает срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 6000 руб.
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика следует руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 РФ для юридических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором иск был заявлен, в том числе, в интересах Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства Воронежской области.
Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц в лице Управления лесного хозяйства Воронежской области удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» разработать проекты освоения лесов в отношении лесных участков: с кадастровым номером № расположенного в квартале <адрес>, с кадастровым номером № расположенного в выделе <адрес> в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и направить для прохождения государственной экспертизы в Управление лесного хозяйства Воронежской области.
Взыскать с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 22 сентября 2020 года.