Решение по делу № 2-4667/2016 ~ 04173/2016 от 11.08.2016

Дело № 2-4667/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оренбург 13 сентября 2016 года

Центральный районный суд города Оренбурга Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Бесаевой М.В.,

при секретаре Ивановой Ю.В.,

с участием

истца Востриковой Е.А.,

представителя ответчика Уварова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой С.А., Иванова К.А., Востриковой Е.А., Никитникова В.А., Никитникова А.А. к администрации г. Оренбурга, Министерству Природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Истцыобратились в суд с вышеназванным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ответчиком, в лице начальника управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, был заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик передавал в собственность истцов в порядке реализации ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес> общую долевую собственность по <данные изъяты> доли каждому. ДД.ММ.ГГГГ истцами в Управление Росреестра по Оренбургской области было подано заявление о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру на основании данного договора. ДД.ММ.ГГГГ истцами получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, согласно которому государственная регистрация приостановилась в связи с тем, что регистрирующим органом было запрошено: заявление о государственной регистрации права, правоустанавливающие документы, подтверждающие право государственной собственности субъекта РФ, договор социального найма, при его отсутствии ордер на жилое помещение, договор социального найма, доверенность КУГИ Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что указанные документы, могли быть представлены только ответчиком, истцы обратились к ним с указанным уведомлением, для того, чтобы недостающие документы были предоставлены в регистрирующий орган. Но в установленный срок приостановки, испрашиваемые документы в регистрирующий орган не поступили. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в государственной регистрации перехода права собственности. Считают, что в данном случае ответчиками нарушены права и интересы истцов, выразившееся в непредставлении истребуемых документов в регистрирующий орган. Просят признать за истцами право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общую долевую собственность по <данные изъяты> доли за каждым.

ИстцыИванова С.А., Иванов К.А., Никитников В.А., Никитников А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Истец Вострикова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащем образом, о причинах неявки суд не известил.

Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – Уваров В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал в части предъявленных требований к ним как ответчику, представил возражения на иск, указав, что спорная квартира относится к муниципальному жилищному фонду. Кроме того, квартира процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходила.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 своего Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п.1,3 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Из норм закона следует, что приватизации подлежат изолированные жилые помещения.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона о приватизации.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъясняется, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Статья 217 ГК РФ предусматривает передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или нескольких из них в соответствии с достигнутым ими соглашением, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно ст.11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией города Оренбурга и Ивановой С.А., Иванова К.А., Ивановой (Вострикова) Е.А., Никитниковым В.А., Никитниковым А.А. (владелец), администрация передала в частную долевую собственность, по <данные изъяты> доли каждому, Владелец получил в собственность квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 45,4 кв.м., с балконом, на втором этаже двухэтажного дома, со всеми удобствами, без подвала, по адресу: <адрес>

Из Распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что принято решение об узаконении домовладений АО «Сакмарское» - <адрес><данные изъяты> дом полезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м.

По положениям ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

С заявлением на приватизацию занимаемой квартирыпо адресу: <адрес> обратились совместно проживающие члены семьи:Иванова С.А., Иванов К.А., Иванова (Вострикова) Е.А., Никитников В.А., Никитников А.А.

Установлено, что Никитникову А.Н. ДД.ММ.ГГГГ на семью из <данные изъяты> человек выдан ордер .

Таким образом, истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением на основании выданного ордера и были вселены в вышеуказанную квартиру.

В соответствии с ч.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Из копии лицевого счета на вышеуказанную квартиру усматривается, что Иванова С.А., Иванов К.А., Иванова (Вострикова) Е.А., Никитников В.А., Никитников А.А. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес> по настоящее время.

В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ расположено помещение – жилая квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Как следует из материалов дела, препятствием для признания права собственности на жилое помещение – <адрес>, явилось отсутствие документов в регистрирующим органе: заявления о регистрации правагосударственной собственности, перехода права от имени субъекта Российской Федерации Оренбургской области, правоустанавливающих документов, подтверждающих право государственной собственности субъекта РФ, договора социального найма, при его отсутствии ордера на жилое помещение, доверенности КУГИ Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданную на имя ФИО

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Оренбургской области сообщили истцам (исх.) об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации, в виду не предоставления документов:заявления о регистрации права государственной собственности, перехода права от имени субъекта РФ Оренбургской области; правоустанавливающих документов, подтверждающих право государственной собственности субъекта РФ Оренбургской области; договора социального найма, при его отсутствии ордера на жилое помещение; документа, подтверждающего однократность приватизации жилья; доверенности КУГИ Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданную на имя ФИО

Согласно ст.15 ЖК РФ п.1 жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Правильная классификация жилищного фонда имеет принципиальное значение с точки зрения использования. Так, в жилищном фонде государственного и муниципального фонда жилье может предоставляться бесплатно, в том числе по праву приватизации, в собственность.

Так, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами РФ закона «О Приватизации жилищного фонда в РФ» п.4, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо судам учитывать, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности не влияет на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации квартиры (комнаты).

Квартира по адресу: <адрес> является изолированной, жилой, то есть, соответствует требованиям жилищного законодательства РФ, предъявляемым к такой категории помещений (ст.15 ЖК РФ).

Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями Закона РФ N 1541-1 от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса РФ, оценив представленные в дело доказательства, суд признает право собственности истцов по праву приватизациина жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общую долевую собственность по <данные изъяты> доли за каждым.

Вместе с тем, руководствуясь п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.19991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности», объекты жилищного фонда независимо оттого, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную сосбственность. В соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 года № 265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации СПК колхоз «Сакмарский» 29.08.2013 года. Согласно ч.5,6 ст.132 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, т.е. в муниципальную собственность.

При указанных обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу является администрация МО г. Оренбург, в иске к Министерству Природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой С.А., Иванова К.А., Востриковой Е.А., Никитникова В.А. Никитникова А.А. к Администрации МО г. Оренбург о признании права собственности удовлетворить.

Признать за Ивановой С.А., Ивановым К.А., Востриковой Е.А., Никитниковым В.А., Никитниковым А.А. право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общую долевую собственность по <данные изъяты> доли за каждым, в порядке приватизации.

В иске к Министерству Природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.В. Бесаева

Решение принято в окончательной форме 16.09. 2016 года.

11.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2016Передача материалов судье
12.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2016Подготовка дела (собеседование)
29.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2016Судебное заседание
16.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее