Дело № 2-4283/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Чернявской М.А.
с участием истцов Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю.
представителя истцов по ордеру Казацкер Д.А.
представителя ответчика по доверенности Казьмина Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарь ФИО8, Бондарь ФИО9 к Администрации ГО <адрес> к Администрации ГО <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю. обратились в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 18,9 кв.м., в том числе 18,9 кв.м. площади жилого помещения, находящегося в черте населенного пункта городского округа <адрес> (с учетом уточнений), ссылаясь на то, что они проживали в комнате № <адрес> на основании договора социального найма. Объект недвижимости пришел в аварийное состояние, стал непригодным для проживания, что подтверждено актом межведомственной комиссии. Несмотря на указанные обстоятельства, администрация <адрес> мер по переселению истцов в иное жилое помещение не предпринимает.
Истцы Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю., представительистцов по ордеру Казацкер Д.А. в судебном заседании пояснили изложенное, заявленные требования подержали.
Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> по доверенности Казьмин Я.А. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, площадью 18,9 кв.м. по договору социального найма. По заключению городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации <адрес> не состояли и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Указанный факт сторонами не оспаривается.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Законом Воронежской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области» 30ноября2005года №72-ОЗ установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Воронежской области.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для обязывания органа местного самоуправления предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке.
Кроме того,Решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 г. №150-111 «О муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» жилой квартал, ограниченный <адрес> включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции при сроках принятия решений о развитии застроенной территории и проведению аукционов в 2016 - 2017 годах, предоставление иного жилого помещения во внеочередном порядке, взамен непригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, будет нарушать права иных граждан, срок расселения домов которых запланирован на более ранние сроки. В связи с чем требования истцов о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Воронеж, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 18,9 кв.м., в том числе 18,9 кв.м. площади жилого помещения, находящегося в черте населенного пункта городского округа г. Воронеж, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Бондарь ФИО10, Бондарь ФИО11 к Администрации ГО <адрес> к Администрации ГО <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Воронеж, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 18,9 кв.м., в том числе 18,9 кв.м. площади жилого помещения, находящегося в черте населенного пункта городского округа г. Воронеж, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 30.09.2016 года.
Дело № 2-4283/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Чернявской М.А.
с участием истцов Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю.
представителя истцов по ордеру Казацкер Д.А.
представителя ответчика по доверенности Казьмина Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарь ФИО8, Бондарь ФИО9 к Администрации ГО <адрес> к Администрации ГО <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю. обратились в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 18,9 кв.м., в том числе 18,9 кв.м. площади жилого помещения, находящегося в черте населенного пункта городского округа <адрес> (с учетом уточнений), ссылаясь на то, что они проживали в комнате № <адрес> на основании договора социального найма. Объект недвижимости пришел в аварийное состояние, стал непригодным для проживания, что подтверждено актом межведомственной комиссии. Несмотря на указанные обстоятельства, администрация <адрес> мер по переселению истцов в иное жилое помещение не предпринимает.
Истцы Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю., представительистцов по ордеру Казацкер Д.А. в судебном заседании пояснили изложенное, заявленные требования подержали.
Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> по доверенности Казьмин Я.А. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, площадью 18,9 кв.м. по договору социального найма. По заключению городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Бондарь Т.В. и Бондарь П.Ю. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации <адрес> не состояли и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Указанный факт сторонами не оспаривается.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Законом Воронежской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области» 30ноября2005года №72-ОЗ установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Воронежской области.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для обязывания органа местного самоуправления предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке.
Кроме того,Решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 г. №150-111 «О муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» жилой квартал, ограниченный <адрес> включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции при сроках принятия решений о развитии застроенной территории и проведению аукционов в 2016 - 2017 годах, предоставление иного жилого помещения во внеочередном порядке, взамен непригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, будет нарушать права иных граждан, срок расселения домов которых запланирован на более ранние сроки. В связи с чем требования истцов о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Воронеж, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 18,9 кв.м., в том числе 18,9 кв.м. площади жилого помещения, находящегося в черте населенного пункта городского округа г. Воронеж, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Бондарь ФИО10, Бондарь ФИО11 к Администрации ГО <адрес> к Администрации ГО <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Воронеж, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 18,9 кв.м., в том числе 18,9 кв.м. площади жилого помещения, находящегося в черте населенного пункта городского округа г. Воронеж, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 30.09.2016 года.